АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ответ В. Золотухину

Читайте также:
  1. IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
  2. V Ответственность в области таможенного дела
  3. VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
  4. А) увеличивается Б) уменьшается В) не изменяется Г) нет правильного ответа
  5. Административная и уголовная ответственность за налоговые правонарушения и преступления
  6. Административная ответственность
  7. Административная ответственность
  8. Административная ответственность за информационные правонарушения, посягающие на избирательные права граждан.
  9. Административная ответственность за нарушения прав на использование информацией
  10. Административная ответственность кадастрового инженера предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях
  11. Административная ответственность как вид юридической ответственности
  12. Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушения законодательства по архивному делу и ведению делопроизводства.

Максим Горький

Ответ В. Золотухину

 

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=2454415

Аннотация

 

«Товарищ Золотухин приводит в письме своём фразу мою «Я страдал тогда фанатизмом знания». Эта фраза – весьма яркий пример непродуманного пользования словами, ибо в ней противоестественно соединены понятия, враждебные одно другому и взаимно отрицающие друг друга…»

 

Максим Горький

Ответ В. Золотухину

 

[1]

Товарищ Золотухин приводит в письме своём фразу мою «Я страдал тогда фанатизмом знания»[2]. Эта фраза – весьма яркий пример непродуманного пользования словами, ибо в ней противоестественно соединены понятия, враждебные одно другому и взаимно отрицающие друг друга.

Во‑первых: неправильно и неуместно употреблён глагол «страдать»: познание – это удовольствие, наслаждение, а не страдание. Но главная ошибка – в соединении «знания» и «фанатизма». Понятие «фанатизм» образовано из латинского слова «фанум» – храм, святыня. Его ввели в речь церковники, и оно выражает настроение, наиболее свойственное именно церковникам всех религий, христианской же особенно сильно. Настроение это вытекает из глубоко личного – субъективного – «чувства веры», создаёт «символы веры» и, охраняя эти символы, не только ограничивает знание, а решительно препятствует росту мысли, исследующей явления природы, общественной жизни, создающей науку. Социальная основа фанатизма – инстинкт собственности и непосредственно вытекающее из него стремление к власти, необходимой для охраны личной – частной – собственности. Этот инстинкт, это стремление наиболее ревниво и деятельно воспитывалось христианской, римско‑католической церковью и особенно резко выражено в её борьбе за власть над миром. В евангелии, основной книге христиан, Христос говорит: «Царство моё – не от мира сего», но епископы Рима – «папы», – провозгласив себя «наместниками Христа на земле», непрерывно и не стесняясь никакими средствами, боролись – и борются – именно за власть над этим, нашим, земным миром, который мы создаём и изменяем.

Особенно характерным фактом такой цинической и кровавой борьбы за светскую власть является борьба пап Григория VII, Иннокентия III и [Иннокентия] IV. При последнем был врагом церкви Фридрих Гогенштауфен, король двух Сицилии, талантливый человек и «вольнодумец», который, между прочим, «глумился над христианской религией» и предлагал своему дворянству «создать несравненно лучший догмат веры и образ жизни», за что был проклят папой и «отлучён от церкви», – отлучение давало право подданным Фридриха не считать его своим королём и не подчиняться ему. Но в ту пору – во второй половине XII века – озлобление против римской церкви и епископов её было таково, что даже лавочники и ремесленники городов Германии встали на защиту власти короля и дворян, «так что никто со знаком креста не смел появляться на улице, не рискуя быть оскорблённым и даже убитым», как рассказывают хроники той поры.

В XII веке папы организовали «инквизицию» – учреждение, на которое была возложена обязанность борьбы против церковных ересей и вообще свободной мысли. Инквизиция – самое значительное и гнусное, чего достигла церковь в процессе воспитания людей продажными предателями, лживыми, лицемерными и жестокими. «Даже мёртвые не избавлялись от преследования инквизиции». Если после смерти человека оказывалось, что он при жизни мыслил нецерковно, труп его вырывали из могилы и жгли на костре так же, как жгли живых людей. Имя еретика торжественно проклиналось, «предавалось бесчестию», у наследников отбирали имущество в пользу церкви. Преследовался не только факт протеста, но самая идея его, возможность протеста.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)