АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этика И. Франко

Читайте также:
  1. Билет № 2. Трагедия в творчестве Сумарокова: поэтика и семантика жанра
  2. Былое и думы» А.И.Герцена: поэтика и проблематика.
  3. Византийская этика
  4. Внешняя политика в царствование Александра III, создание франко-русского союза
  5. Возникновение государства у франков. Франки при Меровингах.
  6. Возникновение государства франков
  7. Врачебная этика в Древней Греции
  8. Врачебная этика и медицинская деонтология.
  9. Глава 2. Профессиональная этика государственного служащего
  10. Глава 3. Деловая этика
  11. Государство франков в VI-IX вв.
  12. Групповая этика

Иван Франко(1856-1916 ) - украинский писатель, ученый, переводчик, публицист, литературный критик, общественно-политический деятель, доктор философии Венского университета.

Хотя он не имел специальных работ из истории и теории этики, но моральная проблематика имела в его творчества одно из видных мест и носила антропологический характер. Моральный идеал, которому И. Франко неуклонно следовал вдоль всей жизни, - это работа на благо своего народа. В статье "Кое-что о себе самом" он указывал на моральную обязанность отблагодарить простым людям за то, что он с их помощью смог подняться на ту высоту, где видно свет, где пахнет воля, где яснеют общечеловеческие идеалы.

Человека И. Франко рассматривал как вершину развития природы, однако сознавал его многогранность, глубоко задумываясь над вечными проблемами человеческого бытия, жизни и смерти, добрых и злых, сложных взаимоотношений с миром и другими людьми. Через осмысление трагичности бытия человека он выходил на предчувствие тех фатальных катаклизмов XX ст., которые привели к бессилию личности перед тотальным насилием.

Науки он условно разделял на физические, или естественные (науки о внешнем мире) и антропологические (науки о человеке), которые составляют единую неразрывную цепь, одну целость. Человек также есть произведением природы, а все, что она сделала и что может сделать, должно быть сделано не только на основании «врожденных сил». Свойства человека, которые являются предметом изучения антропологических наук, И. Франко разделял на телесные и духовные. К антропологическим наукам он зачислял логику, психологию, педагогику, историю, этнологию (науку «о жизни разных народов, про их образ жизни, привычки и т.д.»), общественную экономику. Каждый человек, который живет в обществе, должен выработать в себе определенные понятия о жизни с людьми, об обхождении с ними. Это есть понятия истинности, справедливости, правды, доброжелательности и добра. Эти понятия, по его мнению, служат основой нравственности, которая есть предметом последней и высочайшей науки – этики. Этика учит человека жить по – людски, она руководит всегда и всюду ее шагами, она изменяет животную природу человека и облагораживает. В такой способ этика делает ее способной к восприятию счастья как внутреннего самоудовлетворения, так и общественного, что базируется на «согласованной работе всех людей и на братской взаимной любви». Осуществление этого высокого этического идеала, за убеждениями И. Франко, состоится не скоро, но «каждое слово, которое ширит здоровые светлые мысли между людьми, ускоряет его; каждый поступок, который диктуется настоящей человеческой нравственностью в души, ускоряет его; каждое благородное братское побуждение ускоряет его».



В развитии экономики и разделении труда Франко усматривал основной рычаг общественного прогресса. С дальнейшим развитием общества происходил процесс усиления государства, которое заложило почву политической власти, господство человека над человеком, социального неравенства. Признание роли и значения экономических факторов в развитии общества не возражало влияния на социальную поступь идеальных, духовных факторов. Он был твердо убежден в том, что любое общественное движение должно иметь свою цель. Движение без цели - человек без руля и парусов, тем не менее и цель не просветлена ясностью идеала - ничто. Идеалом И. Франко считал борьбу за человеческое счастье и свободу человека.

И. Франко доказывал, что общество развивается по объективным законам, а поступь человечества «ведет к добру». Основой этой поступи есть две могущественных силы – голод (материальные и духовные потребности) и любовь (чувства, которые объединяют людей). Однако человеческий ум еще не стал одним из источников этой поступи.

Человека он считал добрым от природы: «Не в людях зло, а в оковах тех, которые незримыми узлами связали сильных и слабых с их мучениями и их делами». В своих социально – философских поисках он обращался к марксизму. Разделяя его идею освобождения трудящихся, вместе с тем возражал крайний рационализм марксизма, который, игнорируя национальные ценности и свободы личности, абсолютизируя роль способа производства, плодит фатализм.

‡агрузка...

Народ, указывал И. Франко, хотя и угнетенный, бедный, беспомощный, но исподволь поднимается и ощущает большую потребность в правде и справедливости. Так вот работать в пользу такого народа необходимо и никакая работа не пропадет напрасно.

Свою моральную обязанность И. Франко выполнял двумя путями. Первый из них - это исследования проблем истории и культуры собственного народа, определения его места среди культур других народов. Это средство пробуждения морального сознания и национального достоинства украинского сообщества. В статье «С концом года» он так очерчивает задачу формирования национального сознания: «Только...интегральная, всесторонняя работа сделает нас кем-то, сделает нас живой единицей сред народов». Он призывал интеллигенцию направить свои усилия на углубление связи с народом и даже предложил программу духовного развития украинского народа, охватить массы системой просвещенской деятельности.

Кроме культурной деятельности, вторым путем было пробуждение морального сознания и национального достоинства украинского сообщества, пробуждение в людях, придавленных нечеловеческими условиями существования, духа свободы и человеческого достоинства. Выходил из гуманистической позиции, в соответствии с которой человек, который воспринимает унизительные обстоятельства как нормальные, топчет в себе человеческую сущность. Он принципиально отстаивает гуманистический принцип сочувственного отношения к простым и обездоленным людям. В своем художественном творчестве он постоянно ставил и стремился осмыслить морально – этические проблемы: раскрывай моральный потенциал простых людей, украинского народа; изображал настойчивые, часто трагические поиски человеком счастье; стремился осмыслить важные взаимоотношения между людьми, лицом и обществом. Темой борьбы добрая и злая пронизанные даже его сонеты.

Показывая в своих произведениях нищие условия жизни рабочих, И. Франко имел целью пробудить их сознание и побуждать к отстаиванию человеческих прав. Он выходит из гуманистической позиции, в соответствии с которой человек, который принимает унизительные обстоятельства за нормальные, топчет в себе человеческое естество. В «Бориславских рассказах», в повести «Борислав смеется» И. Франко отстаивает гуманистический принцип сочувственного отношения к человеку. Гуманисту - писателю была чужда идея противопоставления героя и народа. В поэме "Моисей" он вывел необходимость неразрывного единства героев и народа, которые стали ручательством выживания народа и его дальнейшего развития. Только единство героя с народом, их единения в общей работе будет оказывать содействие общественному благу и формированию национального сознания.

В этике И. Франко важное место села проблема прогресса человечества в ее моральном направлении. Понятия общественной поступи связывается с интересом конкретной человеческой личности. Из этих позиций показаны разногласия исторического развития человечества, его неравномерность, дискретность и локальность. Богатство, которое сосредоточенное в руках небольшой части общества, знания или развитие искусства не являются реальными показателями поступи, а критерием его есть развитие отдельной человеческой личности. Путь к ней - в человеческой умной творческой деятельности. Поступь связывается, прежде всего, с национальным развитием, а нация рассматривается как средство самоидентификации личности.

Определенный интерес вызовет также мысль писателя о влиянии на формирование моральных черт эстетичного восприятия и переживание действительности и произведений искусства, их психологические аспекты. В этом контексте интересны его эстетичные изыскания в работе «Из секретов поэтического творчества». По его мнению, глубина переживания красоты и совершенства - важный фактор морального влияния на личность.

Считая, что писатель может ориентироваться на новейшие достижения науки о человеке и обществе, И. Франко страстно следил за развитием социологии, этики, эстетики, размышляя над актуальными их проблемами.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.006 сек.)