АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Б. Механизмы творчества с точки зрения М. Кlein

Читайте также:
  1. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  2. А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда и его последователей
  3. Анализ факторов изменения точки безубыточности и зоны безопасности предприятия
  4. Анатомо-физиологические механизмы
  5. Анатомо-физиологические механизмы ощущений
  6. Антропометрические точки на голове
  7. Антропометрические точки на черепе
  8. Билет № 1 Понятие мировоззрения, его основные сферы, уровни и типы.
  9. Биологическая точка зрения.
  10. Биохимические механизмы сокращения и расслабления мышц
  11. Бихевиористская точка зрения.

 

Melanie Klein принадлежит заслуга в разработке целого ряда важных теоретических представлений, взятых на воо­ружение арт-терапевтами. Она известна как пионер детско­го психоанализа. Основываясь на понимании игры ребенка как особого символического языка, она разработала игровую технику, выступающую в качестве важного средства для понимания бессознательных процессов. Хотя ее теория исполь­зует фрейдовские представления об инстинктах жизни и смерти, она отличается от классического психоанализа тем, что в новом качестве использует понятие «объектов» (кото­рыми могут быть и субъекты, и даже отдельные их атри­буты). Понятие объектов связывается ею с ранними фазами онтогенетического развития, в частности фазой отделения ребенка от матери и материнской груди. На этой стадии име­ет место «расщепление» единого образа матери на две состав­ляющих: одна из них становится объектом для проекции чув­ства любви, связанного с удовлетворением потребностей ребенка, другая — чувств ненависти и гнева, возникающих в результате фрустрации. По мнению М.Кляйн (1948) «первичным источником творчества является преодоление рас­щепления плохих и хороших свойств, а также отрицатель­ных и положительных переживаний, ассоциирующихся с матерью». Расщепление преодолевается через прохождение ребенком параноидно – шизоидного и депрессивного состояния. Переживание утраты, связанное с разрушением целостного образа матери, ведет к его восстановлению на новом уровне развития, когда мать начинает восприниматься ребенком уже не как часть его самого, которую он способен контролировать, а как независимое от него существо. М. Кляйн отмечает, что именно в этих ранних ярких переживаниях положительного и отрицательного характера, связанных с периодом отделения от материнской груди, коренятся чувства прекрасного и безобразного, являющиеся основой эстетического опыта и столь важные для творчества. Художник, подобно ребенку, переживает сложные состояния, связанные с разрушением и восстановлением, направляющие и окрашивающие творческий процесс.

E.Sharpe (1950) — другой автор, развивающий психоаналитические взгляды на искусство с позиций теории М.Кляйн. Она считает, что «первые формы изобразительного искусства» как в онтогенетическом, так и в историческом отношении не­отделимы от питания, а следовательно, от проблемы жизни и смерти. Творчество дает жизнь и возникает из молока и семени, они запечатлеваются в ребенке и проецируются на изображение в символике зрелого творчества. Идентифика­ция с родителями на ранних стадиях онтогенеза имеет большое значение для творчества. Е. Шарп рассматривает ее как «магическое поглощение» родителей, аналог каннибализма. Через этот акт достигается полный контроль над поглощенн­ымипредметами с их энергиями. Эта мысльважна для объяснения творчества. Е. Шарп (1950) полагает, что достоверная имитация объекта достигается также через его «магическое поглощение».



При этом художник должен быть способен к живому, чувственному реагированию. Подобно тому как в детстве, еще до появления членораздельной речи, ребенок общается посредством звуков и жестов, художник передает свой опыт, основываясь, главным образом, на телесный ощущениях, однако бесконечно более изощренных и имеющих символическую природу.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.003 сек.)