АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Византийская этика

Читайте также:
  1. Билет № 2. Трагедия в творчестве Сумарокова: поэтика и семантика жанра
  2. Былое и думы» А.И.Герцена: поэтика и проблематика.
  3. Византийская деревня.
  4. Византийская Империя при Юстиниане. Особенности внутренней и внешней политики.
  5. Византийская империя.
  6. Византийская историография
  7. Византийская историография – с. 109-117
  8. Врачебная этика в Древней Греции
  9. Врачебная этика и медицинская деонтология.
  10. Глава 2. Профессиональная этика государственного служащего
  11. Глава 3. Деловая этика

Византийская средневековая этика развивается на почве православной этики, творцами которой были Василий Большой, Иоанн Златоуст и прочие отцы Восточной Церкви. Основная идея ее: презрение к жизни. Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) – константинопольский архиепископ в речи «О пользе страха перед начальниками» твердил: добродетельный тот, кто имеет страх перед богом и властью. Оправданию поддается социальная несправедливость и имущественное неравенство. «Если ты уничтожишь бедность, ты уничтожишь и весь порядок в жизни».

Этическая проблематика , которая поднимается в патристической литературе, не ставит задачей побуждать лицо к сознательному моральному выбору. Поучительно – проповедническая литература формирует упроченный образ отношений, как данный Богом, а не человеческое создание. Мораль также рассматривалась как божественная за своим происхождением. Моральные требования к лицу сосредоточены преимущественно на противопоставлении телесного и духовного начал в человеке. Основное внимание обращено на укрощение естественных желаний, на отказ от радости жизни в пользу аскетизма. Противопоставляя две человеческие природы, Отцы Церкви видели источник несчастий в телесности. За греховность тела человеку обещали вечные мучения души в потустороннем мире. Основная цель земной жизни усматривалась не в само осуществлении, а в стремлении к небесному миру. Возражения ценностей земной жизни у имени небесного утверждалось как проявление морального доброго. Зло связывалось с тяготением к земному, проходящему.

Распространению идей аскетизма, презрения к миру оказывали содействие многочисленные на те времена поучительные сборники: «Пчела», «Златоструй», «Шестокрыл» и прочие. В частности популярной был сборник высказываний о морали «Мудрость Менандры» Григория Богослова.

Была выработанная своеобразная иерархия моральных добродетелей. Ведущими считались вера у бога, ожидания на его любовь и любовь к нему. Производными от них были справедливость, воздержание, милосердие, скромность и т.п..

К тому времени были выработанные идеальные образцы безгрешной жизни: отшельничество, затворничество, посты, молчаливость, юродство в имя Христа. Драматически складывается судьба византийской этики в ХІІІ – ХУ ст. – периоде столкновения гуманистических идей с реакционно – мистической школой исихастов.



Исихазм – покой, молчание, отреченность. В широком значении исихазм – это этико – аскетическое учение о путях единения человека с богом через «очищение сердца» слезами и самоконцентрацией сознания.

Григорий Палама (1296 – 1359), который возглавлял византийских исихастов, настаивал на «увольнении от познания», пропагандировал идею самоконцентрации внутреннего сознания. Исихасты пропагандировали аскетизм, сознательное отречение от жизни. Едиными возможными формами познания провозглашалась молитва и религиозно – мистическое созерцание. Относительно конкретного человека, то его исихасты ориентировали на полную покорность богу. Исихасты, опираясь на постулаты своего учения, тормозили развитие византийской культуры.

Здесь ощутимое влияние неоплатонизма, в частности идей Плотина относительно движения души по направлению к объединению с богом. Именно от Плотина идет изменение взгляда на человеческие добродетели: очищение в имя уподобления души к богу путем к совершенному бытию.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.004 сек.)