АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, БЫТ, ХОЗЯЙСТВО И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА САРМАТОВ

Читайте также:
  1. II.6.1. Античная культура и христианство
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  4. Административно-общественный контроль на предприятии
  5. Адхократическая культура
  6. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  7. Американская культура XIX в,
  8. Анализ набора стратегических зон хозяйствования
  9. Андроновская культура
  10. Антикультура, контркультура, субкультура.
  11. Арабская культура
  12. Афанасьевская культура.

По археологическим данным можно судить о социальном неравенстве в среде сарматов. Об этом говорит наличие богатых захоронений. В условиях первобытнообщинного строя все сарматы обладали равными правами. Все проблемы общины решались старейшинами и вож­дями совместно с членами рода, племени. Позже во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики рода-пле­мени стали решаться в узком кругу вождей и ста­рейшин, которые не считались с мнением простых общинников.

Общественный строй сарматов У сарматов военная демократия отличалась от подобной системы управления других кочевых пле­мен. К примеру, у саков военная демократия была только для мужчин, а точнее - для мужчин, носив­ших оружие. А в сарматском обществе женщины тоже входили в военное сообщество племени. Доказательством тому могут служить многочисленные находки вооружения в женских погребениях. Поэтому воен­ная демократия сарматов была равна как для муж­чин, так и для женщин. В сарматском обществе жен щина занимала более высокое положение, чем в аналогичных обществах кочевых племен того периода. Культура отражается также и в быту. В понятие «быт» входят все бытовые условия, связанные с жилищем, одеждой, пищей, посудой и т.п. Сарматы в зимнее время одевали короткий по­лушубок, опоясывались кожаным поясом. На ноги надевали короткие сапоги, в которые заправляли шаровары. Сарматские женщины одевались так же, как и мужчины. Однако, в отличие от мужской одежды, их одежда обильно украшалась различными бусами, ожерельями. Женщины носили золотые серь­ги, кольца, подвески и браслеты. Посуда сарматов делалась из глины и металла. Днища глиняных горшков были глубокими и ши­рокими. Котлы для приготовления пищи отлива­лись из железа. В курганах находят также стек­лянные предметы, однако сарматы не сами их из­готавливали, а получали из восточных стран. Сарматы широко использовали в быту кожа­ную посуду - торсыки, саба, конеки, бурдюки и т.п. Сарматы занимались как кочевым скотоводством, так и земледелием. В основном выращивали овец и лошадей. Мясо и молоко их употребляли в пищу, а из кожи и шерсти выделыва­ли одежду, войлок. Сарматы выращивали крепких, невысоких в холке, приспособленных к круглогодич­ному содержанию и тебеневке лошадей. Также име­лись выносливые скакуны для дальних походов. Ими владели знать и военачальники. Такие лошади были редки в степи и ценились дорого. Сарматы разводили также верблюдов и быков. Они использовались как тягловая и гужевая сила. У сарматов наряду с кочевым и полукочевым скотоводством получила распространение осед­лость. В хозяйстве племен, живших в междуречье Волги и Жайыка, а также на побережье Черного моря, важное место занимало земледелие. У них вместе с кочевым хозяйством развивалось полу­кочевое и даже оседлое хозяйство. В жизни и быту сарматов охота имела подсоб­ное значение, а также играла роль развлечения и соревнования в меткости, ловкости и силе. Они охотились на косуль, сайгаков, зайцев, лисиц, а так­же на другую дичь. При охоте пользовались луком и использовали специально обученных собак. Ши­рокое распространение получила верховая охота. Ученые-археологи обнаружили в могильнике Бесоба кур­ган с захоронением женщин-жриц. Внутреннее строение кургана состояло из бревен. Сверху захоронение было покрыто ветвями деревьев, травой и дерном. В нем были похоронены две женщины, лежавшие на спине головой на юго-запад. Рядом с покойными были положены «необходимые» вещи: бронзовое зеркало, золотые серьги, бусы и жерт­венник с изображением оскалившего пасть волка. Изучение памятников савроматов Западного Казахстана позволило выявить следующие их осо­бенности: внутреннее устройство могильных кур­ганов в большинстве случаев состоит из деревян­ных бревен; во-вторых, могилы имеют различную форму (прямоугольные, круглые, овальные и т.д.). Одним из хорошо исследованных памятников савроматов является могильник Сынтас. Первый из курганов могильника выложен из рядов бревен в виде сужающейся кверху пирамиды. Здесь в кур­гане захоронены сразу три савроматских воина. Возможно, что один из них был военачальником. Он лежал в центре и покоился на возвышенной основе. Таким образом, в могиле, скорее всего, за­хоронен военачальник со своими двумя воинами. Возле воинов были положены бронзовые нако­нечники стрел, железные кинжалы, железные уздечки, глиняная посуда и т.п. Также при раскоп­ках памятника Сынтас были найдены предметы с изображением волка и костяные ложки с изобра­жениями сайги и горного козла. При раскопках памятника позднесарматского периода Аралтобе, что в Жылыойском районе Атырауской области, были раскопаны 3 кургана. Среди находок в погребениях были вооружение вождя, укра­шения, а также части ритуального посоха жреца. Сарматы в рассматриваемое нами время были воинственным племенем. К тому же они были на­родом с высокоразвитым искусством. Мастера-ре­месленники занимались не только изготовлением различных вещей и предметов, но и ткачеством. Ювелиры изготавливали украшения из золота, се­ребра, меди и железа, а также делали зеркала.

§ 25. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН В Центральной Азии находятся огромные пространства, издрев­ле населявшиеся кочевниками. Если взглянуть сверху, с высоты птичьего полета на степи, то мож­но увидеть широкую полосу холмистой местнос­ти. Это пространство именуется казахами Сарыарка. Это слово в казахском языке означает поло­су желтых степей и сопок, протянувшихся с запа­да на восток. Начиная с эпохи бронзы, в Централь­ном Казахстане высокого уровня развития достиг­ли добыча руды, а затем выплавка меди, олова, зо­лота, серебра, железа.

Горные отроги Тарбагатая на востоке, вытянутая низменность Торгая на западе окружают Сарыарку. Внутри этой страны на север несут свои воды реки Оленты, Селеты, Есиль (Ишим), Нура, Куланотпес. В обратном направлении, на юг, текут реки Аягоз, Каратал, Жамши, Мойынты, Сарысу, Сарыкенгир, Каракенгир. Все они берут начало в едином устье. Сарыарка является крупным водоразделом.

Письменных данных о древних жителях Центрального Казахстана со­хранилось мало. В трудах Геродота об этом регио­не упоминаются аргиппеи и исседоны. Современные ученые установили, что на северо-западе Сарыар­ки жили аргиппеи, в центре - исседоны, на востоке - аримаспы. Жители степи разводили коней, овец и верблю­дов. Выбор на эти виды животных пал не случайно. В здешних климатических условиях именно эти виды животных могли зимой самостоятельно до­бывать корм из-под снега. Кочевники хорошо знали, где, в какой местно­сти, имеется богатая растительность, они знали степень поедания и усвоения ее скотом. В течение лета скотоводы несколько раз меняли пастбище, чтобы скот не вытаптывал траву. К зиме надо было, чтобы скот набрал силу. Поэтому для осенних па­стбищ использовали земли с богатой, сочной рас­тительностью. Летний выпас продолжался от 6 до 9 месяцев. Кочевники использовали летний вы­пас с момента таяния снега весной до его выпаде­ния осенью. Особенность весеннего и осеннего периодов была в искусственном «удлинении» теплых дней за счет

передвижения на юг. «Увеличение» прохладного, не жаркого времени шло за счет движения на север. Весной кочевка шла медленно - скот после зимы должен был окрепнуть. В феврале-марте поголовье скота увеличивается, приплод делает невозможны­ми быстрые переходы. Летом надо было создать условия для того, чтобы скот хорошо нагулял жир. Это достигалось при просторе жайляу и достаточности кормов. Под жайляу (летние пастбища) выбирали плоские равнины, низменности с разнообразной ра­стительностью, в жару скот пасли на возвышеннос­тях. Скотоводы стремились быстрее перекочевать на летние пастбища, до наступления жарких дней. Сто­янки летом из-за жары были более продолжитель­ными. Это влияло на ритм кочевого передвижения. Основной проблемой летом было постоянное обеспе­чение водопоем скота. Скот, набравшийся жира, должен был укре­питься пастьбою на кузеу - осенних пастбищах. Осенью начиналось движение к зимним пастбищам - кыстау. Лошадей на зиму объединяли в табуны. В одном табуне было 400-600 голов. Это делалось для того, чтобы молодняк не остался без корма. Табунщиками обычно были несколько человек. Многие работы, такие как стрижка, рытье ко­лодцев, дойка, охрана скота, уход за молодняком, выполняли сообща. Кочевники занимались также охотой, собирательством, промыслами. Терри­торию Центрального Казахстана составляют зем­ли Карагандинской, Акмолинской, частью Павло­дарской областей и Тургайский регион. Памятники раннего железного века Центрального Казахстана представлены курганными могильниками. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами». По мнению некоторых ученых, они играли роль маяка в степи. И в самом деле, курганы с «усами» построены под определенным углом и определяют стороны света - юг, север, восток, запад. Кочевники прекрасно знали местонахождения пастбищ и водоемов. В определенные дни, наблю­дая за тенью от двух каменных столбов, кочевни­ки предугадывали изменение погоды. Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре. Название дано по местности Тасмола в Екибастузском райо­не Павлодарской области, где впервые был раско­пан курган данной культуры.

Особенность курганов тасмолинской культуры состоит в том, что в них имеются два захоронения. Оба кургана расположены по соседству. В большом кургане хоронили человека, в малом кургане - ло­шадь. От них в восточном направлении отходят 2 ответвления, насыпанные из камней. Длина этих «усов» составляет от 10 до 30 метров. Другой осо­бенностью является то, что в быту скотоводов Центрального Казахстана широкое применение имела деревянная и металлическая посуда. В кур­ганах глиняная посуда почти не встречается. Археолог К.А. Акишев считает, что тасмолинская культура относится к исседонам. Исседонские племена постоянно переселялись на юг Казахста­на и в Кыргызстан. С их появлением совпадает рас­цвет сакской культуры. Встречаются четыре вида курганов с «усами». К первому виду относятся малые курганы, выложенные с восточной стороны от большого курга­на. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы». При втором виде два кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого от них, с южной и се­верной сторон на восток отходят каменные дуги — «усы». Третий вид - это когда сначала строился один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «ус». Четвертый вид схож с тре­тьим, т.е. он состоит из двух курганов, построен­ных друг на друге. Границу между двумя курга­нами можно отследить только в ходе раскопок. В одном из курганов хоронили человека, а в другом - его верховую лошадь. Коня приносили в жертву покойному и тоже погребали под курган­ной насыпью. Этот древний обычай сохранился у казахов Восточного Казахстана, где существует традиция - оставлять на могиле умершего голову принесенной в жертву лошади. Курганы с «усами» являются самобытным па­мятником архитектурного искусства древнего Ка­захстана. Вообще, курганы с «усами» являются наиболее часто встречающимися памятниками эпо­хи раннего железа в Центральном Казахстане. По­добные курганы с «усами» в последнее время стали находить и в Северном, Восточном Казахстане, а также в южных регионах страны.

§ 26. СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН Территория Северного Казахстана на юге грани­чит с Центральным Казахстаном, на севере - с лесостепью Западной Сибири. Поэтому на памятни­ки раннего железного века оказали сильное влияние культуры данных регионов. К Северному Казахстану от­носятся территории современных Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и северной части Павлодарской областей. В Северном Казахстане много рек и пресных озер. Поэтому здесь с древних времен население занималось рыболовством и земледелием. Богатые травы, небольшие расстояния между водопоями создавали условия для «спокойного» кочевания. Особенностью структуры стада было наличие крупного рогатого скота. Зимние пастбища располагались на юге. Обычно выбирались места, где позже выпадает и раньше тает снег. Зимой старались занимать места, защищенные от ветра. Если недалеко были камышовые заросли,

то они защищали от бурана, а камыш использовал­ся людьми как топливо. Важно было, чтобы рядом были удобные места для водопоя.

Письменных источников, рассказы­вающих о жизни населения на территории Север­ного Казахстана, очень мало. Древнегреческий ис­торик Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили «у подножья высо­ких гор». Здесь речь идет об Уральских горах. Вот что писал Геродот об их образе жизни: «Каждый из них живет под деревом, зимою окутывая его плотным белым войлоком, а летом без войлока. Сим людям никто не делает обид, ибо они почитают­ся священными, да и воинских оружий не имеют; более того, они и соседей своих примиряют в несо­гласии, и кто в бегстве прибегнет к ним под защиту, получит у них кров и помощь. Тому никто не причи­няет обиды; имя сему народу аргиппеи ». Языковеды слово «аргиппей» переводят с латин­ского языка как «Обладатели белогривых, быстроно­гих коней». Далее на восток от них расселялись исседоны. Сведения древнегреческих историков Геродота,Страбона подкрепляются археологами. Ученые находят много сходства между племенами северного и других регионов Казахстана. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы - это названия одного народа. В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочево­му образу жизни. Находимые здесь предметы искус­ства относятся к «звериному стилю». Название это, как вы знаете, связано с традицией изображать зве­рей и животных. Древние люди изображали схватки верблюдов, мчащегося волка, летящего беркута.

Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана. Господствующим типом хозяйства на севере было кочевое и полукоче­вое скотоводство. В стадах у кочевников преоблада­ли овцы. Важную роль в хозяйстве играла лошадь. Летом пасли скот на жайляу. Аулы объединя­лись. Жара влияла на движение - лошадей выпа­сали ночью, в 12-15 километрах от аула. Молод­няк пасли отдельно, около аула. Для того чтобы скот хорошо нагулял жир, через каждые 7-10 дней скот выпасали на солонцах.

Зимой скот сильно терял в весе из-за тебенев­ки, когда корм приходилось добывать из-под сне­га. Темп движения из-за высокого слоя снега за­медлялся. Для крупного рогатого скота строили загоны и заготавливали сено на зиму. В теплую погоду скот пасли на возвышеннос­тях, в холод же - в лощинах, камышах, кустарни­ках. Более заснеженные участки использовались под выпас в начале и в конце зимы, а степные по­нижения, северные склоны сопок, холмов, подо­швы гор - в середине зимы. Особенностью зимнего периода было пребыва­ние на одном месте. Жили на кыстау - зимних стойбищах. Кочевание в зимний период было ог­раничено из-за природных условий: холод, ветер, толстый снежный покров, скудный травостой, рез­кие перепады температур - все это усложняло жизнь скотоводов. На севере Казахстана периодически были джуты - массовые падежи скота от бескормицы и голода. При нем земля покрывается коркой льда, и скот не может пробить копытом лед, чтобы добыть себе корм. Джу­ты повторялись через определенное время - 6-8, иног­да - 10-12 лет. Жители Степи при гололеде гоняли табуны ло­шадей, пока не проломится лед. Иногда дробили наст с помощью бревен, привязанных арканами к лошадям. Были и другие средства борьбы с джу­том: во время снегопадов и дождей скот отгоняли за пределы, охваченные джутом, вручную разгребали и очищали пастбища, загоняли скот в лес и ставили заграждения. На фор­мирование сакской культуры в междуречье Ирты­ша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура. Тасмолинцы хоронили покойных вместе с лошадьми в так называемых курганах с «усами». Поэтому некоторые ученые считают, что курганы в местности Улыбай в Северном Казахстане схожи с памятниками тасмолинской культуры. Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру. Из курганов первоначального периода сакского времени в данном регионе хорошо исследованы следующие курганы: Бирлик, Алыпкаш, Покров­ка, Бектениз. При раскопках этих памятников были найдены стрелы, плоские ножи, круглые бронзовые зеркала с крючком с внешней стороны, глиняная посуда и другие вещи.

Из раннего периода эпохи саков были исследо­ваны три поселения: Карлыга, Боркин, Кеноткел. В них были найдены остатки керамической посуды, бронзовые ножи, различные заколки, множество каменных изделий. Раскопки поселений позволили найти также наконечники стрел, круглые, плоскодонные горш­ки с выпирающими боками. Археологи исследовали остатки укрепления-городища раннежелезного века на правом берегу Есиля - Актау. Городище было окружено укрепленным валом высотой 5-6 метров. Укрепление было построено из дерева на высоком холме. По углам крепости высились сторожевые башни. Стены укрепления снаружи были слегка наклонены, а для того, чтобы затруднить атаку, перед крепостью был вырыт ров глубиной 1,5 метра. В раннем железном веке в Казахстане широкое развитие получило ис­кусство плавки и обработки цветных металлов, Готовые металлические изделия вывозились даже за пределы Казахстана. Например, предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найде­ны в Восточной Европе и на Кавказе. Они относятся к 1—3 вв. до н.э. Обнаруженные в Северном Казахстане железные изделия датируются на 2-3 века ранее, чем аналогичные металлические предметы, изготовленные в соседних регионах Западной Сибири, на Урале. Все это доказывает, что Казахстан раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал связующе-перевалочным регионом между мощны­ми металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой. На протяжении 8 в. до н.э.-2 в. н.э. племена, населявшие Северный Казахстан, находились в постоянных культурных связях с племенам Жетысу и Южного Казахстана. Это видно из многих общих черт культуры, прослеживаемых в находках курганов в этих двух регионах.

§ 27. ВОСТОЧНЫЙ КАЗАХСТАН К Восточному Казахстану относятся совре­менные Восточно-Казахстанская и Павлодарская области.

Климат Восточного Казахстана похож на кли­мат Северного Казахстана - здесь такое же корот­кое жаркое лето и длительная суровая зима. Боль­шую часть территории покрывают леса и горы. Восточный Казахстан являлся одним из цент­ров древней металлургии. Письменных сведений о древних жителях Восточного Казахстана сохранилось мало. По сообщению Геродота, соседями сарматов были аргиппеи. Далее их жили исседоны и дальше в горах аримаспы - «стерегущие золото». Исходя из того, что недра Алтая богаты золотом и железной рудой, речь идет именно о аримаспах. Зна­чение слова «аримаспа» Геродот переводит так: «арима» - один, «спа» - глаз или диск. Восточный Казахстан с древности является местом, наиболее благоприятным для проживания человека и развития скотоводства. Его равнины и горные хребты, богатые привольными пастбищами, руд­никами с различными металлами, стали основой для формирования здесь древней самобытной культуры. Восточный Казахстан - степной, к тому же и горный регион. Основная водная артерия здесь - река Иртыш. Западная часть Алтайских гор и его ответвления - хребты Калбинский, Нарымский, Тарбагатай, Манырак, Сауыр расположены на территории Восточного Казахстана, В центре этого историко-географического региона расположены горы Чингистаз и Зайсано-Алакольская впадина. В степных районах Восточного Казахстана, в частности, на тер­ритории современного Зайсанского района, имеются грандиозные царские курганы. Место наиболь­шего их скопления - Шиликтинская долина. К Шиликтинскому могильнику относится 51 курган, По размерам они большие и средние. Курганы-великаны в диаметре составляют 100 м, а в высоту достигают 8-10 метров. Эти курганы, как и курганы Жетысу - Бесшатыр, Иссык - были разграблены еще в глубокой древности. В 1960 году был исследован самый большой шиликтинский курган - «Золотой курган». От центра погребения по направлению с Востока на запад был проложен узкий коридор дромос. Стены были сооружены из бревен лиственницы, пустоты заполнены камнями, а стены кори­дора, ведущего к могиле, были покрыты каменными плитами. Верх могилы и коридора был перекрыт поперечными бревнами. В погребении были захоронены двое: мужчина лет 40-50 и женщина 50-60 лет. После их захоронения могилу покрыли слоем камня, затем - смешанным составом из гальки, песка и глины, кото­рый и образовал собственно курган. Затем боль­шой каменной плитой был закрыт вход в подзем­ный коридор, ведущий к могиле. Археологами были извлечены 13 бронзовых наконечников стрел, остатки колчана для стрел. Наконечники двусторонние, обработаны остро. Колчан изготов­лен из толстой кожи, части его были сшиты сухо­жилиями. Снаружи колчан был украшен несколь­кими заклепками. Найдены также золотые пласти­ны с изображениями беркута, леопарда, кабана, рыб, птиц с распростертыми крыльями, а также другие ювелирные украшения. Золотые рельефные изобра­жения сделаны с потрясающей красотой и высоким мастерством. Ученые, изучив вещи и предметы из «Золотого кургана», а также проанализировав их внешнее устройство и формы, пришли к выводу, что курган был возведен в 8-7 вв. до н.э. В Зайсанском районе Восточного Казахстана рас­положено около 200 крупных курганов. 50 наиболее грандиозных из них носят название «царские». Самое древнее на земле Казахстана царское по­гребение, относящееся в 8 в. до н.э., находится в кургане №1 Шиликтинского памятника. Он был открыт известным казахстанским ученым-этноло­гом, археологом, профессором А.Т. Толеубаееым. Эта археологическая сенсация в исторической науке республики была воспринята как третий «3олотой человек» Казахстана.

Высота этого кургана 8 м, диаметр 100 м. Кур­ган состоит из трех больших слоев. Верхний слой - из песка, второй слой - из камня. Высота каменного слоя 4,1 м, длина по окружности 67 м. Внутри него был расположен деревянный мавзолей-склеп. Пло­щадь его 34 кв. м, высота 3 м. Склеп устроен на поверхности земли. Стены его, сложенные в 2 ряда по длине, подняты из толстых кедровых бревен. В та­кой огромной могиле был захоронен только один че­ловек. Его захоронили вместе с одеждой, богато ук­рашенной пластинами из самородочного золота. Об­щее количество золотых пластин и бляшек состави­ло 4325 штук. Большинство из них выплавлено в виде фигурок степных зверей. Вместо глаз, ушей, ноз­дрей, копыт зверей вставлялись маленькие камеш­ки голубого цвета - бирюза. Встречаются изображе­ния барса, архара, оленя, горного козла, медведя, волка, беркута. Самая интересная находка - пяти­угольная звезда. Основа ее - золото, лучи сделаны из голубого лазурита. По окружности звезда инкру­стирована костью, а в центре укреплен рог. Звезда в те древние времена считалась символом власти. В могиле найдены остатки деревянных досок, где мас­ляными красками изображены олени. Исследовате­ли считают находку частью разрушившегося трона царя. К сожалению, курган-мавзолей был ограблен еще в древности. Грабители забрали ценные вещи из могилы царя - золотую корону, меч, кинжал, риту­альный посох. При раскопках кургана № 5 в Шиликтинской до­лине было обнаружено более 500 золотых пряжек и бляшек. Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей, знатных вождей, знаменитых героев, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы. Период 5—4 вв. до н.э., эпохи раннежелезного века Восточного Казахстана получил название берельского периода. На­звание связано с местонахождением Берельского могильника в Катон-Карагайском районе. Могиль­ник состоит из 40 курганов. Высота самого боль­шого из них 9 метров. Богатым на находки оказался Большой Бе­рельский курган. Интересно, что в кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей. Они лежали по 4 лошади в 4 ряда. Лоша­ди были захоронены вместе с седлами и сбруей, будто сопровождая хозяина в поход. В кургане было много изделий из золота и бронзы: сказоч­ные птицы, золотые фигурки животных. Возможно, что покойный при жизни был вож­дем племени или старейшиной, очень знатным и уважаемым человеком или героем.

В малых курганах Береля были найдены захо­ронения людей в деревянных сооружениях - сар­кофагах. Вместе с ними были погребены их кони.

Одна из особенностей берельской культуры - наличие большого количества глиняной посуды с суживающимся верхом, типа кувшина. Также на­ходят широкие вазы. В 1998-1999 гг. археологическая экспедиция под руководством З. Самашева произвела раскоп­ки в слое вечной мерзлоты и изучила курган № 11. Курган имел овальную форму, а его верхняя часть сползла вниз. Перекрытие могилы было забито бронзовыми гвоздями. На каждом были позолочен­ные грифоны - фантастические животные, изобра­женные в полете, размером около 15 см. В выдолб­ленной из лиственницы колоде покоились мужчи­на лет 45 и женщина пожилого возраста. Ученые методом радиологичес-кого анализа установили, что захоронение было произведено в 294 г. до н.э. Захороненные были одеты в дорогую роскошную одежду. На скелетах в разных местах сохранились остатки шелковой одежды, украшенной жемчугом, золотыми бляшками и полудрагоценными кам­нями.

В кургане также были найдены останки 13 лошадей. Они были абсолютно целы. Сами лошади, их кожа, даже внутренности сохранились. Древние жители умели бальзамировать покойников и помещали их в искусственный лед. Возводя курган, они рассчитывали высоту и ширину так, что при продувании ветром холод уходил вниз и задерживался там. Получался ледяной конденсат, и устанавливалась температура до минус четырех градусов. Ученые-биологи, изучив содержимое желудков, травы, которыми питались лошади, пришли к выводу, что они были привезены из разных мест и содержали эфирные масла, которые не дали мертвым лошадям разложиться. Седла, сшитые из кожи и материи красного цвета, и вся конская амуниция были украшены в зверином стиле. На черепах лошадей были обнаружены кожаные маски, украшенные рогами горного козла. Одна из масок была сделана в образе зверя из рода кошачьих, с птичьим клювом, завихренным рогом, с крыльями, скорее всего это было изображение барсообразного самрука - легендарного сказочного персонажа. Ученые находят золотые предме­ты, инкрустированные разноцветными камнями, относящиеся к 7 в. до н.э. Древние ювелиры использовали полихромный стиль. Они умели украшать золотые пластинки зернью. В последнее время ученые нашли в предгорьях Тарбагатая памятники, схожие с памятниками уйсунской культуры Жетысу. Возможно, что в 3-1 вв. до н.э. на Тарбагатае сформировалась культу­ра, идентичная уйсунской культуре Жетысу. Эта гипотеза подтверждается материалами антропологических исследований, которые показали общ­ность внешних черт жителей Восточного Казахста­на и Жетысу в рассматриваемом историческом периоде. Это был смешанный европеоидный облик, приближенный к монголоидному типу. Сказать точно, какие племена населяли данный регион в 3-1 вв. до н.э., очень сложно. Ученые счи­тают, что здесь жили племена, родственные древ­ним уйсунам, известные по китайским письмен­ным источникам, как уге, усунъ.

§ 28. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА. Древнегреческий писатель, историк Ксенофонт, проживший долгое время при персидском дворе, приводит интересный случай, позволяющий судить о методах воспитания молодежи у саков: «Персидский царь устроил конные ристалища (сос­тязания) для всадников, представлявших разные народы. Длина беговой дорожки была определена в пять стадиев (около одного километра). Когда начались бега, то какой-то молодой сак вырвался впе­ред и достиг финиша, оставив всех остальных всадников почти на половине дорожки. Персидский царь предложил саку царство в обмен на коня, но тот отказался, заявив, что отдал бы коня лишь в обмен на благодарность храброго человека». Саки были мирным народом. Древнегреческий географ Страбон с уважением писал о саках, что «все они прямодушны и верны договорам». В среде кочевников высокого развития достиг­ло - искусство. К примеру, у кангюев были развиты песенное и танцевальное искусство, уйсуны достиг­ли высокого мастерства в изготовлении прекрас­ных керамических сосудов. По предположению уче­ных, гунны знали письменность. Известны рель­ефные надписи саков на серебряных чашах. Гуманные формы жизни и стройная система ад­министративного управления кочевников привлека­ли просвещенных китайцев. Китайские правители опа­сались не только набегов гуннов, но и уходов образованных китайцев в Степь. Археологи изучили зимние жилища гуннов. Выяснилось, что у них была уникальная система отопления: дымоход очага, проложенный горизон­тально у стены, обогревал весь дом. Над дымохо­дом устраивались лежаки, или нары. Кочевники изобрели вещи, которые входят ныне в обиход многих народов мира. Такой вид одежды, как штаны, без которых современному человеку невозможно представить мужчин, изоб­ретены кочевниками еще в древности. Стремена, первая кочевая повозка появились тоже у кочев­ников. Кочевниками была изобретена изогнутая сабля, вытеснившая тяжелый прямой меч. Нако­нец, само жилище кочевников - юрта, — наиболее приспособленное и совершенное жилище при дли­тельных передвижениях, путешествиях. Историк Александра Македонского Арриан описал особенность воинских доспехов кочевников: «Сами скифы (дахи) и лошади их были тщательно защищены броней». Это подтверждает и Геродот: «Лошадям на грудь они надевают медные панци­ри». Появление конных воинов в тяжелых пластинчатых доспехах на защищенных броней конях под­тверждено археологическими находками. К приме­ру, на городище Чирик-Рабат обнаружены желез­ные доспехи сакского воина. Интересно, что такие доспехи в Европе появились только в средние века. Оставленные древними жителями могильники, укрепленные городища и поселения характеризуют жизнь скотоводческих и земледельческих племен. В искусстве сарматов появляется своеобразная изобразительная форма, называемая «звериным стилем». Этот стиль сложился в 7-6 вв. до н.э. Изделия, сделанные в «зверином стиле», нахо­дят на территории Средней Азии, Казахстана, Си­бири, Юго-Восточной Европы. Звериный стиль ха­рактеризуется двумя особенностями: 1) изобража­ются образы зверей и животных; 2) зверей изобра­жают в движении. Мотивы «звериного стиля» по­степенно стали традицией. Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с 7-5 вв. до н.э., получает развитие полихромный стиль. Кочевники умели инкрустировать предметы, то есть вставлять в них цветные драгоценные и полудрагоценные камни. Также украшали предметы зернью. В 3-5 веках полихромный стиль достиг своего расцвета. Через территорию Казахстана проходил Ве­ликий Шелковый путь. Он начинался в Китае и заканчивался в Риме. Геродот описал одно из направ­лений Великого Шелкового пути. Путь шел из Причерноморья до Дона, оттуда - на земли сарматов, в Приуралье, а затем дальше к Иртышу и на Алтай. Геродот перечисляет племена, жившие в данных регионах, - сарматы, исседоны, аргиппеи, аримаспы. В 6-3 вв. до н.э. древние жители Казахстана состояли в торгово-обменных связях с Китаем, Инди­ей, Персией. Об этом свидетельствуют найденные в по­гребениях сакской знати китайские зеркала, изделия из Персии (Ирана). Великий Шелковый путь проходил через зем­ли уйсунов и кангюев. По мнению ученых, регулярное сообщение через Великий Шелковый путь началось во 2 в. до н.э. Кочевники Казахстана находились на стыке Ев­ропы и Азии, их земли были мостом, соединяющим различные страны. На окраинах Степи существо­вали пограничные зоны, где осуществлялся кон­такт земледельческих и кочевых цивилизаций. Ос­новным товаром, в котором нуждались многие на­роды, был шелк. Им одаривали правителей и по­слов, во многих странах его выдавали вместо жа­лованья воинам. Шелковые платья были легкими и удобными по сравнению с шерстяными. Шелк умели делать только в Китае. Поэтому во всех стра­нах Европы с нетерпением ждали караваны из Ки­тая. Чтобы провезти свои товары на византийские рынки, купцы должны были пройти земли десят­ков стран и народов. Купцы многих стран, желав­ших приобрести этот дорогой товар, побывали в ка­захстанских степях. Они везли товары, производи­мые в своих странах. Так в Степь попадали римское стекло и монеты, китайские фарфоровая посуда, зер­кала и шелк, европейские застежки, иранские рез­ные перстни с драгоценными камнями.

§ 29. ОБЫЧАИ И ВЕРОВАНИЯ КОЧЕВНИКОВ Как вам известно, Казахстан - крупное по: площади государство. Поэтому его климат и природ­ные условия неоднородны. В зависимости от них определялись формы ведения хозяйства, длитель­ность кочевок, скорость передви-жения, видовой сос­тав скота. Например, если на юге Казахстана преоб­ладали овцы, то на западе больше выращивали вер­блюдов и лошадей. На севере и северо-востоке Ка­захстана разводили много крупного рогатого скота. Письменных источников о древних жителях Ка­захстана сохранилось крайне мало. Ученые черпа­ют сведения из археологических памятников и скуд­ных письменных исторических источников. По дан­ным древнегреческих, персидских и китайских ис­точников, в Казахской степи жили племена саков, гуннов, уйсунов, кангюев, сарматов. В состав сакского союза племен входили массагеты, аримаспы, аргиппеи, исседоны и другие. Судя по данным источ­ников, кочевники различных регионов Казахстана в основном имели общий уклад жизни и быта. Мас­совые погребения в родовых могильниках состояли из обыкновенных небольших курганов. В одном из древнегреческих источников мы читаем: «Их традиции погребения, обычаи и повседневный быт схожи друг с другом». Древние авторы отмечали у кочевников такие черты, как «стремление быть с дру­гими в верных и открытых отношениях», то есть быть добросердечными, справедливыми, искренними. Культура разных племен Казахстана очень схожа. К примеру, в их среде широкое распростране­ние получил обряд похорон умершего с его конем. В Большом Берелъском кургане кони были похоронены в полном боевом снаряжении вместе со своими хозяевами, как будто те собрались в военный поход. Древние кочевники поклонялись духам предков. Вблизи каждой зимовки располагалось родовое клад­бище. Там хоронили покойных, несмотря ни на время года, ни на продолжительность пути. В могилу вместе с покойным укладывали его личные вещи. Люди считали, что в загробном мире кочевнику обя­зательно понадобятся его конь и оружие, В ранних сарматских памятниках в большой курган хоронили самого почитаемого и уважаемого члена рода или кого-то из его родственников. Рядом с этой могилой располагались курганы близких сородичей. Эта традиция возникла ввиду того, что ко­чевники считали: люди, близко общавшиеся при жизни, не расстанутся и на том свете. Таким обра­зом, древние племена, населявшие Казахстан, поклонялись духам предков, Синему небу (Тенгри). При раскопках памятника Аралтобе, который находится в Жылыойском районе Атырауской обла­сти, были найдены стеклянные бусы, стрелы, облом­ки кинжала. Покойный лежал на спине, головой на юг. Рядом с ним были положены более сотни стрел в кол­чане, а также глиняная посуда, железная сабля и нож. В склепе были захоронены глубоко почитаемый сар­мат, при жизни выполнявший роль вождя-полковод­ца и жреца, а также его жена. С ними были погребены 2 коня. Одежда вождя была богато украшена золоты­ми бляшками и драгоценными камнями. В погребе­нии были также обнаружены вооружение вождя, ук­рашения, а также части ритуального посоха жреца. Среди памятников тасмолинской культуры встречаются так называемые курганы с «усами». Вытянутость их по направлению к востоку, видимо, сви­детельствует о поклонении тасмолинцев Солнцу. Курганы с «усами» возводились в память о самых уважаемых и почитаемых членах общины.

§ 30. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЛИК ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ Общая антрополо­гия как наука исследует такие биологические черты человека, как его внешний облик, цвет кожи, рост, строение и размер зубов, рельеф кончиков пальцев, степень оволосения тела, а также группу крови. По этим основным внешним свойствам все человечество можно разделить на три большие расы: европеоидную, монголоидную и негроидную. Расовые различия не связаны с умственными качествами людей, а имеют только внешнюю сторо­ну. К внутренним же, умственным качествам людей мы относим такие черты, как мышление, пове­дение, нравственность, патриотизм и т.п.

Историческая антропология - одна из отраслей исторической науки. Она исследует общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе. Изменения в антропологическом типе людей, живших в различные исторические периоды, дают нам возможность определить их исторические связи и культурно-этнические смешения. Понятие этническое дается в значении народное. Сведения о внешнем облике людей, живших на территории Казахстана, можно встретить, начиная уже с эпохи бронзы. Скелеты, черепа более ранних людей не сохранились в полном объеме. В эпоху бронзы Казахстан населяли племена андроновской культуры.

Надо сказать, что в эпоху бронзы территорию Казахстана населяли люди, представлявшие европеоидную расу. Они были носаты, грубого вида, светловолосы и светлокожи, среднего роста. Известный антрополог М. М. Герасимов по найденному в Алексеевском могильнике в Костанайской области черепу женщины периода андронов­ской культуры сделал реконструкцию. С ним очень схож найденный недавно в могильнике Ойжайлау Жамбылской области череп человека эпохи брон­зы. Он отличается большим размером черепа, су­женным лицом, носом с горбинкой. Люди подобно­го облика жили в конце эпохи бронзы и в начале железного века и в Восточном Казахстане, о чем свидетельствуют останки из погребений. Несколько отличался облик древних жителей За­падного Казахстана. У них были округлые головы, широкие скулы, впалые глазницы, горбатые носы. Антропологический облик людей сакского и сармато-уйсунского времени имеет свои особенности. Череп саков небольшой, лицо широкое, плос­кое, глазницы большие, надбровные кости высту­пающие, переносица с горбинкой. Саки были евро­пеоидами, однако по сравнению с андроновцами эти черты у них стали размываться. Это заметно уже из того, что череп у саков стал более округленным, лоб - более покатым, умень­шилась горбоносость. Во внешнем облике саков больше стало появляться монголоидных черт. Особенно сильно монголоидные черты выраже­ны у саков Северного и Восточного Казахстана. А у саков, живших в Жетысу и в Южном Казахста­не, монголоидные черты были менее выражены и заметны. Внешний облик сарматов, живших в Западном Казахстане, сходен с внешним обликом уйсунов, живших в Жетысу. Однако в их внешнем облике было больше признаков европейских племен, жив­ших в среднем течении Едиля (Волги). Реконструкцию черепа древних жителей Же­тысу по их костным останкам произвел М. М. Ге­расимов. Голова уйсунов была не удлиненной, а среднего размера. Лоб был чуть скошенный, над­бровье среднее, переносица - с небольшой горбинкой. Эти черты тоже свидетельствуют о том, что как и у саков, у уйсунов стали преобладать монго­лоидные черты. Интересный момент: монголоид­ные черты у сакских женщин были более заметны, чем у мужчин. Если это обстоятельство получит дальнейшее доказательство, то его можно объяснить следующим образом: уйсуны, особенно знать, находились в близких родственных отношениях с тюркоязычными и другими монголоидными племенами, жившими на территории современного Восточного Туркестана (северо-запад Китая). Из более поздних останков, найденных в памятниках сарматов, относящихся к железному веку, становится очевидно, что у них начинают преобладать монголоидные черты, хотя по сравнению с уйсунами их было намного меньше. В эпоху бронзы территорию Казахстана населяли племена европеоидной расы. Самоназвания их до сих пор точно не установлены. Их мы обычно называем в соответствии с большим культурно-историческим объединением андроновцами. Они, как известно, были светлокожи, голубоглазы и кареглазы, среднего роста, с продолговатой головой и носом с горбинкой. По племенам раннего железного века - сакам, уйсунам, сарматам - имеется конкретный антропологический материал, позволивший нам воссоздать их внешний облик. По общим антропологическим признакам мы их относим к европеоидной расе. Тем не менее, у них монголоидные черты проявлялись более отчетливо, чем у андроновцев. Таким образом, в период железного века у племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике постепенно стали доминировать монголоидные черты. Все это показывает, что на земле Казахстана в древности соприкасались разноликие, разноязыч­ные группы племен.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)