АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия экзистенциализма. Наиболее значительным антропологическим направлением западной философии ХХ века является экзистенциализм

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

Наиболее значительным антропологическим направлением западной философии ХХ века является экзистенциализм. Он возник после Первой мировой войны в Германии (представители – Карл Ясперс (1883 – 1969), Мартин Хайдеггер (1889 – 1976)), после Второй мировой войны во Франции (представители – Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) и Альбер Камю (1913 – 1960)).

Экзистенциализм – это философия конкретного человека, появившаяся как реакция на обесценивание человеческой жизни, стандартизацию в обществе, обезличивание личности.

Термин «экзистенция» (существование) ещё в XIX веке ввёл датский философ Сёрен Кьеркегор. Экзистенция означает глубинную основу, первозданность, сущность существования, неповторимость и уникальность человека и его судьбы. Она недоступна рациональному познанию и дана только непосредственному переживанию.

Существование означает наличие здесь и теперь через внутреннее соотнесение себя с собой. Существование человека – это реальное течение его жизни, подвластное времени. В доэкзистенциальной философии значение времени определяющим для человека не считалось. Во временности Хайдеггер видит самую фундаментальную характеристику человеческого бытия. Основные состояния сознания человека – это заброшенность, забота, вина, ответственность, страх смерти. Через них человек выходит на реальность.

Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо от человека. Но мир для человека существует лишь постольку, поскольку он, идя от своего бытия, придаёт миру смысл, взаимодействует с миром. Человек заброшен в этот мир. Мы не выбираем ни место, ни время своего рождения, да и сам факт нашего рождения происходит без нашего желания. Изначальная суть существования состоит в страхе перед чуждым и враждебным миром, перед смертью.

Сартр отмечает, что обычно сущность предшествует существованию. Но в случае с человеком всё наоборот: человек сначала рождается, а затем, на протяжении жизни, приобретает качества, делающие из него человека.

Каждый человек уникален и неповторим. Но в реальности мы сталкиваемся с другими людьми, обществом. В связи с этим Хайдеггер различает неподлинное и подлинное бытия. Неподлинное бытие – это власть над людьми других людей и вещей, обезличивание личности, превращение человека в вещь, когда он рассматривает себя по аналогии с другими, и становится возможной замена личности любой другой личностью. Неподлинный человек – это человек стандартизированный, подчиняющийся власти, моде, стереотипам поведения. Подлинный способ бытия возможен через осознание человеком своей историчности, конечности и свободы. Сартр отмечал, что человек не только находится в ситуации, но и образует ситуацию, придаёт ей смысл. Свободный человек всегда действует самостоятельно, а не как «винтик» огромного механизма, и осознаёт ответственность не только за свои поступки, но и за всё, что происходит в мире.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)