АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Категория милосердия в этике

Читайте также:
  1. II.3. Закон как категория публичного права
  2. Бытие как наиболее общая категория философии.Материальное и духовное бытие.
  3. Бытие как философская категория.
  4. В разных категориях тяжести и напряженности, дБА
  5. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями
  6. Вид, категория и регламент труда с применением компьютера
  7. ВИДЫ ЭТИКЕТОК
  8. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория
  9. Государственный кредит как экономическая категория
  10. Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития (прогресс, регресс). Движение и покой. Основные формы движения материального мира.
  11. Деловой этикет бизнесмена
  12. ДЕНЬГИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Милосердие – категория этики, в которой отображается сочувственная и действенная любовь, которая оказывается в готовности помочь каждому, кто требует помощи, безотносительно к тому, есть ли этот человек близкой, знакомой ли целиком посторонней. В конечном счете, милосердие распространяется на всех людей, на все живые создания. Милосердие имеет два аспекта: духовно – эмоциональный (переживания чужой боли как собственного); конкретно – практический (предоставления реальной помощи).

В этической теории сформировалось несколько подходов к потрактування категории милосердия. Первый подход признает тождественность понятий "милосердие" и "співстраждання", понятию "человечности" (конфуциантство, Аристотель). В конфуциантстве, в частности, милосердия (человечность) - жень - считалось основой добропорядочности и основным жизненным принципом. Такой подход к категории "милосердие" изложен в словаре из этики под редакцией Аверинцева и А. Гусейнова, где отмечается, что милосердие - это співстраждальне, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. Отсюда, милосердие противостоит равнодушию, бессердечности, враждебности, насилию, "гнева" (в соответствии с Аристотелем).

Второй подход признает за милосердием деятельное стремление помочь другому, что не всегда требует співстраждання и сочувственной склонности к нему. Акцент в этом подходе делается на "задіяності", то есть соучастия индивида в судьбы другого, что отстаивала и христианская этика также. Христианство признавало определенную содержательную похожесть "милосердие" с понятием "милостыня". Свидетельством этого есть тексты Старого Завета, где в переводе на разные языки в одних и тех же местах употребляются разные слова - "милосердный", "милостивый", "людинолюбивий". В соответствии с христианской этикой, милосердием характеризуется сочувственное отношение к людям, а нему противостоит нерадение І беззаботность. Моральная сторона милосердия в таком случае проявляется усталость, что, ограничивая себя материально, человек жертвует собою ради другого.

Такой подход раскрытый в учебнике из этики В. Малахова, где отмечается: "Милосердие предусматривает четко очерченного субъекта, который, руководствуясь моральными стремлениями, от переизбытка собственного бытия совершает добро тем, кого сознает именно как других, отличных от себя, хотя большей частью и не без сердечной склонности к ним".



Третий подход к потрактування категорию "милосердие" отождествляет с понятием "альтруизм": альтруизм исчерпывается доброжелательным отношением к другому. Такая мысль распространилась в европейской культуре в Новое время.

Этот подход подвергается критике потому, что именно так подчеркивается значимость самовлюбленности, ведь, как утверждают много мыслителей, если требуется полюбить ближнего, то чему бы сначала не полюбить себя. Все в конце концов свелось к призыву каждому набути собственного лица, утвердить свою личность (Ф. Ніцше). На самом деле же в милосердые самовлюбленности не отводится внимание. Милосердие соотносительное не с самовлюбленностью, а с идеалом.

Милосердие есть высшим моральным требованием, общечеловеческой ценностью.

Необходимо сказать про еще одну особенность милосердия. Милосердие не может рассматриваться как требование. В реальной жизни для человека оно есть лишь рекомендацией, хотя мораль человека измеряется его способностью к милосердию.

Сочувствия, чувства сожаления, альтруизм, милосердие своей подпочвой имеют универсальную любовь и общечеловеческую солидарность.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)