АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность народной художественной культуры заключается в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе

Читайте также:
  1. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  2. Авторское право - правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.
  3. Аграрная модернизация в начале ХХ в.: предпосылки, сущность, итоги.
  4. Аграрная реформа правительства П.А. Столыпина: предпосылки, сущность, историческое значение
  5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
  6. Административный процесс: сущность и виды
  7. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.
  8. Анализ стратегических альтернатив международной деятельности
  9. Аудит материальных ценностей
  10. Аудит учета производственных запасов. Порядок проведения инвентаризации материальных ценностей
  11. База данных - это воплощенные на материальном носителе совокупности данных, подбор и расположение которых представляют результат творческого труда.
  12. Безработица: сущность, показатели, факторы. Формы безработицы. Закон Оукена

1- ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ – постепенность развертывания во времени.

(Шекспир, Островский) Очень хорошо обнаруживается внешняя связь между событиями. Характер разворачивается последовательно

2- ХРОНИКАЛИНЫЙ – (хроники Шекспира). Свободное перемещение во времени и пространстве. Многоэпизодичность пьесы (Пушкин «Борис Годунов). Открытость не замкнутость сюжета. Финал – Увертюра. Многопричинность – суть эпохи. Здесь нет внешней логической последовательности в развертывание событий. При такой композиции огромное количество действующих лиц. Постепенной эволюции в раскрытии характера нет и быть не может. Герой может появляться во многих эпизодах. Здесь большой разрыв во времени. Зависимость между ситуацией и характером.

3- РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ или АНАЛИТИЧЕСКИЙ вид (Толстой, Ибсен)

Завязка отнесена к концу. Все в пьесе нацелено на то, чтобы понять все что происходит в пьесе. Минимальное количество событий, ограниченный круг действующих лиц. Смена душевных состояний.

 

4- ЭПИЧЕСКИЙ тип – Последовательное развертывание действий. Многоэпизодичность. В центре событий герой, который вовлекается в событие (Л.Н.Толстой «Власть тьмы»)

 

ЖАНР – это произведение общей поэтической структуры.

ЖАНР – это способ отражение жизни, угол зрения автора на действительность преломленное в художественное произведение

 

Выявление отличительных художественных особенностей пьесы, особенностей стиля автора, в процессе исследования пьесы в аспекте времени и места происходящего. Конфликт в пьесе – основа движения сюжета, основа развития действия. Конфликт сила организующая. Конфликтность – условие существование драматического характера. Выявить конфликты и обстоятельства, в которых действует герой драматического произведения. Конфликт выявляется в каждом элементе художественной структуры произведения.

 

**********************************************************************

 

Сущность народной художественной культуры заключается в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них. Таким образом,

НХКколлективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт.

НХК – совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде.

НХКсистема этнических стереотипов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведений народного творчества и опосредующих их компонентов этнохудожественного сознания.

 

НХК играет важную роль в жизни общества, что проявляется в следующих функциях:

1) Познавательная. При помощи НХК человек осваивает окружающий мир, и пытается постичь его основные стороны. Процесс постижения строится на основе художественных образов.

2) Мировоззренческая. НХК формирует тип мышления в обществе, который применяется конкретно к каждому человеку и служит основой для его мировосприятия и деятельности.

3) Социализирующая. НХК приобщает подрастающее поколение к традициям своего народа посредством художественных образов

 

И другие функции:

 

4) аксилогическая (сохранение и передача от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса);

5) художественно-эстетическая (развитие художественно-эстетической культуры личности и общества на материале этнических художественных традиций);

6) социокультурная (социальная адаптация и реабилитация личности средствами народного искусства);

7) арт-терапевтическая (содействие лечению болезненных зависимостей, психосоматических и других заболеваний с помощью фольклорной арт-терапии)

8) коммуникативная (развитие культуры межнационального общения в процессе освоения этнохудожественных ценностей и традиций разных народов), и другие

 

В.С. Цуккерман выделяет в системе народной культуры, три составные части: материальную культуру, культуру социального управления (точнее - самоуправления) и духовную культуру. В духовной культуре он различает следующие структурные элементы: народное мировоззрение, народную экономическую культуру, народную нравственную культуру, народную педагогику, народное правосознание, народную художественную культуру. Народная художественная культура интегрирует в себе в образно-художественной форме и религиозные, и социально-утопические, и нравственные, и правовые, и педагогические воззрения, и эта связь художественного творчества со всей культурной деятельностью настолько органична и неразрывна, что зачастую практически невозможно отнести отдельный вид народного творчества к той или иной форме культуры. Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интегрирующей является является их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа Сущность народной художественной культуры в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

Структура НХК. Основными компонентами НХК являются:

Народное искусство — создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народных массах поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драмы, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное искусство является частью художественной культуры. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, служат красоте и пользе. До 60-х г народным искусством было принято называть в основном декоративно-прикладное искусство как опредмеченную форму народного творчества и художественных ремесел, и фольклор как устное поэтическое народное творчество (Ю.М. Соколов, Н.П. Андреев и др.). В то же время фольклор отождествлялся рядом авторов (В.П. Аникин, В.И. Чичеров и др.) с народным творчеством.

Народное декоративно-прикладное искусство, в научных кругах не принято называть фольклором, так как оно не является устным творчеством

Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Народное художественное, включает в себя фольклорную инструментальную музыку, песню, пляску, танец и театр, устное народное творчество

Художественное творчество народа как духовная деятельность имело, а во многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека.

Народное художественное творчество в узком (этнокультурном) смысле - самобытная, основанная на этнических традициях, художественная деятельность, воплощающая характерные особенности художественного сознания того или иного народа.

Народное художественное творчество в широком смысле – синоним неспециализированной (досуговой, любительской) коллективной или индивидуальной художественной деятельности людей в различных сферах художественной культуры общества (в сфере фольклора, религиозного искусства, классического и современного искусства).

  1. Исходные понятия НХК

Исходными понятиями НХК являются понятия, которые рассматривают ту или иную область НХК. Основными понятиями являются – культура, ценности, традиция, этническая культура.

Культура - дослов. перевод –возделывание. В античные времена этот термин применялся по отношению к растениям, выращенном человеком в отличие от дикорастущих. Позже это понятие было перенесено на человека. В настоящее время насчитывается около 500 определений понятия культура. В рамках нашей проблематики культура -это совокупность материальных и духовных ценностей.

Ценности – первым, кто ввел это понятие в научный оборот был польский психолог В.Ф. Знанецкий в 1918 г. Он считал, что вводимое им понятие должно стать ключевым в новой дисциплине социальной психологии. Для большинства исследователей понятие ценности сродни понятию установка. Существует множество опред. понятия ценностей. К. Клакхон – ценности-это осознанное или неосознанное характерное для индивида или группы индивидов, представления о желаемом, которое определяет выбор целей с учетом возможных последствий. Исследователь М. Рокич считал, что ценности – это устойчивая вера в то, что определенное поведение или состояние мира предпочтительнее для личности и общества, чем какое-либо другое. Наука о ценностях- аксиология. Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности А.В. Нестеренко выделил основные ценности в НХК:

Ценностное отношение к матери и материнству.

Ценность семьи и традиционных семейных отношений.

Ценность родной земли, Родины.

Ценность трудолюбия и труда.

Ценность здорового образа жизни.

Ценность знаний и умений)

Утрата этих ценностей ведет к деградации культуры в целом.

Этнос -(народ) –исторически сложившаяся на определенной территории многопоколенная совокупность людей, обладающих не только общими внешними чертами, но так же относительно стабильными общими элементами культуры и психики. Л. Гумилев считал, что этнос- это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, обладающий сознанием своего единства и противопоставляющий себя всем другим коллективам. В западной науке слово этнос употребляется реже. Большее распространение получили термины этничный и этнический.

С.В. Лурье рассматривает этническую культуру, как структуру, скрепляющую данное общество.

Традиция – множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Понятие «традиция» восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать».

Менталитет – это склад характера, мышления, присущие данному народу. Менталитет – устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих той или иной этнической группе, нации, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли конкретного человека.

Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности.

Понятие менталитета весьма объемное и включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.

Этническая картина мира – С.В. Лурье считает, что – этническая картина мира представляет собой особым образом структурированное представление о мироздании, которое с одной стороны выполняет адаптивную функцию, с другой, воплощает ценностные доминанты, присущие культуре данного народа.

Все эти понятия тем или иным образом отражены в народной культуре. Ценности и этническая картина мира представлена в устном народном творчестве, в образцах декоративно-прикладного творчества. Традиция способствовала сохранению и передаче этой информации. Народная культура отражает менталитет этноса - например, задорность, открытость русского характера.

(См. учебник Т.В. Бакаланова, Народная художественная культура)

  1. Этапы и источники изучения НХК

 

(См. лек. Либо учебник С.А. Каргин, Народная художественная культура)

 

  1. Древнеславянская мифология как мировоззренческая структура НХК

 

(См. лек. Либо учебник Т.В. Бакаланова, Народная художественная культура)

 

  1. НХК в структуре культуры общества

Художественная культура общества – сложное, многомерное и полиэлементное образование. Насчитывается более 400 определений культуры. Культурные образования, возникающие в границах каждой из культур, самостоятельно взаимодействуют как по вертикали, так и по горизонтали с образованиями других культур. Каждая из культур может рассматриваться как самостоятельные подсистемы в производстве, сохранении и социальном функционировании культурных ценностей. В художественной культуре современного общества можно выделить следующие пласты:

1. Суперэлитарный (космополитический), или планетарный, формирующийся на транснациональном уровне, постоянно мигрирующими профессиональными художниками и творческими коллективами, представляющий собой конгломерат профессионального искусства и массовой культуры;

2. Элитарный, развивающийся благодаря деятельности достаточно замкнутой профессиональной группы художников и формирующий определенный слой потребителей и имеющий специфическую среду бытования;

3. Массовый, производимый и функционирующий с помощью достаточно замкнутой группы профессиональных деятелей культуры и искусства и служащий для удовлетворения первичных духовных потребностей разных социальных групп;

4. Народный, развивающийся как универсальное национально-этническое образование в производстве, распространении и сохранении которого в той или иной степени задействовано абсолютное большинство населения.

Каждый слой культуры имеет свою структуру, специфические формы, способы бытования, решает круг собственных задач. Одновременно каждый слой культуры не изолирован, тесно связан с другими, имеет множество взаимопроникающих структур.

Народная культура не противостоит элитарной, не изолирована от неё. Она продолжает питать своими силами элитарное и массовое искусство, включая прямую трансляцию народных исполнителей в их сферу, и в свою, очередь сама немало заимствует от них. Элитарная культура не обладает такой общезначимостью и универсальностью, как народная.

Важная причина трансформации ценностей народной культуры в явления массовой культуры заложена в их тиражировании, в отрыве от конкретной среды, в которой они возникли. В процессе тиражирования терялась магическая суть, ритуальность. С начала 20 в. в нар.культуре можно фиксировать процесс постоянной региональной и географической унификации.

(Либо учебник С.А. Каргин, Народная художественная культура)

 

 

  1. Виды и жанры НХК

Народная художественная культура условно делится на виды и жанры. Существует множество классификаций. Условно можно разделить НХК на 1.устное народное творчество 2. декоративно-прикладное творчество 3. музыкальное творчество 4. танцевальное творчество

 

1. устное народное творчество в свою очередь делится на Прозаические жанры фольклора и Стихотворные жанры фольклора. Прозаические виды фольклора.

В фольклоре прозаическая поэзия называется народной прозой. Это еще не жанр. Это область народного творчества. В ее состав входит несколько родов, среди которых м\о выделить напр. сказку. Основной признак сказки – фантастический эл-т, который очевиден для рассказчика и слушателя в равной мере. Сказка основана на нарочитом вымысле, который определяет всю ее поэтику. Все сказки делятся на виды, группы, категории или жанры:

А) волшебные, б) кумулятивные, в) о животных, растениях.

 

Волшебные сказки называются так условно, и выделяются в отдельный ряд по композиционным, структурным признакам. В них обязательны, напр. отправление героя кем-то за фантас. предметом – дивом или девицей; встреча героя с бабой-ягой, бабушкой-задворенкой, старичком и тд.

 

Кумулятивные – тоже обладают структурно-композиционным единством. Напр. «Репка», «Колобок» «Терем мухи», «Петушок подавился». Они построены на многократном повторении одного звена, так, что создается либо цепь, либо нагромождение, либо последовательный ряд встреч, либо перечень отсылок. Таких сказок немного, они обладают особой композицией, ритмом и стилем.

Сказки о животных, растениях, предметах тоже составляют особую группу.

 

К этим трем основным жанрами примыкают сказки о людях, которые принято называть бытовыми или новеллистическими. Персонажи этого жанра не фантастические царевичи, а мужики, бабы, батраки, солдаты, воры, разбойники, умные отгадчики и тд.

Из области несказочной народной прозы выделяются:

  1. Рассказы этиологического характера: почему рыбы живут, вороны черные, у зайца короткий хвост и тд.
  2. Рассказы о существах, наделенных сверхъестественными способностями, которые восходят к языческому мифу: о леших, русалках, домовых и пр. их называют «были», «былички», «бывальщины».
  3. Легенды-рассказы, возникшие в христианский период. Их герои Адам и Ева, Христос и его апостолы, святые. Иногда легендами называются рассказы об исторических деятелях (легенда о Степане Разине). Слово и легенда имеет церковно-латинское происхождение. В монастырском обиходе слово это означало тексты благочестивого содержания, которые читались во время монастырских трапез или богослужений.
  4. Рассказы об исторических деятелях правильнее называть – предания (о Разине, о Пугачеве).
  5. Сказы – это истории о значительных событиях, которые живя в устной традиции обрастали не существующими подробностями, деталями – но сохранили все же точность самого факта.

 

Стихотворная эпическая поэзия

 

Разница между областями народного творчества не только внешняя, главная особенность стихотворной поэзии в том, что она всегда поется. Напевность выражает лирическое отношение к изображаемому. Хотя каждая былина не имеет своей мелодии, стиль былинного музыкального исполнения в известных границах целостности и неприменим к другим видам эпического творчества.

 

Жанры эпической поэзии:

 

  1. Былина. Эмпирически представить себе былину не сложно. Содержание их разнообразно и пестро. Но в состав былин входит несколько жанров (по сюжетным группам)

- Классические былины – содержание которых подвиги национальных героев – другими словами – героические былины. Сюжеты героических былин:

1) воинские, 2) единоборческие, 3) змееборческие, 4)бунтарские.

Главный признак героических былин в том, что герой действует в интересах государства.

- Сказочные былины. Главный антогонист героя здесь – женщина. В отличие от сказки, где женщина беспомощна и нуждается в защите героя, она существо коварное, идеалистическое, воплощает некое зло и уничтожается героем. Несмотря на наличие сказочного элемента это все же не сказки. Сказочной характер им придают наличие колдовских чар, оборотничество и чудеса. (былина о Садко).

- Новеллистические былины – это лирически окрашенное повествование (о сватовстве с препятствиями и удачным финалом). Это промежуточный вариант между сказочными былинами и балладами.

  1. Жанр эпического духовного стиха.

Это песни о святых и их деяниях. Духовный стих обладает как религиозными представлениями так и историческим содержанием.

  1. Скоморошина – это песня о веселых происшествиях или о серьезных вещах юмористически истолкованных

- песня о неверной жене, которая прикинулась больной, отослала мужа в город, но была изобличена и наказана при помощи скоморохов (Гость Терентьев).

- о том, как веселые разбойники ограбили богача (Усы).

- как зарезали и делили невероятно большого быка и что из это вышло (Старина о большом быке)

  1. Скоморошины-небылицы.
  2. Скоморошины-пародии.
  3. Баллада. Ее сфера – это мир человеческих страстей трактуемых трагически. Баллада рисует индивидуальную частную и семейную жизнь человека. Главная героиня- страдающая женщина. Любовь и ревность, внутренняя ненависть приводит к трагическим конфликтам, которые разрешаются кровавыми преступлениями. Один из основных сюжетов – убийство невинной женщины. Обычно убийца – член своей же семьи. (Муж невинную жену). В балладе обычно конфликт поколений, но бывает и так, что девушка становится жертвой обманщика, соблазнителя. Реже жертва – мужчина, изменница жена изводит мужа ради другого, она придает его изысканному уничтожению (сжигает, травит). Таким образом, 1 цикл баллад – это семейные конфликты, 2 цикл – трагическое неузнавание.
  4. Исторические песни.

Характер исторических песен зависит а) от эпохи и времени создания, б) от среды, которая их создает.

  1. Лирическая песня. Огромная область народного творчества. Их можно разделить по форме исполнения на хороводные, игровые, плясовые. По бытовому применению можно разделить на трудовые, святочные, свадебные и т.д. Можно поделить по содержанию: о любви, о солдатской жизни, о разбойниках. Можно разд. по отношению к миру: сатирические, величальные, оплакивающие. По характеру исполнения протяжные, частые, промежуточные. По характеру социальной среды бытования: крестьянские, солдатские, рабочие, мещанские. Крестьянские песни можно поделить на обрядовые и необрядовые. Обрядовые – календарные, семейные. Календарные песни – это песни больших народных праздников земледельческого характера. Они делятся по праздникам. Семейно-обрядовые песни – похоронные, свадебные. Позднее появляется фольклор рабочий, студенческий и тюремный.

 

Декоративно-прикладное творчество делится на

1. Художественный текстиль (ткачество, вышивка)

2. Художественную обработку дерева (резьба, обработка бересты)

3. Керамику (глин. посуда, игрушки)

4. Обработка камня

5. Художественная ковка металла

6. Художественная роспись

Каждый из этих видов делится в свою очередь еще на разновидности по технике изготовления, по региональному колориту. Существует так называемые промыслы в изготовлении (Гжель, Хохлома, Филимоново и т.д.)

 

Народные танцы делятся на хороводы (орнаментальные, линейные), плясы (парные, одиночные, переплясы), кадрили.

 

Музыкальное творчество представлено игрой на различных музыкальных инструментах (дудка, жалейка, кугиклы, бубны. свирели…)

 

  1. Народная художественная культура как воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса

 

Ценности – первым, кто ввел это понятие в научный оборот был польский психолог В.Ф. Знанецкий в 1918 г. Существует множество опред. понятия ценностей. К. Клакхон – ценности-это осознанное или неосознанное характерное для индивида или группы индивидов, представления о желаемом, которое определяет выбор целей с учетом возможных последствий. Исследователь М. Рокич считал, что ценности – это устойчивая вера в то, что определенное поведение или состояние мира предпочтительнее для личности и общества, чем какое-либо другое. Наука о ценностях- аксиология. Ценности, представленные в НХК:

1.Ценостное отношение к матери, как главной святыни и к материнству как единству природного и духовно-нравственного начала.

2.Ценность семьи и традиционных семейных отношений, основанных на почитании предков.

3.Ценностное отношение к природе, которое отразилось в мифах, преклонение перед стихиями в культе растений и животных.

4.Ценность Родины, родной земли. Понимание земли, как кормилицы и главной святыни, которую необходимо беречь, охранять и защищать.

5. Ценность созидательного труда, как основы жизни и благополучия.

6.Ценность здорового образа жизни и одухотворённой красоты (понимание категорий добра, совести, стыдливости, милосердия, справедливости, целомудрия).

7. Ценностное отношение к человеку, воплощенное в идеалах на примере сказочных образов.

8. Ценности родного дома как связующего звена с родными, с землёй, родиной, окружающим миром.

Термин «духовность» имеет разные значения, в том числе и религиозное. В энциклопедическом словаре понятие «духовность» рассматривается как «специфическое человеческое качество, идеальная потребность к познанию», «духовное познание», характеризующее мотивацию и смысл поведения личности». Духовно-нравственные ценности отражены во всём многообразии нхт закреплены в образах-идеалах русского народа и в произведениях искусства, основанного на фольклорных традициях.

 

  1. Игра как элемент традиционной народной культуры

 

Известно, что многие народные игры связаны с языче­скими праздниками и обрядами.

У праздников существуют определенные способы вы­ражения, к одним из которых относится игра, отвечающая празднику и торжеству, создающая неповторимую атмосферу веселья и радости, атмосферу возвышенного мироощущения, например, зимние святки «от Рождества до Крещения».

Они выделялись духовным подъемом, праздничностью, весельем. На святках играли в разные игры: «Жмурки», «Си­жу - посижу», «Уж я золото хороню», «Пряхи». Примеча­тельной чертой святок было колядование, хождение ряженых.

Праздник «Масленица» по части веселья не уступал святкам. Она отличалась от других зимних праздников раз­махом катания: на лошадях отдельных упряжек до «поезда» из нескольких саней, катание с ледяных горок на салазках, шкурах, соломенных корзинах. Любимой забавой молодежи было взятие снежного города, которое включало игры, эле­менты спектакля и спортивного состязания Распространен­ными играми были «Царь горы», «Столбики», «Шапка го­рит». Для Пятидесятницы характерен хороводно-игровой комплекс: «Мак растить», «Садить хрен», «Просо сеять», «Плетень», «Ворота».

Интересной формой досуга молодежи были посиделки. Так, например, на святочных посиделках бытовал набор свя­точных игр: «Кострома», «Столб», игра «в короли» Многие игры сопровождались песнями, связанными с игрой по со­держанию. Во всех играх, включающих поцелуи, парень и девушка, прежде чем поцеловаться, кланялись друг другу в ноги. Примечательной чертой игровой этики было также об­ращение молодежи друг другу по имени и отчеству, когда назвать партнера требовалось самими условиями игры.

Существенная роль принадлежит семье, само функцио­нирование которой порождает целенаправленный процесс воспитания. Семья с древнейших времен выступала культур­ным, ценностным и информационным полем для развития подрастающего поколения. Уже на самых ранних ступенях игра сопутствовала жизни ребенка. Для ребенка в первые го­ды его жизни партнерами по игре являются взрослые: мать, бабушка, няня, старшие брат или сестра. Играя в куклы, дети подражают жизни взрослых: сватаются, играют в пап и мам, ходят в гости, учат своих «детей», лечат и т.д.

Игре присущи самые различные функции.

Функции игры - это ее разнообразная полезность, то есть у каждого вида игры своя полезность (так, например, есть игра - труд, игра - праздник, игра - отдых, игра - зарядка, игра - упражнение и так далее).

Отметим наиболее важные функции игры:

1. Социокультурная функция.

2. Функция межнациональных коммуникаций.

3. Функция самореализации в игре.

4. Коммуникативная функция.

5. Диагностическая функция.

6. Воспитательная функция.

7. Функция физического развития.

Существует множество классификаций игр. Первая по­пытка классифицировать детские игры была предпринята Каптеревым П.О. в работе «О детских играх и развлечениях» Он разделил их на две большие группы: игры, совершаемые с помощью одних органов тела без всяких орудий, и игры, со­вершаемые с помощью разнообразных орудий. К первой группе он относит: простые движения руками, ногами, голо­вой, туловищем, сначала более или менее бессвязные и бес­порядочные, а потом комбинированные и систематические: беганье, прыганье, скаканье, танцы; ко второй группе: броса­ние вещей на пол, стучание по столу разными предметами, игра в прятки, бросание в цель, комканье бумаги, попытки рисовать и др.

Рассматривая игру как явление очень сложное, одно­временно физическое и психическое. Каптерев ПО отмечает, что с развитием психической жизни в детскую игру будут входить новые и новые элементы, игра не будет простым приятным движением или рядом движений, но выражением в движениях разнообразного психического содержания.

В конце XIX столетия Г Виноградов, А.Терещенко, Е.Покровский, А.Гомм также пытаются систематизировать игры. Покровский Е. в своем труде «Детские игры» несмотря на разнородность выбора критериев разделяет их на:

а) игры с игрушками (погремушка, волчок, лошадка и ТД),

б) игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения),

в) игры с различными орудиями (веревочкой, мячиком, палками),

г) игры домашние и зимние.

Как видим, он больше внимания обращал на подвижные игры, физические упражнения, придавая значение им в воспитании детей преимущественно физическом и мало останавлива­ясь на словесном творчестве детей, связанном с играми.

Существо множество точек зрений на феномен игровой деятельности. Если ранее игра рассматривалась как развлечение или забава, то позднее исследователи связывают ее с решением психологических задач. Согласно теории Э. Берна, игра имеет глубокий социальный смысл. Различные игры сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В различных ситуациях (семейных, профессиональных) человек играет различные роли. Именно ролевое начало – один из важнейших признаков любой игры. Широкое распространение получил взгляд на игру как своеобразный канал для освобождения от избытка жизненной энергии, снятия эмоционального и физического напряжения. Так, например, английский философ Г. Спенсер рассматривал игру в качестве биологического механизма, упражнения. История религии свидетельствует, что в различных религиозных культах также можно обнаружить игровые элементы. Довольно распространенное мнение бытует об игре как продукте вторичной жизни отдельных явлений в культуре. Игра рассматривается как репродукция труда в ее тренирующей функции. Это игры, имитирующие различного рода деятельность (охоту, земледелие, скотоводство и т.д.). Их хорошо описал Д.Б. Эльконин на примере ситуации, связанной с охотой, чтобы она была успешной, возникала необходимость репетиции. Участники будущей охоты воссоздают ситуацию и организацию предстоящей охоты. Это так называемая «Магическая репетиция».

Есть точка зрения, связывающая происхождение игры с происхождением искусства, приверженцами такой теории были философы 19 в. И. Кант, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вунд. Рассмотрение ими природы игры было связано с возникновением эстетической деятельности. В. Вунд, считал, что нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда. Сторонником такой гипотезы был и Г.В. Плеханов, который подтверждал тесную связь игры и трудовой деятельности. В игре воспроизводятся не только приемы труда, но также элементы охоты, войны, семейной жизни, праздников и т.д. Существенный вклад в теорию игры внес нидерландский ученый Й. Хейзинга своей известной работой «Человек играющий. Им была выдвинута идея игры как всеобщего источника формирования и функционирования культуры. Он прослеживает игровой элемент на примере различных культурных эпох. Таким образом, игра не только искусство, не только особая форма самовыражения, игра является обязательной функцией человеческой жизни.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.)