АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика работы

Читайте также:
  1. I. КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
  2. I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  3. II. ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
  4. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  5. II. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  6. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  7. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  8. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  9. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  10. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  11. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  12. III. Требования охраны труда во время работы

Санкт-Петербургский Институт истории

На правах рукописи

АЛАКШИН

Александр Эдуардович

Протестантские общины в Петербурге в ХVIII веке

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

 

 

Автореферат

диссертациина соискание ученой степени

доктора исторических наук

Санкт-Петербург

Диссертация выполнена в Санкт-Петербургском Институте истории РАН

Научный консультант: доктор исторических наук

Беспятых Юрий Николаевич

 

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Анисимов Евгений Викторович

доктор исторических наук, профессор

Кротов Павел Александрович

доктор исторических наук, профессор

Козлов Сергей Александрович

 

Ведущая организация: Российский Государственный

Педагогический университет

Им. А. И. Герцена

Защита состоится 18 ноября 2008 г. в 14.30 на заседании Диссертационного совета Д.002.200.01 по защите докторских диссертаций при Санкт-Петербургском Институте истории РАН по адресу: 197110, Санкт-Петербург, ул. Петрозаводская, 7

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Санкт-Петербургского Института истории РАН

Автореферат разослан 2008 г.

 

Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат исторических наук П.В. Крылов

Общая характеристика работы

Актуальность. Историки нашего Отечества все пристальнее исследуют проблемы, связанные с религиозной тематикой, что нельзя не объяснить и фактором учета ими степени важности религиозных ценностей в жизни любого общества, и, конечно, наличием множества находящихся на территории нашей страны самых разнообразных по принципам вероисповедания и численности конфессиональных групп. В условиях реальной свободы выбора людьми собственной мировоззренческой позиции в конце XX– начале XXI в. произошло оживление деятельности этих общин, результатом чего оказывается острый интерес ученых к истории их появления и утверждения в России.

Одним из загадочнейших явлений в национальной историко-культурной традиции на протяжении почти пяти веков выступает российское протестантство, выражающее собой суть уникальной стилевой модели рационально-религиозных способов мировосприятия и поведения представителей цивилизации западноевропейского типа в космосе достаточно чуждой им православной культуры. Попытка определения места протестантских конфессий в поле культуры россий­ского общества сулит исследователям серьезную возможность одновременного изучения целого ряда ключевых проблем развития государства в какую-либо историческую эпоху – особенностей экономико-политической ситуации в стране, характеристик ее социального состава, политики правительства России в сфере религиозной деятельности иноверцев, предпосылок возникновения и дальнейшего становления протестантских общин, особенностей тезисов их вероучений и степени влияния тех или иных религиозных идей на российское общественное сознание. Рассмотрение характера процессов генезиса протестантской культуры в России позволяет анализировать и некоторые стыковые с темой вопросы – такие, например, как отношение иерархов Русской православной церкви к неправославной идеологии, степень социальной мобильности представителей тех или иных сословий и конфессий и т. д.

XVIII в. особенно интересен для исследования проблем жизнедеятельности протестантских общин в России. В эту наполненную социальными противоречиями эпоху, как известно, в стране завершился процесс складывания государственной власти абсолютистского характера и были проведены существенные реформы буквально во всех областях жизни российского общества – в политике, экономике, религии, быту. Изменились и способы правовых взаимоотношений россий­ского правительства с представителями германских княжеств, Англии, Франции и других европейских стран. Подданным этих государств, приглашенным на службу российскими самодержцами, теперь были предоставлены условия полного благоприятствования со стороны властей в какой бы то ни было сфере деятельности – им часто доверялись важнейшие административные посты, давалась возможность осуществлять самые грандиозные фортификационные, архитектурные и промышленные проекты; западноевропейцам позволялось, без какого-либо жесткого контроля со стороны верховных органов, свободно отправлять все свои религиозные потребности.

Основным местом поселения иностранцев в России с первой четверти XVIII в. стал заложенный в 1703 г. город Санкт-Петербург. Уже к 1712 г. он обрел статус столицы государства, и сюда мигрировали, в поисках заработка и достойного общественного положения, выходцы из Голландии, Дании, Франции, Англии, Швейцарии, Швеции и многочисленных немецких земель. В Петербург переселялись и московские, архангельские, казанские, астраханские колонисты из числа немцев, англичан и т. д.– здесь было гораздо удобнее получать доходы с торговли и продвигаться по службе. Подавляющее большинство прибывших в Петербург иноземцев исповедовало различные формы протестантской религиозной идеологии – лютеранство, кальвинизм (реформатство) и англиканство. Протестанты имели в городе несколько кирок и частных домов, в которых они проводили свои обряды, читали и слушали проповеди, молились. Значение деятельности городских протестантских общин, с первых лет существования Петербурга являвшихся одной из осевых страт местной социальной инфраструктуры, уже в XVIII в. вышло за рамки их собственного бытования, по­скольку петербургские лютеране, реформаты и англикане играли активнейшую роль в процессах трансформации образцов русской национальной культуры. Сегодня становится ясно, что без глубокого изучения вопросов жизни этих общин невозможно раскрыть черты характера модернизационных преобразований в России XVIII в. и, таким образом, по­стичь сам смысл проводившихся реформ. Результаты анализа деятельности общин и их членов могли бы дать более четкое представление и о контексте социальных отношений в государстве, позволив сформировать в научной практике новый угол зрения на проблемы изучения особенностей специфики пространства российской культуры. Актуальность исследования полностью предопределяет и фактор слабой изученности тематики деятельности петербургских общин протестантов в этом столетии.

Состояние изученности проблемы. Все имеющиеся историографические произведения о петербургских протестантах в XVIII в. могут быть условно отнесены к трем категориям работ, дающим возможность четко проследить основные этапы развития традиции изучения деятельности городских общин:

1) исторические сочинения пасторов А.Ф. Бюшинга и И.Х. Грота, служивших в приходах города, соответственно, в 1761–1765 и 1764–1799 гг.;

2) публикации зарубежных и российских исследователей XIX– начала XX в.;

3) публикации зарубежных и российских историков рубежа XX–XXI вв.

Исследуемые в историографии аспекты деятельности лютеран и реформатов были разнообразны и рассматривались чаще всего в контексте освещения проблем или расселения протестантов по территории империи, или историко-культурного участия иностранцев вообще в процессах развития российского общества.

Первые попытки изучения истории протестантства в России были предприняты немецкими пасторами А.Ф. Бюшингом и И.Х. Гротом, служившими, как уже было отмечено, в лютеранских приходах Петербурга во второй половине XVIII в. Результатом усилий А.Ф. Бюшинга стал двухтомный труд «История евангелическо-лютеранских общин в Российской империи»[1], а И.Х. Грота – трехтомное издание «Заметок о религиозной свободе иностранцев в Российской империи»[2]. Анализируя материалы этих исследований в сопоставлении с фактами, представленными в сочинениях авторов следующих поколений, можно прийти к уверенному выводу о том, что зарубежные историки (по преимуществу немцы) деятельности протестантов, публиковавшие работы в XIX-XX вв., при создании разделов о начальном этапе истории российских и, в частности, петербургских лютеран и реформатов всегда опирались на сведения, записанные еще в XVIII в. А.Ф. Бюшингом и И.Х. Гротом.

Некоторые исследователи XIX в. ввели в научный оборот и новый пласт информации, найденной ими в документах, – среди сочинений этой группы ученых в первую очередь укажем труды К. Леммериха[3], Э. Фризендорфа[4], А. Штейнберга[5] и других. Будучи лютеранами, а иногда в то же время и сотрудниками школы своего прихода или пасторами, все они тщательным образом собирали материалы об истории деятельности петербургских лютеранских общин. Фактографический подход, исповедуемый этими авторами при написании текстов, не предполагал возможности делать какие-либо специальные обобщающие выводы о положении лютеран и реформатов в России XVIII в. – о способах взаимоотношений государственных властей и протестантов, о тенденциях процессов становления общин и т. д. Подчеркнем то обстоятельство, что протестантские авторы в своих работах больше внимания уделяют именно фактической стороне исследуемых ситуаций, без специальных попыток научно-рационального анализа явлений.

Обзор деятельности российских кальвинистских общин (в том числе и в Санкт-Петербурге) попытался представить реформатский пастор Г. Дальтон в опубликованной в 1865 г. «Истории реформатской церкви в России»[6]. Автор по­этапно разбирал проблемы жизни протестантов в различных городах страны; начальной же истории пребывания их в России, однако, посвятил лишь несколько страниц – информация общего характера также была взята большей частью из трудов А.Ф. Бюшинга и И.Х. Грота. Г. Дальтон напечатал и другие работы, где вкратце рассмотрел и историю российских лютеран.

Среди названий не переведенных на русский язык работ XIX–XX вв., в которых приводятся те или иные подробности деятельности петербургских протестантов в XVIII столетии, можно также отметить «Историческое описание приходов Св. Екатерины и Св. Марии, то есть шведского и финского приходов в С.-Петербурге» Э. Эрстрёма[7], «Летопись объединенной французско-немецкой реформатской общины в Санкт-Петербурге» Э. Муральта[8], «Основание евангелическо-лютеранской церкви в России» Т. Юнгблута[9], брошюру «Голландская реформатская община в Санкт-Петербурге. 1717–1898»[10] и «Из истории общины Св. Марии в Санкт-Петербурге» Г. Топелиуса[11]. Другие издания – «Материалы к истории и статистике церквей и школьного образования евангелическо-лютеранских общин в России» Э. Буша[12], спpавочник «Евангелическо-лютеранские общины в России: Историко-статистические сведения»[13], «История протестантизма в России» Э. Амбургера[14], «История шведской общины Св. Екатерины в Санкт-Петербурге…» Г. Каянуса[15] – содержат в себе лишь упоминания о существовании общин в XVIII в. Француз­ский исследователь начала XX в. Ф. Тастевин издал в 1908 г. в Париже монографию о французских колонистах, живших в России до 1812 г.[16], где речь, однако, в большей степени, идет о католиках, селившихся в Москве. В 1910 г. в журнале «Русский архив» была опубликована на русском языке и статья Ф. Тастевина «Французы-кальвинисты в России»[17], в которой приведено несколько фактов из жизни реформатов в Петербурге в первой половине XVIII столетия.

Систематическое исследование российской протестантской проблематики в отечественной исторической науке было начато учеными XIX в. И.И. Соколовым и Д.В. Цветаевым. В своих работах «Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв.»[18] и «Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII вв.»[19] историки восстановили картину переселения первых протестантов в Московию, определив основные места поселения колонистов и зафиксировав формы их традиционных взаимоотношений с православными. И.И. Соколов и Д.В. Цветаев выявили и последовательность этапов дарения русскими царями привилегий иноверцам, отметив практическое отсутствие влияния идей протестантства на православное общественное сознание. История протестантов в России в XVIII в. не вошла в хронологические рамки их исследований. В последующие годы этот вопрос также ускользал из сферы интересов отечественных историков.

Специальных работ по теме диссертационного исследования в российской (в т. ч. советской) науке до 1990-х гг. не существовало, хотя с начала второй половины XIX в. и выстроился ряд трудов, в которых в той или иной мере, в контексте изложения материала по проблемам развития российского протестантства в XIX и XX вв., упоминались данные о XVIII столетии – все они, однако, укладывались в несколько абзацев[20].

Последнее десятилетие XX в. оказалось временем исследовательского прорыва в сферах истории становления протестантских общин в России и непосредственно в Петербурге. Тщательный анализ мемуаров и путевых заметок иностранцев, побывавших в Петербурге в первой половине XVIII в., представил в предисловии и, далее, в комментариях к своим книгам «Петербург Петра I в иностранных описаниях»[21] и «Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях»[22] Ю.Н. Беспятых. Автор сделал переводы всех находящихся в сборниках текстов. В толковании их Ю.Н. Бес­пятых обращался к многочисленным источникам и специальной литературе, в том числе и по проблемам жизни протестантов в России – сочинениям А.Ф. Бюшинга, Ф.В. Богемелля, И.Х. Грота, Т. Юнгблута. Работы Ю.Н. Беспятых занимают особое место в российской исторической литературе, поскольку в них впервые в XX столетии даются сведения о деятельности петербургских протестантов в XVIII в.

В 1995 г. О.В. Курило защитила диссертацию на тему «Лютеране в России (XVI–XX в.)»[23].В работе была сделана попытка провести исторический обзор обстоятельств проживания российских лютеран в течение четырех веков: выяснялись причины появления лютеран в России, определялись динамика роста численности общин в стране за столь долгий период; автор также оценила современное состояние общин. Основное внимание в исследовании уделено положению лютеран в XX в. и, конкретно, в последние его десятилетия – О.В. Курило ­активно ­использовала результаты полевых исследований, проведенных в современных лютеранских общинах России, и даже фольклорные источники, отражающие традиционное отношение русского народа к иноземцам.

В 1995 г. вышла в свет монография О.А. Лиценбергер о деятельности прихода Св. Марии в Саратове[24]. Внимание автора было по преимуществу сконцентрировано на вопросах истории общины в XIX и XX вв.; несколько абзацев текста, однако, посвящено и XVIII столетию. О.А. Лиценбергер опубликовала впоследствии работы, где исследовалась система отношений иноверцев и государства и в дореволюционный, и в советский период истории России[25]. В одной из ее монографий были перечислены и возникшие в Петербурге лютеранские и реформатские общины[26].

В 1998 г. была защищена диссертация автора представляемой работы по теме «Становление протестантских общин в Санкт-Петербурге: (Первая четверть XVIII в.)»[27],что можно счесть первой в российской науке попыткой комплексного исследования процессов возникновения лютеранских и реформатских общин на территории города. На основе введенных в научный оборот сведений из не извест­ного ранее круга источников были системно проанализированы проблемы отношения правительства Петра I к иноверцам, процессов зарождения петербургских общин и их первоначальной истории, конфессиональной и социальной деятельности протестантов, мотивационного фактора их учений в реализации идеи активной общественной жизни. Тем же автором были сделаны доклады на всероссийских и международных научно-практических конференциях, опубликованы статьи, где исследовались вопросы жизнедеятельности протестантских общин Петербурга в течение всего XVIII в.[28].

В этот же период различными историками был опубликован ряд работ, в которых содержалась информация о протестантах Петербурга. В 1998 г., например, в Германии вышел из печати сборник кратких биографических сведений служивших в России пасторов[29], а в сборнике статей «Шведы на берегах Невы»[30] были помещены материалы о судьбе архива шведской общины. В обнародованном в 1999 г. сборнике трудов очередной научно-практической конференций о социальной деятельности немцев России один из разделов был посвящен конфессиональной культуре петербургских лютеран. В двух статьях, в частности, рассматривались и события XVIII столетия: Т.Н. Таценко в работе «Немецкие евангелическо-лютеранские общины в Санкт-Петербурге в XVIII– XX в.», используя справочные издания на немецком языке второй половины XIX–начала XX в., представила краткое описание начальной истории общин Св. Петра, Св. Анны, Св. Екатерины (на Васильевском острове) и Св. Михаила; статья же архимандрита Августина (Никитина) «Немецкая Евангелическо-лютеранская церковь Св. Петра» явилась, по сути, подборкой материалов из публикаций XIX–XX вв. на русском языке[31]. Авторы обеих работ не ставили перед собой задач системного изучения вопросов жизнедеятельности общин, ограничиваясь лишь изложением некоторых фактов их истории.

В 2001 г. был опубликован справочный сборник «Лютеранские церкви и приходы России XVIII–XX вв.»[32]. Во введении его составители кратко описали процесс появления протестантов в Московском государстве и перечислили все действовавшие за последние столетия (в том числе и петербургские) общины лютеран на территории страны; используя сведения из дел фондов Российского государственного исторического архива, они ограничились изложением информации об именах служивших при общинах пасторов и времени возведения кирок, хозяйственных построек и школ.

В 2001 г. на русском языке была издана книга «Голландская реформатская церковь в Санкт-Петербурге (1717–1927)»[33], представляющая собой сборник статей, большинство из которых были написаны преподавателями и одним из студентов Теологического университета реформатских церквей Голландии в Кампене. Несмотря на отсутствие видимой системы в определении тематики исследований, в сборнике содержится интересная информация об истории голландских реформатов в Петербурге. Авторы, выдерживая историографическую традицию историков-протестантов излагать в исследованиях только факты, ввели в научный оборот не использовавшиеся ранее в литературе биографические данные о некоторых персонах голландской общины.

В том же 2001 г. в Санкт-Петербургском государственном университете была защищена диссертация Е.А. Терюковой по теме «Англоязычные протестантские общины Петербурга и их социальная деятельность в начале XX в.»[34].

В вышедшем из печати в 2002 г. научном издании «Многонациональный Петербург: История. Религия. Народы» были представлены некоторые сведения о процессе образования городских протестантских приходов[35].

В 2003 и 2005 гг. были опубликованы переведенные на русский язык две схожие по структуре монографии Б. Янгфельдта[36] и Э. Кросса[37] о, соответственно, шведах и британцах в Петербурге. Одна из глав каждой книги посвящена изложению истории конфессиональной жизни членов их национальных общин. Используя архивные материалы переписки иностранцев и регистрационных журналов пасторов, авторы приводят много фактов, не встречавшихся прежде в литературе.

В 2004 г. вышла в свет и научно-популярная брошюра М. Иванова «Лютеранский квартал в Петербурге», где изложены некоторые сведения жизни немецких, финских и шведских лютеран[38]. Автор использовал материалы уже упомянутых статей Т.Н. Таценко, архимандрита Августина (Никитина) и книг Ю.Н. Беспятых и Б. Янгфельдта.

Добавим, что в последние годы были изданы книги о жизни польских католиков в Петербурге, где встречаются редкие упоминания об их сосуществовании с местными протестантами, правда, не дающие никакого представления о жизни лютеран и реформатов[39]. Обзор всей литературы обнажает ситуацию крайне слабой изученности проблем деятельности петербургских протестантов XVIII в. – системный анализ в рамках темы, таким образом, представляется необходимым и вполне своевременным.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают протестантские общины Петербурга как самодостаточныеконфессиональные организации, действовавшие на территории города с первых лет истории его существования.

Предметом исследования является непосредственно деятельность протестантских общин в течение всего XVIII столетия, рассматриваемая в контексте историко-культурной ситуации развития российского общества.

Цель исследования заключается в анализе деятельности протестантских общин Петербурга в эпоху их становления для выявления динамики развития, основных направлений внутриконфессиональной жизни и определения степени их влияния в обществе. Достижение этой цели предполагает необходимость решения задач:

● анализа российского законодательства XVIII в. в его отношении к протестантству с определением характеристик способов взаимоотношений органов власти и протестантских организаций;

· реконструкции общего контекста исторической ситуации ранних этапов существования протестантских общин в Санкт-Петербурге;

● систематизации данных о конфессиональном составе, примерной численности общин, их структуре, принципах и способах деятельности, определения степени их соответствия западноевропейским образцам;

· выяснения особенностей форм взаимоотношений представителей различных конфессий между собой, с православной церковью и органами государственной власти;

· выявления прежних мест проживания западноевропейских протестантов, их образовательного уровня, социального статуса в России и конфессиональных обязанностей в общинах;

· оценки степени влияния членов петербургских протестантских общин на процессы государственного строительства в России XVIII в.

Территориальные рамки, обозначенные в теме исследования, ограничиваются размерами отдельного города вследствие уникальности исторической ситуации – именно в Петербурге в XVIII в. проживало протестантов больше, чем в каких-либо других российских городах. Сосредоточение внимания на проблемах истории конкретных региональных протестантских общин дает серьезную возможность реконструировать сам ход процесса складывания организаций такого типа в условиях окружения неродственной им культуры и поможет проявить многие параметры внутриструктурной жизни общин – способы взаимоотношений между членами приходов, варианты решения тех или иных задач, стоявших перед лютеранами или кальвинистами, жизненное кредо протестантов, их материальное положение и т.д. В работе рассмотрена деятельность приходов, находившихся лишь на территории непосредственно города Санкт-Петербурга; небольшие же общины в пригородных районах – Кронштадте, Стрельне и прочих – не включены в круг исследуемых объектов по причине своей малочисленности и отсутствия информативных источников по теме.

Хронологические рамки заявленной темы вполне обоснованны – протестантская диаспора сложилась в Петербурге уже в первый год существования города, конец же XVIII столетия характеризуется признаками прочного становления структуры общин, значительным повышением количества их членов, наличием построенных кирок и определением способов взаимоотношений протестантов с органами государственной власти.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие принципы исторической науки – системность, научная объективность и историзм. Применение этих принципов обеспечило возможность аналитического соотнесения элементов случайного и закономерного в истории протестантства в России XVIII в. и позволило выявить общий контекст историко-культурных сюжетов в динамике их развития. Автором был использован подход комплексного изучения разнородных элементов культуры в рамках единой российской цивилизации. Опираясь на источники, автор пытался выявить типовые признаки внутренних механизмов функционирования протестантских общин Петербурга на фоне процесса исторического развития России в XVIII в. Специфика темы предполагала использование методов сравнительно-исторического анализа, синтеза, ретроспективы, структурной систематизации, экстраполяции и сравнительной типологии. Привлечение статистического материала повлекло за собой также необходимость применения методов выборочного анализа и исследования динамики роста групп населения. В теоретической оценке экономического положения России XVIII в. автор опирался на совокупность разработанных в российской науке идей «фазового отставания» процессов развития ее экономических систем от сфер промышленного производства стран Западной Европы, совершенствовавшегося в рамках векторной заданности идеологии «прогресса». Исследование мотивационной сути различных религиозных идей проводилось в соответствии с методом М. Вебера, ставившего в прямую зависимость уровень конфессиональной мотивации представителей тех или иных религиозных традиций и степень их социальной активности.

 

Источниковая база. В ходе исследования был задействован объемный комплекс разнородных источников, бóльшая часть которых содержится в архивных фондах. Важнейшими из них являются документы Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Сосредоточенные в девяти фондах материалы более 200 дел – метрических книг регистрации обрядов, журналов отчетов прихода и расхода денежных сумм общин, протоколов заседаний советов церквей, купчих о приобретении земельных участков для по­стройки кирок и проекты их планов, журналов учета по­ступающей платы за обучение в приходских школах, книг о расходовании пожалованных российскими государями денег на нужды общин или школ, правительственных указов об упорядоченности деятельности тех или иных общин, прошений протестантов в органы государственной власти, текстов обращений патронов общин к прихожанам и т. д., – содержат ценнейшие сведения о жизнедеятельности протестантских общин города в XVIII столетии. Некоторые из этих документов были изучены частично или полностью зарубежными исследователями XVIII–XX вв., сведения же большинства архивных материалов пока еще не вводились в научный оборот.

Не менее важным видом источников оказалась хранящаяся в фондах РГИА делопроизводственная документация канцелярии Синода. В протоколах заседаний назначаемых комиссий, в докладах ведомств вышестоящим инстанциям, в «промемориях» (предложениях по решению организационных вопросов, пересылаемых друг другу равными по статусу учреждениями), в многочисленных справках, отчетах и донесениях содержится огромное количество данных о петербургских протестантах – положении общин, методах их организации, схемах материального содержания пасторов и т. п.; ярко отражена и бытовая сторона жизни протестантов. Культура делопроизводства в России XVIII в. не смогла раскрыть уровень собственных возможностей, принципы же взаимоотношений между органами власти (в частности, Юстиц-коллегией лифляндских, эстляндских и финляндских дел и Синодом) не были четко определены. Все эти противоречия в полной мере обозначились в источниках – документация не носила системного характера; дела, заведенные по малозначимым поводам, могли не сниматься с производства в течение десятков лет; требуемые справки из одного ведомства в другое иногда не высылались; приводимые же в отчетах данные отрывочны. Документы Синода во многом составили источниковую основу исследования.

В процессе анализа делопроизводственной документации была изучена и книга регистрации обрядов англиканской общины, также находящаяся в РГИА.

В диссертации исследованы и материалы из фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА) – делопроизводственная документация Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел, как и некоторые тексты эпистолярного жанра, явилась существенным дополнением к массе источников, собранных в ЦГИА СПб и РГИА. Среди прочего в работе использованы некоторые документы архива исследователя истории протестантства в России допетровского времени Д.В. Цветаева, написавшего монографию «Из истории иностранных исповеданий в России в XVI–XVII вв.». В ходе анализа извлеченных из этого архива сведений было выяснено, что Д.В. Цветаев разрабатывал план создания объемного сочинения, посвященного положению западноевропейских протестантов в России с начала XVIII в. Смерть историка помешала реализации его планов, и вся подготовительная работа к написанию книги остановилась на начальном этапе.

К числу привлекаемых для исследования законодательных источников принадлежит целый ряд актов, включающих в себя указы императоров, правительствующих Сената и Священного Синода, то есть всех органов высшей законодательной и исполнительной власти Российского государства в XVIII в. Из нескольких десятков названий используемых в работе документов особо можно отметить Манифест царя Петра I от 1702 г.[40] с предоставлением всем иностранцам, живущим в России, прав свободного отправления собственных религиозных риту­алов и строительства храмов; «Послание Святейшего Синода к православным»[41], где иноверцам, без перекрещивания в православие позволялось вступать в браки с русскими; «Грамоту Государю Петру I от Константинопольского Патриарха Иеремии»[42], в которой рассматривались вопросы обрядовых норм для иноверцев, принимающих православие, манифесты Анны Иоанновны и Екатерины II с подтверждением и даже расширением круга упомянутых прав. Все нормативные акты были направлены на ускорение процесса упорядочивания форм взаимоотношений между российскими институтами власти и различными иностранными конфессиональными организациями. Втягивая иноверные церкви в правовое поле российского законодательства, эти и другие указы постоянно повышали их социальный статус в России. В диссертации заметна попытка исследования причин издания указов в контексте логики текущих событий – она позволила одновременно выявить как сущностные черты законов, так и меру их применения в юридической практике государства. Системный подход в изучении сферы законодательства предопределил использование в разделах о правовых вопросах различных материалов из архивных фондов, поскольку именно в жанре делопроизводства наиболее адекватно отражены сюжеты бытовой реакции иноверцев и православных на те или иные правительственные новации.

Огромное значение для исследователя петербургской истории, конечно же, имеют сочинения иностранцев о России, сосредоточенные в фонде «Россика» Российской Национальной (Публичной) библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Многие труды уже переведены на русский язык[43], бóльшая же часть доступна для чтения только на иностранных языках[44]. Важнейшими источниками для изучения протестантской тематики XVIII в., как отмечалось выше, являются работы А.Ф. Бюшинга [45] и И.Х. Грота[46]. A.Ф. Бюшинг был действующим пастором при петербургской лютеранской кирке Св. Петра в 1761–1764 гг., а И.Х. Грот – общины Св. Екатерины в 1765–1799 гг.; оба имели доступ ко всем архивным материалам своей общины, у них была возможность лично беседовать со старейшими европейскими колонистами, проживавшими в городе в первые десятилетия его истории. А.Ф. Бюшинга и И.Х. Грота по праву можно назвать выдающимися историками протестантства в России и в частности в Петербурге. Информативная специфика каждого сочинения заключается в том, что А.Ф. Бюшинг подробно описывал события жизни общин с дней их зарождения до 1764–1765 гг.; И.Х. Грот же, при упоминании об этом периоде, ограничивался кратким очерком в несколько абзацев или страниц, основное внимание уделяя истории 1765–начала 1790-х гг. И.Х. Грот проявил себя и как аналитик количественных показателей деятельности общин, составляя таблицы проведенных в приходах обрядов крещения, венчаний и погребения. Оба автора представили крайне скупые сведения о петербургских реформатах.

Безусловный интерес для нас представляют записки западноевропейских путешественников, побывавших в Петербурге в первой половине XVIII в., – Геркенса (который, как полагает Ю.Н. Беспятых, был сочинителем «Точного известия о новопостроенной Его Царским Величеством Петром Алексеевичем на большой реке Неве и Восточном море города и крепости Санкт-Петербург»), Ф.-Х. Вебера, П.Г. Брю­са и др.[47] Авторы путевых заметок ставили перед собой задачу максимально точно передать западноевропейскому читателю детали строительства новой столицы России, записывая подробности жизни петербуржцев и жителей бывших шведских колоний. Свое внимание путешественники уделяли и наблюдению за деятельностью протестантских общин в городе – большей частью эти писатели сами были протестантами.

Те или иные сведения заключают в себе и другие описательные источники, имеющие форму докладов или мемуаров, – такие, например, как «Доклад о России в 1705–1710 гг.» Г. Грунда,[48] «Россия в начале XVIII в.» Ч. Уитворта[49], «Записки» Ю. Юля[50]. Степень достоверности этих источников высока, хотя в оценке фактов русской жизни иностранцами были возможны и некоторые смысловые неточности.

Источниками и одновременно справочными изданиями по истории Петербурга XVIII в. являются «описания» А.И. Богданова[51] и И.Г. Георги[52]. В трудах каждого из них есть информация и о протестантах. В целом, несмотря на скупость, а порой и неточность приводимого авторами материала об иноверцах, значение этих работ переоценить невозможно, поскольку в них представлен общий контекст бытовой жизни Петербурга в первые десятилетия его существования.

Работы главных деятелей протестантского движения М. Лютера и Ж. Кальвина также сами по себе являются источниками. Значительная часть трудов обоих религиозных реформаторов написана в форме обращений к низовым общинам по различным вопросам веры и организации христианской жизни. Из текстов основных произведений – «Свобода христианина», «О светской власти» М. Лютера[53], «О христианской жизни»[54] и «Наставление в христианской вере»[55] Ж. Кальвина – в диссертации выделены понятия о конфессиональных постулатах протестантства, об идеальных моделях построения общины, о религиозно-психологических мотивах неустанной социальной самореализации. Эта группа источников важна для постижения сути протестантства как формы идеологии.

Совокупность используемых в диссертации исторических источников позволяет утверждать, что по своим видовым характеристикам и содержащейся в них уникальной информации они являются серьезной репрезентативной основой для решения поставленных перед автором задач.

 

Научная новизна работы заключается в том, что диссертация является первым специальным комплексным исследованием проблем генезиса протестантских общин на территории Санкт-Петербурга. Автор впервые системно восстановил целостную картину появления лютеран и реформатов в новой столице России, проанализировал сферу законодательства XVIII в. об иноверцах, определил приблизительную численность состава протестантских общин города, имена наиболее активных подвижников-протестантов, способы получения доходов петербургскими общинами, механизмы управления общинами и т. д. На основе вводимого в научный оборот массива не известных ранее источников автор сделал попытку рассмотреть протестантские общины Петербурга как историко-культурный феномен со своими структурой, функциями, стилем деятельности. Новизна подходов автора к изучению проблем проявляется и в попытке объяснения социальной и конфессиональной активности протестантов в России мощной мотивационной сутью основных положений лютеранского и кальвинистского вероучений.

 

Практическая значимость исследования. Полученные в диссертации результаты могут быть использованы в исторических, социологических и культурологических научных исследованиях, фактографический материал – при разработке лекционных курсов гуманитарных дисциплин, при подготовке пособий для учебных заведений, справочных изданий по истории России, истории Петербурга, истории государства и права, истории религий, истории педагогики.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации нашли отражение в статьях, опубликованных в различных сборниках научных трудов; в выступлениях на международных и всероссийских конференциях (Арзамас, 1998; Челябинск, 1998; Санкт-Петербург, 2001; Челябинск, 2001; Санкт-Петербург, 2002; Челябинск, 2003; Челябинск, 2004; Челябинск, 2005; Челябинск, 2007); в изданной в 2006 г. монографии (объемом 25 п. л.).

Текст диссертации обсуждался на заседании сотрудников Отдела источниковедения и Научно-исторического архива Санкт-Петербургского Института истории РАН.

Структура диссертации обусловлена логикой проводимого автором анализа и состоит из Введения, шести глав (включающих в себя 15 параграфов), Заключения, Списка источников и литературы.

 

Основное содержание работы

 

Во Введении обосновывается актуальность темы; определяются объект, предмет, хронологические и территориальные рамки исследования, методологические подходы; формулируются цель и задачи диссертации; характеризуются историография по проблеме и источниковая база.

 

В первой главеПравовое положение протестантов в России XVI–XVIII вв. – подробно рассматриваются вопросы обеспечения протестантов правовыми свободами со времен зарождения первых в России общин до конца XVIII столетия. На основании анализа более сотни законов императоров, Сената и Синода автором сделан вывод, что система законов Петра I о свободе проведения неправославными богослужений и строительстве кирок, о возможности заключения протестантами и католиками браков с православными без перемены собственной веры явились прочной правовой основой развития протестантских общин на территории страны. Юридические свободы для иноверцев оказались значимым фактором в истории России – с первой четверти XVIII в. статус иностранцев в обществе ключевым образом изменился и теперь они могли активно влиять на общественную жизнь российского государства.

 

Вторая главаКонфессиональный состав протестантских общин в Санкт-Петербурге в XVIII в. – посвящена исследованию аспектов возникновения и становления всех городских приходов с выявлением примерной численности общин.

Протестантская диаспора города в XVIII столетии представляла собой сложное многонациональное и многоконфессиональное образование. Процессы становления общин носили стихийный характер, но укладывались в рамки четкой внутренней логики хода синхронного развития всей совокупности различных приходов.

В течение XVIII в. в Петербурге сложились 12 самодостаточных протестантских общин (три немецкие лютеранские, шведская лютеранская, финская лютеранская, две разнонациональные в кадетских корпусах, голландская реформатская, сводная немецкая реформат­ская и французская реформатская, англиканская и немецкая «евангелических братьев»). Совокупное число только взрослых членов общин в конце столетия превышало 6000 человек (подсчеты производились автором на основании данных приходских книг о регистрации обрядов крещений, венчаний и погребений). Каждая из общин прошла долгий эволюционный путь собственного развития от стадии отсутствия принципов организации деятельности стихийно собиравшейся группы единоверцев до этапа прочного оформления своих ­управленческих структур со строительством приходской кирки. Численность состава общин различалась – в городе параллельно сосуществовали и крупнейшие приходы, в которых насчитывались сотни и даже тысячи человек, и небольшие общины в несколько десятков человек.

В ходе становления общин отсутствовала какая-либо форма зависимости фактора времени возведения ими каменных храмов от их численности или продолжительности истории их бытования. Социальный статус прихожан определял степень авторитетности общин и динамику тенденций их развития. Главным условием стабильного существования приходов являлось, таким образом, наличие системы их финансовой состоятельности, формировавшейся до окончания строител­ьства кирок, в основном за счет добровольных пожертвований тех же прихожан и протестантов из городов России и стран Западной Европы. Впоследствии казна общин стала пополняться и благодаря источникам экономической деятельности, что в конечном итоге дало возможность развивать другие элементы инфраструктуры приходов. Большинство общин в конце столетия уже не испытывало дефицита мест для прихожан в кирках во время проведения богослужений, остальные же искали пути разрешения задач возведения нового храма или реконструкции прежней постройки.

В первой четверти XVIII в. шли процессы становления общин, характеризующиеся высокой степенью конфессиональной взаимопомощи,– одни и те же пасторы часто выполняли ритуалы и читали проповеди у лютеран и реформатов разных наций, кирка во дворе вице-адмирала К. Крюйса попеременно использовалась представителями различных общин. По мере укрепления системы финансовой обеспеченности общин усилилось влияние прежде незначительного фактора стремления их церковных советов строить отдельную кирку и образовывать этнический приход, в результате чего за несколько десятилетий раскололись все имевшиеся разнонациональные объединения (исключением стали приходы кадетских корпусов, ключевым принципом деятельности которых было подчинение регламенту внутреннего распорядка жизни училищ). Даже после разделения общин их руководители часто не теряли связей между собой, в крайних случаях выручая друг друга денежными займами или предоставлением залов своей кирки для проведения богослужений соседями.

 

В третьей главеВнутриобщинная деятельность протестантов в Петербурге в XVIII в. – исследуются вопросы конфессиональной и экономической жизни приходов.

 

Городские общины лютеран и реформатов способами управления на практике не отличались от протестантских общин Западной Европы. Безусловной ­особенностью стиля их развития, однако, была непродолжительная задержка формирования двух институтов власти в приходах – церковных собраний и советов общин. Специфика хода начальной истории протестантских организаций в городе была связана с факторами стихийности ситуации их формирования и серьезного опекунства над ними патрона К. Крюйса, имевшего высокий статус в обществе и личное благорасположение царя. Вице-адмирал заботился о приглашении пасторов в общины, обеспечивая возможность регулярного проведения богослужений и олицетворяя собой законодательную власть в собственном приходе, – необходимости в деятельности церковных собраний и советов в течение нескольких лет, таким образом, не было вообще. В период увеличения численности прихода кирки во дворе К. Крюйса и формального разделения его на лютеранскую и реформатскую части стала образовываться и структура новых органов власти

Процессы прочного становления церковных собраний как формы управления общинами стали четко обозначаться к началу 1720-х гг. в связи с возникновением проблемы сбора «корабельных» денег в пользу прихода на Адмиралтейской стороне. Представители всех этноконфессиональных традиций города (за исключением финских и шведских лютеран) обсуждали с К. Крюйсом возможности пополнения бюджета совместной лютеранско-реформатской общины за счет взимания «кирочных» пошлин с экипажей иностранных судов, прибывавших в петербургский порт. Политика согласованных действий прихожан кирки во дворе К. Крюйса проводилась недолго – в период фазы окончательного оформления структур различных общин на их собраниях стали подниматься вопросы об автономизации приходов и по этническому, и по конфессиональному признакам, что в конечном итоге привело к расколам прежде существовавших межобщинных союзов.

Церковные собрания после обособления общин проводились уже регулярно, хотя в некоторых приходах и не каждый год. Выносимые на обсуждение вопросы в течение всего XVIII столетия могут быть сведены к категориям строительства новой кирки и определения суммы общих расходов и личных взносов; приглашения или утверждения в должности пастора; избрания нового патрона общины; избрания новых членов совета; принятия бюджета общины на текущий год; выработки положений устава общины; регламентации деятельности приходской школы; решения различных проблем текущей деятельности общины.

Все виды контроля за деятельностью общин между собраниями осуществляли церковные советы (иначе называемые конвентами) приходов – они составлялись на этапе само­идентификации общин из числа самых уважаемых ее членов, и в дальнейшем уже определяли все перспективы их развития. Структура советов общин образовывалась на первых собраниях новых приходов. Старейшим из всех советов города является конвент объединенной лютеранско-реформатской общины на Адмиралтейской стороне – его история начинается в 1710 г. В 1717 г. появился свой церковный совет у голландцев, а чуть позже, в 1723 г., – у немецких лютеран на Литейном дворе и примерно в это же время – в шведско-финской общине Я. Майделина (хотя эта община в «Финских шхерах» была образована в 1703 г., нет сведений, что до начала 1720-х гг. она имела конвент). В 1724 г. уже действовал и совет общины французско-немецких реформатов. Все учрежденные впоследствии приходы также в первые годы своего существования объявляли составы конвентов. Особняком в этом списке стоит община Св. Екатерины на Васильевском острове, заявившая о своей независимости от общины на Адмиралтейской стороне в 1728 г., собственный совет она смогла создать лишь к началу 1750-х гг.

Старшины и диаконы на практике несли основную финансово-хозяйственную должностную нагрузку в деятельности общин; статусные полномочия первых, однако, позволяли им давать диаконам поручения и контролировать ход их реализации. Подавляющее большинство тех и других являлись торговцами, остальные же принадлежали к сословиям ремесленников и, гораздо реже, – военных и чиновников различного ранга (от коллежских асессоров до государственных и надворных советников). В промежутке между собраниями старшины и диаконы занимались ежедневной рутинной работой, связанной с деятельностью общины, – следили за возведением кирок и отделкой их интерьеров, закупали необходимые строительные материалы, вызывали по обоюдному согласию с патроном пасторов в Россию, перевозили собранные в городах Европы суммы пожертвований для строительства кирок в Петербурге, вели интенсивный поиск учителей в школы и распоряжались деньгами общин.

Старшины и диаконы разрабатывали и основные принципы деятельности общины, находившие выражение в составлении приходского устава. Будучи, как правило, достаточно богатыми людьми, они помогали приходам своими денежными средствами. Старшины и диаконы общины проявляли заботу о пасторах, выделяя порой даже собственные средства на съем или покупку для них жилых домов; распоряжались об оставлении этих строений в долговременное пользование членам семей умерших служителей.

Система замещения вакантных должностей членов совета в каждой общине была индивидуальной и совершенст­вовалась в течение всего столетия. Срок службы старшин и диаконов к концу XVIII в. длился, как правило, два-три года (в шведском приходе Св. Екатерины, однако, всего год, а у голландцев – более трех лет), после чего старшина в любом случае слагал с себя полномочия, возвращаясь в круг рядовых членов общины, а диакон мог рассчитывать на избрание на должность старшины. Случаи непрерывного старшинства в течение долгих лет являлись исключением – И. Брауэр служил в голландской общине 24 года. Были примеры пребывания диаконами по шесть-семь лет. По истечении срока в несколько лет бывший член совета мог выставить свою кандидатуру перед собранием на прежнюю должность.

Общее число всех избиравшихся в конвенты старшин и диаконов в XVIII в. подсчитать невозможно, поскольку часть источников по деятельности лютеран и реформатов утеряна; по приблизительным подсчетам оно могло составлять значительно более 1000 человек.

Наиболее видными деятелями в составах петербургских советов являлись патроны общин, которые имели привилегии назначать час заседаний (в некоторых приходах они проводились по необходимости, в других – в определенные дни месяца), выполнять на них роль председателей и решать любое дело в свою пользу при паритете мнений в вопросах голосования. Каждый из патронов имел в кирке прихода особое место для участия в богослужениях..Всего в XVIII столетии круг обязанностей патронов исполняли несколько десятков человек. Опекунами городских общин почти во всех случаях становились западноевропейцы дворянского происхождения, вступившие на службу россий­ским монархам и добившиеся постов высших государственных сановников или по крайней мере воинских чинов не ниже звания генерал-майора Возраст патронов превышал 40 лет, а срок их нахождения в этой ответственной должности исчислялся, подсчетам автора, в среднем пятью-восемью годами (особняком в сетке последнего показателя стоят параметры общины Св. Петра – средняя величина служения составляла 17 лет). Причиной сложения с себя полномочий мог быть долговременный отъезд из Петербурга; в этом случае, а также в случае смерти патрона община пребывала без покровителя до тех пор (иногда и до двух десятилетий), пока кто-либо из влиятельных прихожан не соглашался отправлять эти хлопотные, но почетные обязанности. Бывали примеры и совмещения должности патрона одновременно в разных общинах. В общинах Св. Михаила и 2-го кадетского училища по­кровителями были начальники корпусов, а у англикан патроном, по существу, выступала торговая фактория, выразителями воли которой являлись все послы английских монархов. У голландских реформатов, утвердивших опекун­скую должность в 1774 г. (упраздненную, кстати, уже в 1803 г.), двое из троих патронов – Я. И. де Сварт и барон Я. В. де Хоггэр – были резидентами Генеральных штатов в России. В финско-шведских лютеранских и немецко-французской реформат­ской общинах процесс складывания традиции патронатства был заторможен в течение всего столетия по причинам финансовой несостоятельности прихожан – роль покровителей здесь играли наиболее обеспеченные денежными средствами члены церковных советов.

Процессы оформления основных статусных элементов структур городских приходов шли параллельно с поступательным ходом их становления – фактор наличия патрона, имевшего возможность использовать свой авторитет для решения вопросов функционирования общины имел важнейшее значение в период начального развития протестантских организаций; этап же их укрупнения характеризовался уже процессами возрастающего влияния церковных собраний и церковных советов, вырабатывавших стратегические идеи дальнейшего развития приходов и осуществлявших непосредственный контроль за обеспечением их жизнедеятельности. По мере развития общин степень зависимости их от системы патронатства, возможно, уменьшалась, поскольку церковные советы сами становились опекунами своих общин и могли представлять интересы приходов перед надзирающими органами государства; тем не менее должность патрона оставалась востребованной почти во всех общинах в течение всего XVIII столетия.

Подавляющее большинство из 97 служивших в городе пасторов относилось к категории вынужденных переселенцев, искавших пасторское место вдали от родины, и различия их национальных и возрастных признаков не скрывают фактора их стремления обрести в Петербурге многочисленный и финансово обеспеченный приход. В отличие от своих коллег, занимавших пасторские должности в общинах Западной Европы, проповедники в Петербурге затрачивали неизмеримо больше сил на строительство собственных приходов, испытывая на себе все тяготы условий бытовой жизни в городе; источники, однако, почти не отмечают случаи скорого отъезда из Петербурга прибывавших в него протестантских богословов.

Пасторами были, как правило, уроженцы городов (в большинстве немецких), имевших богатейшие традиции в развитии протестантской идеологии – Геттингена, Бремена, Любека, Лейпцига, Гамбурга, Страсбурга, Лондона и пр. Два пастора (Г. Геннинг и С. Алопеус) родились непосредственно в Петербурге, а И. Гоффман – в Ораниенбауме.

Сословный состав семей их родителей был различным – отцы подавляющего большинства пасторов являлись ремесленниками или, реже, военными; отцы как минимум двенадцати проповедников (Л. Вагнера, И. Тёрне, Л. Трефурта, Н. Бютцова, С. Алопеуса, И. Крогиуса, Я. Гаргона, Я. Гарольда, М. Вольфа, И. Дюсинга, Х. Щиттениуса, Е. Индрениуса) сами были пасторами. Отцы Ф. Бюнинга и И. Северина служили администраторами в учебных заведениях, а Г. Толле – отец первого в истории города немецкого лютеранского пастора – имел профессорскую должность в Геттингенском университете и звание доктора теологических и педагогических наук. Для полноты и яркости палитры генеалогических соцветий в системе обстоятельств жизни пасторов города в детстве можно отметить, что отец А.Ф. Бюшинга был адвокатом; И.Х. Грота – полицейским и налоговым управляющим, а И. Лонсерта – бургомистром.

В Россию пасторы, за редким исключением, приезжали выпускниками теологических факультетов университетов (в том числе и самых авторитетных – Виттенбергского, Галльского, Геттингенского, Кембриджского и пр.) и колледжей в возрасте 20–30 лет. Служение в чужой для них стране они главным образом рассматривали как способ подвижнической деятельности в среде братьев по вере с мотивационной целью оправдания доверия Бога, «избравшего» каждого из них для деятельного труда на Земле. Важной причиной было и желание получить собственный приход, чтобы, заручившись со временем положительными рекомендациями от патрона и членов совета общины, вернуться на родину для продолжения карьеры проповедника (их прихожане, напротив, мечтали об удачной карьере именно в России). Миграционный характер политики смены пасторов был естественным образом предопределен отсутствием в России протестантских университетов. Некоторые проповедники приезжали в Петербург с женами (браки с которыми- были заключены на родине или, например, как в случае с Т. Консеттом, – в Москве) и порой с детьми. Как минимум 20 пасторов, т.е., пятая часть всего состава, в брак вступили уже в Петербурге. В семьях в среднем было по два-три ребенка; бывали и многодетные отцы вроде голландского пастора И. Рейтера, воспитывавшего шестерых сыновей и дочерей, некоторые же пасторы в браке детей не имели. Судя по всему, в течение всей жизни холостяками оставались Р. Дюнант, К. Майнтель и Р. Дюмонт; некоторые же пасторы вступали в брак два раза, а Т. Плешниг, С. Алопеус и С. Маевски – даже трижды.

Влажный климат приневской болотистой местности, как и крайне утомительная, почти без отдыха, работа, подорвал здоровье многих пасторов: В. Толле скончался в возрасте 36 лет, С. Кестлер со дня приезда из Финляндии до момента смерти прожил в Петербурге лишь шесть лет, а М. Гросскрейц – всего три года; Г. Нацциус заболел чахоткой уже через несколько лет после устройства в Петербурге и не мог ее излечить в течение всей дальнейшей жизни. В общей сложности в городе умерли не менее 40 из 97 служивших здесь пасторов. Порой срок службы ограничивался одним-двумя годами, после чего его прерывала смерть от какой-либо болезни. Наиболее длительное время проповедовали швед И. Хоугберг (1749–1782), финн Иоганн Г. Крогиус (1755–1791), немцы Г. Нацциус (1711–1751), Л. Трефурт (1728–1760) и Г. Геннинг (1747–1792). Срок пасторства в Петербурге в среднем равнялся восьми-девяти годам, хотя по странной закономерности в подавляющем большинстве случаев количество лет службы подвижников распределялось в промежутках 1–5 и 12–20 лет.

После окончания миссии в России петербургские пасторы старались вернуться на родину, где и продолжали службу в качестве проповедников в приходах до смерти.

Недостаток сведений о бытовой жизни пасторов в полной мере компенсируется материалами источников об их должностной деятельности; причем, объем нагрузки служителей непосредственно соответствовал размеру прихода. В городе только за 90-е гг. XVIII в. в лютеранских и реформатских приходах было проведено, в совокупных величинах, более 18 000 обрядов. Всего же за столетие в протестантских общинах Петербурга пасторы совершили как минимум 70 000 обрядов крещений, венчаний и погребений.

Перечень обязанностей пасторов не ограничивался выполнением обыденных ритуальных действий и чтением проповедей – служители целеустремленно участвовали во всех делах общины, обустраивая свои приходы, собирая у российских и западноевропейских протестантов пожертвования на строительство и отделку кирок, посвящая в духовный сан вчерашних кандидатов. Клянясь на верность самодержцам, пасторы обеспечивали принятие присяги и всех приезжавших в Россию иностранцев-протестантов. Особой сферой деятельности проповедников были их взаимоотношения с властями – пасторы испрашивали у чиновников разрешение на те или иные действия, давали им разъяснения по конкретному поводу, просили издать тот или иной выгодный для приходов закон и, наконец, выполняли их поручения.

Будучи образованнейшими людьми и желая оставить свой след в западноевропейской исторической науке, петербургские пасторы активно занимались составлением подробнейших системных описаний всех встречавшихся им в России явлений. Первый же немецкий лютеранский пастор В. Толле, прибывший в Санкт-Петербургскую крепость на второй год ее существования, организовал археологическую экспедицию в окрестности Невы и Ладоги, составив подробный реестр всех найденных предметов В по­следующие годы в Европе были изданы десятки сочинений А.Ф. Бюшинга, И.Х. Грота, Я. Гаргона, Т. Консетта, Д. Дюмареска, Д.Г. Кинга, У. Тука и других пасторов, где детально освещались вопросы организации и функционирования российской государственной власти, православной церкви и непосред­ственно протестантских общин столицы империи.

Отношения пасторов различных общин между собой в первой половине века были сильно затруднены из-за отсутствия в городе организационных структур, чьим назначением была бы координация деятельности духовных лиц лютеранских и реформатских приходов. В диссертации автор рассматривает ситуацию возникновения в 1742 г. и дальнейшего функционирования неформального органа конфессиональной власти городских протестантов – так называемого «собрания пасторов», – и учреждения должности старшего пастора – «сениора»; далее перечисляются имена проповедников, занимавших вакансию в те или иные годы.

Размер жалованья пасторов лютеранских и реформат­ских общин Петербурга по сравнению с содержанием проповедников в Западной Европе или даже в Москве в первой четверти века был очень мал – кроме обязательства предоставить им жилье церковными советами назначались суммы довольствия в пределах всего лишь 130–200 руб. в год, которые не всегда выплачивались. Автор проводит исследование вопроса возрастания величины довольствия и перечисляет категории ключевых форм содержания различными общинами пасторов, нередко превышавшее в конце столетия материальное довольствие духовных лиц в странах протестантской Европы.

В крупнейших общинах, в течение всего столетия, кроме должности пастора существовали также должности кантора (запевалы хора), органиста, кюстера (помощника диакона) и церковного слуги – вакансии учреждались конвентами, которые и определяли суммы жалованья за выполненную работу. Из соображений экономии средств органисты общин Петербурга, как и их коллеги во многих западноевропейских приходах, порой совмещали обязанности игры на инструменте и руководства хором; кюстерами же советы назначали на время кого-либо из ремесленников цеховых гильдий. Слугами, занимавшимися неквалифицированной физической работой, являлись или финны, или русские. В штатном расписании большинства общин, однако, оплачивалась только должность пастора; все же виды работ исполнялись дьяконами и их добровольными порученцами. Сведения о деятельности слуг в источниках почти всегда отсутствуют.

Должность кандидата в структурах общин Петербурга в XVIII в. была явлением редким – небольшой размер их бюджета пока еще не позволял советам содержать при кирках штатных помощников пасторов. В городе, тем не менее, постоянно находились претенденты на возможную вакансию – в большинстве своем, это были молодые выпускники немецких университетов. В ожидании вакансии кандидаты подрабатывали учителями в семьях и пансионах, секретарями-переводчиками в коллегиях, или, например, библиотекарями в усадьбах или Академии наук. В ситуациях отсутствия священников в общинах они замещали (без поставления в должность) их пасторов.

История экономического управления общинами лютеран и реформатов началась уже в первые годы существования Петербурга. Самой ранней по времени зарождения формой финансового ­обеспечения ­городских общин являлся еженедельный сбор денег ­с прихожан. ­Пожертвования были добровольными, и каждый член общины после богослужения мог внести несколько копеек или рублей в общинную казну. Сведения о более серьезных денежных взносах почти всегда фиксировались в регистрационных книгах общин. Самые обильные пожертвования в свою казну вносили прихожане кирки Св. Петра, куда более скромные взносы делались членами общин шведов, финнов или, например, французско-немецких реформатов. Жертвователи порой передавали в дар общине купленные на их деньги предметы ритуальной утвари или завещали в казну прихода ту или иную меру выплат. Бюджеты общин в первые годы составляли десятки и сотни рублей, а расходы иногда значительно превышали объем доходов – в подобных ситуациях покрывались за счет новых благотворительных сборов.

Первые два десятилетия истории городских общин добровольные пожертвования прихожан были единственной статьей доходной части их бюджета. В 1720-х гг., однако, стала проявляться и форма обязательных налогов в пользу общин – с борта каждого швартовавшегося в Петербурге судна из протестантской Европы на обустройство кирок взималось 5 руб. «корабельных» денег. Первоначально все деньги получала совместная община лютеран и реформатов на Адмиралтейской стороне, затем эти деньги стали делиться между немецкими лютеранами и голландскими реформатами, после чего немцы-лютеране построенной в 1730 г. кирки Св. Петра стали отдавать часть доходов общине Св. Екатерины на Васильевском острове, а с 1757 г. – и шведам. Во второй половине XVIII в. сложилась система получения «корабельного» налога всеми общинами города.

Поскольку Российское государство рассматривало общины как ординарные юридические лица и давало им все права имущественной деятельности, уже в первой половине XVIII столетия в Петербурге стала распространяться и обычная для протестантской Европы практика покупки и даже строительства церковными советами общины одно-, двух- и трехэтажных деревянных и каменных жилых домов на территории земельных участков прихода или вне ее с целью последующей сдачи желающим в аренду их помещений. Здания являлись собственностью общины, и получаемые доходы за аренду значительно превосходили все виды пожертвований. В конце столетия за счет аренды помещений выстроенных общинами домов приход Св. Петра ежегодно получал 12 300 руб. прибыли, Св. Екатерины (шв.) – 7000, Св. Екатерины на Васильевском острове – 1050, а французско-немецких реформатов – 1000 руб.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.)