АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интересы. Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности

Читайте также:
  1. ЕСЛИ ЗАДЕТЫ ИНТЕРЕСЫ
  2. Интересы
  3. Интересы и правила
  4. Интересы, возможности, характер работника
  5. На Ближнем Востоке сталкивались интересы практически всех держав, стремившихся успеть к разделу разваливающейся Османской империи (Турции).
  6. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
  7. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ.
  8. Национальные интересы Российской Федерации в некоторых экономических и политических сферах
  9. Общество и личность. Потребности, интересы, цели личности и общества.
  10. Определения понятий:национальная безопасность,национальные интересы.Интересы личности,общества и государства в различных сферах деятельности.
  11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СОЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ

Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес, специфическую направленность на него личности.

Слово «интерес» многозначно. Можно интересоваться чем-ни­будь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен че­ловек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.

Так же как потребности и совместно с ними общественные ин­тересы - интересы в том смысле, в каком мы говорим в обществен­ных науках об интересах, - обусловливают «интерес» в психологи­ческом смысле, определяют его направление, являются его источни­ком. Будучи в этом смысле производным от общественных интере­сов, интерес в психологическом его значении не тожествен ни с об­щественным интересом в целом, ни с субъективной его стороной. Интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обуслов­лена осознанием ее общественных интересов.

Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что ин­терес — это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес — тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете: Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование — направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри се­бя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.

Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направленности желаний, в котором первично проявляется по­требность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыс­лей, помыслов; потребность — во влечениях, желаниях, в воле. По­требность вызывает желание в каком-то смысле обладать предме­том, интерес — ознакомиться с ним. Интересы являются поэтому

специфическими мотивами культурной и, в частности, познаватель­ной деятельности человека. Попытка свести интерес к потребности, определив его исключительно как осознанную потребность, несо­стоятельна. Осознание потребности может вызвать интерес к пред­мету, способному ее удовлетворить, но неосознанная потребность как таковая является все же потребностью (переходящей в жела­ние), а не интересом. Конечно, в единой многообразной направлен­ности личности все стороны взаимосвязаны. Сосредоточение жела­ний на каком-нибудь предмете обычно влечет сосредоточение на нем интереса; сосредоточение же на предмете интереса, помыслов порож­дает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть; но все же желание и интерес не совпа­дают.

Существенное свойство интереса заключается в том, что он всег­да направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о внутренних импульсах, отражающих внутреннее ор­ганическое состояние и первоначально сознательно не связанных с объектом, то интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредмет­ных интересов не существует. (...) «Опредмеченность» интереса и его сознательность теснейшим образом связаны; точнее, это две стороны одного и того же; в осознанности предмета, на который на­правлен интерес, и проявляется прежде всего сознательный характер интереса.

Интерес — это мотив, который действует в силу своей осознан­ной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом ин­тересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соот­ношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлека­тельность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует потому, что интересует, нравится потому, что нравится.

Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые вклю­чается человек. Однако, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может ис­ключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает ин­терес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоцио­нальной привлекательности будет сознание значимости, обязанно­сти, долга, но не будет интереса.

Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, точ­нее, эмоциональный компонент интереса, имеет специфический ха­рактер, отличный, в частности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетво­рения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы

или их нет, жить скучно. Очевидно, с интересом связаны специфи­ческие проявления в эмоциональной сфере.

Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осоз­нанной значимостью, интерес проявляется прежде всего во внима­нии. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы — восприятия, памяти, мыш­ления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.

Интерес к тому или иному предмету — к науке, музыке, спорту побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Мы различаем интерес как направленность на предмет, побуждающую нас заняться им, и склонность как направленность на соответствующую деятельность. Различая, мы вместе с тем и связываем их теснейшим образом. Но все же они не могут быть признаны тожественными. Так, у того или иного человека интерес к технике может сочетаться с отсутствием склонности к деятельности инженера, какой-либо своей стороной ему непривлекательной; таким образом, внутри единства возможно и противоречие между интересом и склонностью. Однако, поскольку предмет, на который направлена деятельность, и деятельность, на­правленная на этот предмет, неразрывно связаны и друг в друга пе­реходят, интерес и склонность тоже взаимосвязаны и сплошь и ря­дом трудно установить между ними грань.

Интересы различаются, прежде всего, по содержанию, оно более всего определяет их общественную ценность. У одного интересы направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого — на коллекционирование марок, на моду; это, конечно, не равноценные интересы.

В интересе к тому или иному объекту обычно различают непосред­ственный и опосредованный интерес. Говорят о наличии непосред­ственного интереса, когда учащийся интересуется самой учебой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию;

говорят об опосредованном интересе, когда тот направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например, на пре­имущества, которые может дать образовательный ценз... Способ­ность проявлять интерес к науке, к искусству, к общественному делу независимо от личной выгоды составляет одно из ценнейших свойств человека. Однако совершенно неправильно противопоставлять не­посредственный интерес и интерес опосредованный. С одной стороны, всякий непосредственный интерес обычно опосредован сознанием важности, значимости, ценности данного предмета или дела; с дру­гой стороны, не менее важным и ценным, чем способность проявить интерес, свободный от личной выгоды, является способность делать дело, которое не представляет непосредственного интереса, но яв­ляется нужным, важным, общественно значимым. Собственно, если по-настоящему осознать значимость дела, которое делаешь, то оно

в силу этого неизбежно станет интересным; таким образом, опосре­дованный интерес переходит в непосредственный.

Интересы, далее, могут различаться по уровням оформленности. Аморфный, уровень выражается в разлитом, не дифференцирован­ном, более или менее легко возбуждаемом (или не возбуждаемом) интересе ко всему вообще и ни к чему в частности.

С охватом интересов связано их распределение. У одних интерес целиком сосредоточен на одном каком-нибудь предмете или узкоогра­ниченной области, что приводит к одностороннему развитию лично­сти и является вместе с тем результатом такого одностороннего развития. <...> У других имеется два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их интересы. Лишь при очень удачном сочетании, а именно когда эти интересы лежат в совсем различ­ных областях (например, один — в практической деятельности или науке, а другой — в искусстве) и значительно отличаются друг от друга по своей силе, эта бифокальность интересов не вызывает ни­каких осложнений. В противном случае она легко может повлечь раздвоенность, которая станет тормозить деятельность как в одном, так и в другом направлении: человек ни во что не войдет целиком, с подлинной страстью и нигде не преуспеет. Наконец, возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно широкие и многосто­ронние, сконцентрированы в одной области и притом настолько свя­занной существеннейшими сторонами человеческой деятельности, что вокруг этого единого стержня может сгруппироваться достаточ­но разветвленная система интересов. Именно такая структура инте­ресов является, очевидно, наиболее благоприятной для всесторонне­го развития личности и вместе с тем той ее сосредоточенности, ко­торая необходима для успешной деятельности. (...)

Различные охват и распределение интересов, выражающиеся в той или иной их широте и структуре, сочетаются с той или иной их силой или активностью. В одних случаях интерес может выражаться лишь в некоторой предпочтительной направленности, или повернутости, личности, вследствие которой человек скорее обратит внимание на тот или иной предмет, если он помимо его стараний возникает. В других случаях интерес может быть настолько силен, что человек активно ищет ему удовлетворения. Известно немало примеров (М. В. Ломоносов, А. М. Горький), когда интерес к науке или искус­ству у людей, живших в условиях, в которых он не мог быть удовле­творен, был настолько велик, что они перестраивали свою жизнь и шли на величайшие жертвы, лишь бы этот интерес удовлетворить. В первом случае говорят о пассивном, во втором — об активном интересе; но пассивный и активный интересы — это не столько каче­ственное различие двух видов интересов, сколько допускающие мно­жество градаций количественные различия в их силе или интенсив­ности. Правда, это количественное различие, достигая определен­ной меры, переходит в качественное, выражающееся в том, что в одном случае интерес вызывает лишь непроизвольное внимание, во

втором он становится непосредственным мотивом для реальных практических действий. Различие пассивного и активного, интереса не является абсолютным: пассивный интерес легко переходит в активный, и наоборот.

Сила интереса часто, хотя не обязательно, сочетается с его устой­чивостью. У очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он господствует, явля­ется интенсивным, активным, но пора его господства непродолжи­тельна: один интерес быстро сменяется другим. Устойчивость же интереса выражается в длительности, в течение которой он сохра­няет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса. Связанная с силой, устойчивость интереса в основе своей определяется на столько ею, сколько глубиной, т. е. степенью связи интереса с основным содержанием и свойствами личности. Таким образом, первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной лич­ности стержня, генеральной жизненной линии. Если ее нет, нет и устойчивых интересов; при ее наличии устойчивыми будут те инте­ресы, которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя.

При этом интересы, обычно связанные между собой в пучки или, скорее, в динамичные системы, располагаются как бы гнездами и различаются по глубине, поскольку среди них всегда имеются основ­ные, более общие, и производные, более частные. Более общий инте­рес обычно является и более устойчивым.

Наличие такого общего интереса не означает, конечно, что дан­ный интерес, например к живописи, к музыке, всегда актуален; оно означает лишь, что он легко становится таковым (можно вообще интересоваться музыкой, но в данную минуту не испытывать жела­ния ее слушать). Общие интересы—латентные интересы, которые легко актуализируются.

Устойчивость этих общих, генерализованных интересов не озна­чает их косности. Именно в силу их генерализованности устойчивость общих интересов может прекрасно сочетаться с их лабильностью, подвижностью, гибкостью, изменчивостью. В различных ситуациях один и тот же общий интерес выступает как различный, примени­тельно к изменившимся конкретным условиям. Таким образом, ин­тересы в общей направленности личности образуют систему подвиж­ных, изменчивых, динамических тенденций с перемещающимся центром тяжести.

Интерес, т. е. направленность внимания, помыслов, может вы­звать все, что так или иначе связано с чувством, со сферой челове­ческих эмоций. Наши мысли легко сосредоточиваются на деле, ко­торое нам дорого, на человеке, которого мы любим.

Формируясь на основе потребностей, интерес в психологическом смысле слова никак не ограничивается предметами, непосредственно связанными с потребностями. Уже у обезьян ярко проявляется любо­пытство, не подчиненное непосредственно пищевой или какой-либо

другой органической потребности, тяга ко всему новому, тенденция к манипулированию с каждым попавшимся предметом, давшая по­вод говорить об ориентировочном, исследовательском рефлексе или импульсе. Это любопытство, способность обратить внимание на но­вые предметы, вовсе не связанные с удовлетворением потребностей, имеет биологическое значение, являясь существенной предпосылкой для удовлетворения потребностей. (...)

Склонность обезьяны манипулировать со всяким предметом пре­вратилась у человека в любознательность, принявшую со временем форму теоретической деятельности по получению научного знания. Интерес может вызвать у человека все новое, неожиданное, неиз­веданное, неразгаданное, проблематичное — все, что ставит перед ним задачи и требует от него работы мысли. Будучи мотивами, по­буждениями к деятельности, направленной на создание науки, ис­кусства, интересы являются вместе с тем и результатом этой дея­тельности. Интерес к технике формировался у человека по мере возникновения и развития техники, интерес к изобразительному искусству — с возникновением и развитием изобразительной дея­тельности, а интерес к науке — с возникновением и развитием на­учного знания.

В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того, как дети вступают во все более сознательный контакт с окру­жающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы слу­жат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользу­ется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов — существеннейшая задача обучения.

Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельно­сти, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколько-нибудь сложившихся устойчивых интере­сов, русел, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро угасающая направленность.

Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения. Относительно большую устойчивость приобретают те из интересов, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей стар­шего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увле­чения, которые держатся в течение некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт

и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели,

Существенно новые условия для развития интересов у ребенка возникают с поступлением его в школу и началом обучения различ­ным предметам.

В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них самих успехи. Многое здесь зависит от педагога. Но при этом сначала это по боль­шей части интересы недолговечные. Сколько-нибудь устойчивые интересы начинают складываться у учащегося средней школы. Ран­нее появление устойчивых интересов, сохраняющихся на всю жизнь, наблюдается лишь в тех случаях, когда налицо имеется яркое, рано определившееся дарование. Такое дарование, успешно развивающе­еся, становится призванием; осознанное как таковое, оно определя­ет устойчивую направленность основных интересов.

Самым существенным в развитии интересов подростка является:

1) начало установления круга интересов, объединенных в неболь­шое число между собою связанных систем, приобретающих извест­ную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкрет­ного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззре­ния; 3) одновременное появление интереса к практическому приме­нению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни;

4) рост интереса к психическим переживаниям других людей и осо­бенно своим собственным (юношеские дневники); 5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов. Направленность ин­тересов на определенную сферу деятельности, профессию — техни­ку, определенную научную область, литературу, искусство и т. д. со­вершается под влиянием всей системы условий, в которой развива­ется подросток.

Господствующие интересы проявляются в преимущественно чи­таемой литературе — в так называемых читательских интересах. У подростков наблюдается значительный интерес к технической и научно-популярной литературе, а также к путешествиям. Интерес к романам, вообще к художественной литературе возрастает глав­ным образом в юношеские годы, что отчасти объясняется характер­ным для этого возраста интересом к внутренним переживаниям, к личностным моментам. Интересы в стадии их формирования лабиль­ны и более подвержены влиянию окружающих условий. Так, обыч­но присущий подросткам интерес к технике особенно возрос у них в связи с индустриализацией страны.

Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребенка. Они возникают из контакта с окружающим ми­ром; особенное влияние на их развитие оказывают окружающие люди. Сознательное использование интересов в педагогическом про­цессе ни в коем случае не означает, что обучение следует приспособ-


лять к имеющимся интересам учащихся. Педагогический процесс, выбор предметов обучения и т. п. основываются на задачах воспи­тания, на объективных соображениях, и интересы должны быть на­правлены соответственно этим объективно обоснованным целям. Интересы нельзя ни фетишизировать, ни игнорировать: их надо учи­тывать и формировать.

Развитие интересов совершается частично путем их переключе­ния: исходя из существующего интереса, развивают тот, который нужен. Но это, конечно, не означает, что формирование интересов всегда является перенесением имеющихся интересов с одного пред­мета на другой или преобразованием одного и того же интереса у человека появляются новые интересы, приходящие на смену отми­рающим, старым, по мере того как он в ходе своей жизни включается в новые задачи и по-новому осознает значимость тех задач, которые ставит перед ним жизнь; развитие интересов не замкнутый в себе процесс. Наряду с переключением уже имеющихся интересов, новые интересы могут возникнуть вне прямой преемственной связи со ста­рыми, путем включения индивида в интересы нового коллектива в результате новых взаимоотношений, которые у него складываются с окружающими. Формирование интересов у детей и подростков за­висит от всей системы условий, определяющих формирование лич­ности. Особое значение для формирования объективно ценных ин­тересов имеет умелое педагогическое воздействие. Чем старше ребенок, тем большую роль может при этом играть осознание им об­щественной значимости тех задач, которые перед ним ставятся.

Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, боль­шое значение имеют интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути че­ловека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специаль­ное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизнен­ный путь, является исключительно важной и ответственной зада­чей. <....>.

В направленности интересов и путях их формирования наблю­даются значительные индивидуальные различия.

Идеалы

Какое значение ни придавать потребностям интересам, очевидно, что они не исчерпывают мотивов человеческого поведения; направленность личности не сво­дится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем не­посредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.

Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как независимое от него — общественно-всеобще-значимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно

знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений, общественно значимое становится вместе с тем личностно значимым, собственным убеждением чело­века, идеей, овладевшей его чувствами и волей. Определяясь миро­воззрением, они находят обобщенное абстрактное выражение в нор­мах поведения, свое конкретное выражение они получают в идеалах.

Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведе­ния; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты,— образ, который служит образцом. Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное отображение: идеал может находиться даже в компенгаторно-антагонистическом отношении к реальному облику человека; в нем может быть подчеркнуто то, что человек особенно ценит и чего ему как раз недостает. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек есть, и то, чего он желает:

то, чего человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал — для него самого. Идеал человека — это, таким образом, и то и не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становятся стимулом и регулятором его развития.

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, ми­росозерцанием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы, свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Таков, например, идеал со­фиста или философа в «век просвещения» в Древней Греции, отваж­ного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная им наука имеют свой идеал: «ее истинный идеал — это аскетический, но занимающийся ростовщичеством скряга и аске­тический, но производящий раб»4. Наша эпоха создала свой идеал, воплотив в нем черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за со­циалистическое общество и творческом труде по его построению. Иногда идеалом служит обобщенный образ, образ как синтез основ­ных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. <....>. Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности.

В раннем возрасте идеалом в большой мере служат люди ближай­шего окружения — отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близ­ких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подрос­ток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников. <...>.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 131.

В идеалах человека ярко проявляется его общая направлен­ность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы фор­мируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оцен­ки формируют общую направленность личности.

Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мо­тивации ее деятельности.

Между различными побужден и им и человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается оп­ределенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.

Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши интересы. Но стоит надвинуться серьезной беде, угрожающей значительно более насущным, жиз­ненным интересам, и забота об интересах, судьба которых только что так волновала, теряет всякую актуальность. Они почти перестают для нас существовать. Непонятным, диким кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы:

«Можно ли волноваться из-за таких пустяков?» Мы поглощены на­висшей над нами угрозой. «Только бы миновала нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно». Но вот беда миновала, и ока­зывается: как только угроза более насущным потребностям и инте­ресам отпала или хотя бы только отступила, как снова начинают вы­ступать, и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность интересы; «пустяки» снова стали важными; снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны заботы и надежды. Самые насущные нужды обеспечены, им ничто не угрожает,— значит, не­чего о них и думать. Актуальнее сейчас другое: на очереди другие интересы; наши радости и печали теперь связаны с их судьбой.

Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуально­сти, одни за другими выступают последующие. Потребность и ин­тересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность опре­деляется вышеуказанным законом.

Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим, прежде всего, определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания. У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интере­сам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль: над

ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес приобретают эти высшие интересы.

Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг ее потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга опре­деляет содержательность, диапазон человека.

Различие круга интересов определяет различную по своему со­держанию базу духовной жизни личности — от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством жиз­ни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об ее уровне. Прежде всего, не может быть речи об особой широте и богатстве там, где вес потребности и интересы человека ограничены уровнем элементар­ных потребностей и интересов. Сколько-нибудь значительное уве­личение широты, богатства интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.

Далее, та же степень узости интересов, даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на ка­ком уровне лежит эта потребность или этот интерес; одно дело, ког­да речь идет о потребности или интересе, который в силу своей эле­ментарности сам является очень узким, совсем другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый ин­терес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты.

В тесной связи с вопросами об уровне и богатстве или содержа­тельности потребностей и интересов личности, ее строения и облика находится вопрос об их распределении. Жизнь человека целиком со­средоточена на чем-нибудь одном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности совершается односторонне, однобоко, направляясь по одному — у одних более, у других менее значитель­ному — руслу. Бывает и так, что в строении личности имеются две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь человека. Наконец, бывает так — и это, очевидно, самая благоприятная из возможностей,— что личность одновременно и многогранна и едина; ее потребности и интересы одновременно не только содержательны и в этом смысле богаты, но и многообразны и тем не менее сосредоточены вокруг единого центра. В идеале выступает всесторонне и гармонически раз­витая личность, личность, своими потребностями и интересами свя­занная с основными сферами человеческой деятельности, так что все они, отражаясь и сочетаясь в ней, образуют подлинное единство.

Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенден­ций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится? Но вслед за вопросом, чего че-

ловек хочет, естественно и закономерно встает другой: а что он может? Это вопрос о его способностях, дарованиях, одаренности.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.)