АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение Р. Йеринга о праве и государстве

Читайте также:
  1. A) государственное ценообразование
  2. B. обучение образам правого полушария
  3. I-IY Государственные Думы – первый опыт российского парламентаризма.
  4. I. Внутреннее государственное устройство само по себе
  5. I. Отчисления в Государственный Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ (Фонд соц. защиты).
  6. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  7. II. получение наслаждения
  8. II. СВЕТСКИЙ УРОВЕНЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНЦИПОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
  9. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  10. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  11. II.1. Основы государственности
  12. III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Рудольф фон Йеринг (1818-1892) – германский ученый, профессор права в университетах Базеля, Ростока, Киля, Гессена, Вены, Гёттингена. Прославил себя трудами «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Цель в праве» и «Борьба за право». В его творчестве различают два периода: 1) до середины 50-х гг. XIX в. Йеринг придерживается позиций «юриспруденции понятий» (главное в праве – выведение (дедукция) конкретных правоположений из об­щих понятий, понятия – основной источник знания (идеи историчес­кой школы); 2) с середины 50-х гг. разрабатывает «юриспруденцию интересов» (правоведение не математика: культ логического здесь не­уместен; приоритет должен принадлежать жизненным ценностям и реальным интересам людей). Методология права и государства опи­рается на описание, классификацию и анализ фактов. Ученый отхо­дит от идей исторической школы, утверждая тезис, что право связано с целесообразностью, являясь продуктом борьбы, а не мирного разви­тия народного духа: «Право есть не просто мысль, а живая сила». Йе­ринг обращается к образу богини Фемиды, имеющей в одной руке ве­сы, а в другой меч: «Меч без весов есть голое насилие, весы без меча – бессилие права. Тот и другой атрибуты дополняют друг друга, и дей­ствительное правовое состояние существует лишь там, где сила, с ка­кой правосудие держит меч, не уступает искусству, с каким оно при­меняет весы». В учении Йеринга сочетаются положения позитивизма и социологической школы права.

Право выходит «из рук» общества, как из сферы совместного дейст­вия людей, объединенных общими целями. Каждый, действуя для дру­гих, действует также для себя, а, действуя для себя, тем самым дейст­вует и для других. Но такое происходит лишь в государственно организованном обществе, в котором аппарат государства воплощает социальную, публичную власть. Право характеризуется Йерингом со стороны содержания ~ как совокупность субъектов социального взаи­модействия при непременной их защите, гарантированной государством (право – защищенный государством порядок); со стороны формы – как сумма общеобязательных норм поведения. Нет теоретического раз­граничения права и закона.

Необходимы: экономическая свобода деятельности индивидов, их юридическое равенство, уважение их политических прав, ответствен­ность только перед законом. Но это связано с твердой дисциплиной и законностью, стабильным порядком. Первоначально право имеет одно­сторонне-принудительную силу, направленную на подданных с целью пресечения притязаний частных интересов. Постепенно оно принимает двусторонне-обязательную силу, становится обязывающим для самой государственной власти. Самосохранение вынуждает власть подчи­ниться праву, но, если обстоятельства заставляют государственную власть делать выбор между обществом и правом, она обязана жертво­вать правом. Иначе правовое государство «не могло бы просущество­вать и одного месяца».

«Не допускайте, чтобы ваше право безнаказанно попиралось дру­гими». Обоснованию этой мысли он посвящает свой доклад «Борьба за право». Полемизируя с исторической школой права, Йеринг призыва­ет к борьбе за право: «Цель права есть мир, средство достижения этой цели – борьба. До тех пор пока право должно держаться наготове про­тив посягательств со стороны беззакония (а это будет продолжаться, пока стоит свет), оно не может обойтись без борьбы. Жизнь права есть борьба, борьба народов, государственной власти, сословий индивиду­умов». Право он разделяет на «право в объективном смысле» (сово­купность применяемых государством правовых принципов, законный распорядок жизни) и право в субъективном смысле» (конкретное во­площение абстрактного правила в конкретном правомочии личности).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)