АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема IX. Музыка массовых жанров в 80 – 90-е гг

Читайте также:
  1. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  2. Анна Снегина» С. Есенина. Жанровое своеобразие. Система образов.
  3. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  4. Билет 12. Жанровые особенности басен Крылова.
  5. Билет 69.Музыкальная культура Древнего Китая и Японии.
  6. Билет 8. Жанровое многообразие поэзии Батюшкова.
  7. Вариация массовых явлений
  8. Возникновение и развитие массовых настроений
  9. Глава 2.2. Психология массовых настроений................................................ 158
  10. Диагностика массовыхсоциально-психологических явлений
  11. Дидро и его роль во французском Просвещении. Жанровые особенности повести «Монахиня».
  12. Жанровая система драматургии А.Н.Островского.

Возникновение бард-рока (“текст-рока”). Творчество Андрея Макаревича (“Машина Времени”, Алексея Романова и Константина Никольского (“Воскресение”), Сергея Рыженко и Владимира Щукина (“Последний Шанс”), Бориса Гребенщикова (“Аквариум”), Александра Башлачева.

Арт-рок и его представители. Творчество групп “Автограф” и “Москва”.

Хард-рок и хэви-метал. Творчество групп “99%”, “Черный кофе”, “Ария”, “Круиз”, “Мастер”.

Авангард-рок и его представители. Творчество групп “Странные Игры”, “Популярная Механика”, “Вежливый Отказ”, “Ночной Проспект”, “Центр”.

Коммерциализация рок-музыки.

Регионализация рока. Формирование андерграунда. Панк-рок. Творчество групп “Гражданская Оборона”, “БОМЖ”, “Путти”, Яны Дягилевой. Фолк-рок. Творчество группы “Калинов Мост”. Ритм-энд-блюз. Творчество группы “Принцип Неопределенности”.

Эстрадная музыка: “электро-поп” как эквивалент “евро-диско”. Творчество групп “Мираж”, “Ласковый Май”, “Твой День”.

Застойные явления в российской эстраде.

Танцевальная музыка и ее разновидности.

Брит-поп как результат коммерциализации рок-музыки. Творчество Земфиры, групп “Мумий Тролль”, “Мультfильмы”, “Сплин”, “Би-2”, “Океан Ельзи”.

Пути развития отечественного рок-андерграунда.

Тема X. Музыка массовых жанров на территории Беларуси.

Интонационные истоки белорусской массовой песни. Творчество самодеятельных и профессиональных композиторов. Н. Аладов, И. Любан, Н. Соколовский, В. Оловников, Е. Глебов, Ю. Семеняко, И. Лученок, Л. Захлевный и др.

Основные этапы развития белорусской песни.

Вокально-инструментальный стиль в Беларуси. Творчество ВИА “Песняры”, “Верасы”, “Сябры”, “Чараўніцы”.

Белорусская поп-музыка. “диско”-музыка и ее представители.

Джаз в Беларуси. Первые джазовые оркестры. Творчество Игоря Сафонова, групп “Camerata”, “Renaissance”, “Яблачная гарбата”.

Авторская песня. Арик Крупп – первый представитель авторской песни на территории республики. Национальная авторская песня. Творчество Бориса и Юрия Вайханских. Национальная авторская песня. Идеи национального и духовного возрождения в творчестве Алеся Камоцкого, Сержука Соколова-Воюша, Ольги Терещенко, Леры Сом, Виктора Шалкевича, Андрея Мельникова, Ольги Сидорук. Бардовские движения в белорусских городах.



Белорусский рок. Периодизация белорусской рок-музыки. “Песня пра долю” В. Мулявина – первая белорусская рок-опера. Рок-поэма И. Лученка “Курган”. Белорусский хард-рок. Творчество групп “Адлюстравання”, “Инспектор”, “Сузор’я”, “Мясцовы час”, “Залатая сярэдзіна” и др. Белорусский панк-рок. Творчество групп “Ы.Ы.Ы.”, “Эдгар По”, “Общество мертвых поэтов”. Белорусский блюз-рок. Творчество групп “Norator” и “White night blues”. Белорусский бард-рок. Творчество Андрея Киселева и Романа Мосейчука.

Белорусский хэви-метал. Творчество групп “Gods tower”, “Vicious crusade”, “Gateward”, “Wolfshade” и др.

Белорусский поп-рок. Творчество групп “Ляпис Трубецкой” и “Леприконсы”.

Белорусская “новая волна”. Творчество группы “Нейро дюбель”.

Белорусский брит-поп. Творчество групп “Любовь и спорт” и “Onegin”.

Белорусский авангард. Электронная и компьютерная музыка (общий обзор).

Белорусский национальный рок. Творчество групп “Бонда”, “Мроя”/”N.R.M.”, “Крама”, “Уліс”, “Новае неба”, “Палац”, “Крыві”, “Троіца”, “Юр’я”, “Імпэтт”. Этно-музыка. Творчество групп “Ліцвіны” и “Стары Ольса”.

Данная программа не претендует на истину в последней инстанции. Каждая тема может быть дополнена, расширена или изменена по усмотрению преподавателя музыки или Мировой художественной культуры.

Важно также отметить, что программа предназначена не только для общеобразовательных школ Беларуси. Последняя тема (X) может быть легко адаптирована к национальным особенностям той или иной республики бывшего СССР. Учителю мировой художественной культуры необходимо знать особенности развития национальной массовой в стране его проживания.

2) привлечение образцов массовой музыки в качестве иллюстративного материала на уроках литературы и изобразительного искусства.

На наш взгляд, данное направление использования современной массовой музыки в учебном процессе также является эффективным: массовая музыка выступает здесь в качестве фасилитативного, т.е. активизирующего процесс восприятия школьниками художественных произведений фактора.

‡агрузка...

Известно, что многие барды, рок-музыканты, композиторы, работающие в жанре эстрадной песни, часто обращались в своих произведениях к классическим литературным сюжетам, к поэтическому наследию прошлого. Наглядный тому пример – песенный цикл Д. Тухманова “По волне моей памяти”, содержащий ряд вокальных и инструментальных номеров, связанных общим замыслом – стремлением к открытому лирическому высказыванию. Композитор обратился к выдающимся образцам мировой классической поэзии и создал своего рода лирическую сюиту, в которой голоса поэтов разных эпох и стран соединились со звучанием современной песни. Тщательно отобранные произведения получили у Тухманова свежее музыкальное воплощение.

Номера, входящие в цикл, могут быть использованы учителем для иллюстрации к разным темам программы “Мировая художественная культура”. Так, например, песня “Сердце мое, сердце” (стихи И. В. Гёте) может быть продемонстрирована при изучении художественной культуры Германии эпохи Просвещения (VIII класс). Занятие, посвященное художественной культуры Польши первой половины XIX века (IX класс) можно проиллюстрировать песней “Посвящение в альбом” (стихи А. Мицкевича). В ходе изучения русской художественной культуры конца XIX – начала XX века (X класс) могут демонстрироваться фрагменты “Я мысленно вхожу в Ваш кабинет” (стихи М. Волошина) и “Смятение” (стихи А. Ахматовой).

К числу произведений, апеллирующих к классической литературе, могут быть также отнесены рок-опера Э. Артемьева “Раскольников” (по роману Ф. Достоевского “Преступление и наказание”), вокальный цикл А. Градского на стихи Саши Черного “Сатиры”, зонг-опера А. Богословского “Алые паруса” (по одноименному роману А. Грина) и мн. др.

3) организация тематических занятий по выбору учителя и учащихся с использованием массовой музыки.

Тематические занятия могут организовываться по выбору как учителя, так и учащихся. Главное – предлагаемая тема должна быть интересной и школьникам, и преподавателю. Темы занятий могут быть самые разные, – например, “Трактовка библейского сюжета в рок-музыке”, “Христианские и буддийские мотивы в творчестве Бориса Гребенщикова”, “Тема Петербурга в творчестве рок-музыкантов”, “Властитель чувств” (творчество Булата Окуджавы), “Интерпретация поэзии Владимира Короткевича в творчестве белорусских бардов и рок-музыкантов”.

Остановимся на важнейших дидактических принципах и методах, которые необходимо использовать в учебном процессе.

Для любого учебного предмета проблема выбора приемов, форм и методов обучения определяется его содержанием, а также возрастными особенностями учащихся.

Необходимым условием, обеспечивающим эффективность занятий, является опора на принцип активной вовлеченности учащихся в учебный процесс. Как отмечает И.А. Химик, “принятие учеником целей и задач обучения как лично для него значимых – наиболее важное условие, определяющее внутреннюю активность личности в процессе обучения” [10, 24]. Известно, что обладание новинками в области молодежной популярной музыки, ориентация в различных ее жанрах, стилях и направлениях повышают статус подростка в среде сверстников. Иными словами, знания в области популярной музыки включаются в систему ценностных ориентаций учащегося.

Таким образом, подростку предоставляется возможность продемонстрировать собственную систему ценностей, а это является непременным условием приобщения к искусству.

В организации учебного процесса важно учитывать, что учащиеся имеют разную предрасположенность к различным видам массовой музыки: одни отдают предпочтение ее танцевальным разновидностям – «диско», рэпу и рейву, другим нравится рок-музыка, третьим – авторская песня. Эффективности учебного процесса здесь может способствовать опора на принцип индивидуализации. Конечно, приспосабливать учебные действия только к индивидуальным вкусам учащихся не представляется возможным. Однако существует выход – предоставление каждому учащемуся права выбора видов, форм и способов деятельности, наиболее соответствующих их индивидуальности. Одним из таких способов может быть написание учеником реферата по той или иной интересующей его теме с последующим заслушиванием на семинарском занятии.

Отсюда вытекает еще один важнейший принцип, – принцип свободы выбора: учащимся предоставляется право выбирать не только виды, формы и способы деятельности, но и партнеров по выполнению заданий на основе симпатии, личных и деловых качеств. Это будет способствовать созданию благоприятных условий для доверительного диалога, а следовательно, – положительного эмоционального фона для усвоения информации.

Учет возрастных особенностей учащихся обусловливает необходимость построения учебного материала по принципу доступности: не следует перегружать лекции обилием сложных терминов. Материал должен быть посильным для усвоения.

Включение учащихся в активную деятельность может осуществляться на основе ряда методов обучения. К числу таких методов могут быть отнесены: метод сравнения и сопоставления, метод забегания вперед и возвращения к пройденному материалу, метод структурно-функционального (художественно-педагогического) анализа, метод погружения в художественный контекст произведения, методы диспута и дискуссии.

Перейдем к более подробному рассмотрению указанных методов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.008 сек.)