АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глобальные проблемы современности. В развитии общества существуют внутренние и внешние противоречия (последние связаны с взаимодействием общества и природы)

Читайте также:
  1. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  2. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  3. I. Современное состояние проблемы
  4. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  5. XX век: судьба проблемы бытия
  6. Актуальные проблемы зауральской археологии в начале XXI века. (с.108)
  7. Актуальные проблемы образования в России
  8. Аналитическое теоретизирование: проблемы и перспективы
  9. Аспекты проблемы
  10. Билет 30. Понятие «Нового времени», Проблемы периодизации истории Нового времени.
  11. Билет № 19 Основные проблемы философии Канта.
  12. Билет № 3 Структура философского знания. Основные проблемы философии.

В развитии общества существуют внутренние и внешние противоречия (последние связаны с взаимодействием общества и природы). Все они в настоящее время охватываются понятием глобальных проблемы современностисовокупность проблем, для решения которых необходимы усилия всех народов, стран, локальных цивилизаций и, в конечном счете, всего человечества. Наибольшую остроту эти проблемы приобрели во второй половине XX века.

 

Противоречия Проблема Содержание проблемы
В системе общество – природа   Экологическая Прекращение катастрофического загрязнения окружающей среды, глобального изменения климата на планете, что угрожает физическому выживанию человечества
  Энергетическая Исчерпание невозобновимых источников энергии и поиск возобновимых источников, а в перспективе – обнаружение потенциально неисчерпаемого ресурса
Сырьевая Обеспечение экономического развития человечества необходимым промышленным сырьем
Взаимодействия общностей людей Оружие массового уничтожения Межгосударственная проблема предотвращения мировой термоядерной войны, прекращения гонки вооружений
«Север-Юг» Преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между отсталыми странами и группой развитых стран
Продовольственная Ликвидация дефицита продуктов питания, голода и смертности от него в отсталых странах
Взаимосвязей человека и общества   Демографическая Стремительный рост населения в отсталых странах Азии, Африки и Латинской Америки («демографический взрыв») и низкий естественный прирост населения в развитых странах
Ценностей общества Прекращение религиозной, расовой, этнической нетерпимости и конфликтов на этой почве
Отрицательные последствия НТР Манипулирование массовым сознанием, милитаризация экономики, создание новых видов вооружений, концентрация информационной власти в одних руках

 

Осознание этих угроз выразилось в создании в 1968 году международной неправительственной организации «Римский клуб», целью которой являлось исследование глобальных проблем современности и поиск путей их решения. Основателем его являлся Аурелио Печчеи. Программным документом этой организации является его труд «Человеческие качества». Основные идеи:



· все глобальные проблемы связаны между собой, необходим целостный подход к их решению при учете взаимозависимости стран и народов;

· акцент должен быть сделан на долгосрочные проблемах, угрожающих будущему всего человечества – экологической, энергетической, демографической;

· необходим «новый гуманизм» – ценностная перестройка в массовом сознании с целью осознания коллективной ответственности людей за будущее, от человеческих качеств зависит выживание человечества.

Самый известный исследовательский проект Римского клуба – это доклад Д.Медоуза «Пределы роста» (1972), созданный на основе книги Д.Форрестера «Мировая динамика», в которой были обоснованы математические модели сценариев развития глобальных проблем. Главная идея доклада: при сохранении существующих тенденций роста населения, промышленного и сельскохозяйственного производства, загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов в первой половине XXI века в связи с наступлением естественных пределов экономического роста наступит «глобальная катастрофа». В докладе «Пределы роста: двадцать лет спустя» (1992) негативный прогноз оставлен в силе.

В рамках Римского клуба возникла полемика по вопросу возможности решения глобальных проблем и путей достижения этой цели.

Во-первых, концепция «экологического пессимизма» – глобальные проблемы вообще не могут быть разрешены и неминуемо ввергнут человечество в катастрофу, научно-технический прогресс не поможет решить эти проблемы.

Во-вторых, концепция «нулевого роста» мировой экономики (Д.Медоуз):

· простое воспроизводство населения без прироста (семья с двумя детьми);

· перевод промышленного производства на замкнутый цикл с максимальным использованием вторичного сырья (отходов);

· отказ от строительства новых предприятий и лишь замена выбывающих производственных мощностей новыми мощностями;

‡агрузка...

· перевод энергетической базы мировой цивилизации на возобновимые источники энергии;

· широкое внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий во всех отраслях экономики.

Критика этой концепции состояла в том, что она нереальна и обрекает отсталые страны на консервацию слаборазвитости. Возникла концепция «органичного роста»,изложенная в докладе «Человечество на поворотном пункте»:

· темпы роста должны быть различны в зависимости от уровня развития конкретной страны или отрасли;

· упор должен быть сделан на решении мировой продовольственной, топливно-энергетической и сырьевой проблем.

В-третьих, концепция «научно-технического оптимизма» – для решения глобальных проблем достаточно прогресса науки и техники.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)