АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ 15

Читайте также:
  1. Естествознание как отрасль научного познания. Классификация наук. (плюс то, что у вас в лекциях)
  2. И сразу наконец лекция здесь начинается
  3. Латинская Америка. Лекция от 12.10.
  4. Лекция 02.10.2013. Основные технические документы, предъявляемые на государственные и контрольные испытания
  5. Лекция 08.10.2013. Технические условия (ТУ).
  6. ЛЕКЦИЯ 1
  7. Лекция 1
  8. Лекция 1
  9. Лекция 1
  10. ЛЕКЦИЯ 1
  11. Лекция 1 1 страница
  12. Лекция 1 10 страница

 

Особенности русской философии:

1) Позднее возникновение: русская философия возникает гораздо позднее, чем на Западе. Западная философия начинается с античного периода, а возникновение русской философии является спорным вопросом.

Варианты возникновения русской философии:

А) Конец Х – начало XI вв., то есть после крещения Руси.

Действительно, в этот период начинают развиваться некоторые идеи, которые условно могут быть названы философскими. С другой стороны, в этом периоде преобладают церковные (богословские) идеи, которые не совсем являются философскими.

Б) XVII – XVIII вв., после петровских реформ.

В эпоху Петра I и Екатерины дворян начинают посылать в университеты: там они получают образование, набираются просвещенческих идей.

Таким образом, возникновение философии, согласно этой концепции, связано с эпохой Просвещения.

Однако, если присмотреться, то идеи, которые представлены в этом периоде, так же не являются совсем философскими.

В) Конец XIX – начало ХХ вв. – так называемый Серебряный век русской культуры.

В этот период действительно проявляются более ли менее философские учения Владимира Сергеевича Соловьёва, Николая Александровича Бердяева, Льва Исааковича Шестова, Ивана Александровича Ильина и других.

Рис. 1 «В.С. Соловьёв» Рис. 2 «Н.А. Бердяев» Рис. 3 «Л.И. Шестов» Рис. 4 «И.А. Ильин»

Многие работы Льва Шестова были переведены на европейские языки и получили всенародное признание.

Условным происхождением русской философии всё-таки принято считать конец XIX века и мы будем придерживаться этой же традиции.

2) Преобладание созерцательных интуитивных форм познания мира над рациональными.

Это означает, что русская философская мысль развивается на основе прозрений и интуиции. В мало нет каких-то рациональных логических рассуждений и аргументации.

Отличием российского мышления от европейского считается то, что оно очень близко к восточному.

Из этого можно сделать вывод, что в науке достаточно редко встречается философский трактат, то есть научная форма изложения.

К примеру, если взять европейскую философию, то там почти все философские учения изложены в форме научных трактатов, чего не скажешь о русской философии. В свою очередь, русская философия носит более литературно-публицистический характер. Философские концепции, как правило, изложены в художественных и полу художественных произведениях.

3) В русской философии большое место занимает религиозное и мистическое начало. Это связано в предыдущей особенностью (с тем, что в русской философии преобладает интуитивная форма познания над рациональной).

Но это не означает, что все представители русской философии обладают такой характеристикой. Есть и чисто научные примеры, которые пытаются представить философию в научной форме. Но, тем не менее, очень много учений, которые опираются на мистику, на религию, всевозможные рассуждения о сознании, о воле и тому подобному.

Кого же можно считать представителями русской философии?

Россия, с самого своего возникновения, была многонациональным государством. Интересным фактом является то, что в 1758 году (во время Семилетней войны), при Екатерине II, практически четыре года Кенигсберг был Российским городом. А, как известно, в Кенигсберге жил известный немецкий философ Иммануил Кант.

Рис. 5 «Иммануил Кант»

 

Таким образом, четыре года Иммануил Кант считался русским философом. Тем не менее, он никогда не писал по-русски, никогда не говорил по-русски. Он родился в Германии, его воспитывала немецкая культура.

В ХХ веке многие русские философы были в эмиграции в других странах, но, тем не менее, они оставались русскими философами.

Лев Шестов был украинцем по происхождению, но был воспитан в России, говорил и писал по-русски.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что все мыслители, которые писали и говорили на русском языке, относятся к русской философии независимо от их этнического или государственного статуса.

Но не всё так просто… Был такой философ – Григорий Саввич Сковорода – украинский философ. Когда Украина входила в состав СССР, Григория Саввича считали представителем русской философии. Но, после распада СССР, Украина отделилась и вопрос о том, кем является Сковорода – украинским или русским философом, стал спорным. Украинцы считают его своим философом, а русские – своим.

 

Периоды, основные идеи и направления русской философии.

Как уже было сказано выше, условно считается, что с конца Х – начала ХI веков, после крещения Руси, русская философия берет своё начало.

1 период. Начало XI – XVII вв.

Наиболее значительными идеями этого периода является спор стяжателей и нестяжателей.

Главным основателем и представителем нестяжателей был Нил Сорский.

Рис. 6 «Нил Сорский»

Нестяжатели считают, что церковь должна быть независимой от государства: она не должна вмешиваться в вопросы политики (как внутренней, так и внешней), экономические и другие вопросы. То есть церковь должна заниматься только религиозными делами – делами, связанными с Богом.

Противоположное направление – стяжатели. Основателем этого направления является Иосиф Волоцкий.

Рис. 7 «Иосиф Волоцкий»

Соответственно, это направление радикально отличается от предыдущего: оно считает, что церковь должна занимать активную позицию в государственной жизни, она должна принимать участие во всех политических вопросах и многом другом.

В итоге победили стяжатели.

Главной концепцией стяжателей была знаменитая теория «Москва – третий Рим». Эту концепцию выдвинул монах Филофей.

Очевидно, что первый Рим – это Римская Империя, которая охватывает огромную территорию на Средиземноморском побережье. Часть Римской Империи пала, а другая часть превратилась в Византию. Император Константин основал там город Константинополь и это был второй Рим. Византия была такой же великой и крупной империей, как и римская. Но, и она потерпела крах. В свою очередь, Московское государство в будущем должно было занять такое же мощное положение: превратиться в такую же крупную империю, каким являлись два её предшественника.

Таким образом, Российской Империи пророчат сверхбудущее: «Два мира упали, а третий стоит, и он должен занять великое место!».

2 период. Эпоха Просвещения (XVII – XVIII вв., после петровских реформ).

Основателем материалистических концепций эпохи Просвещения русской философии является Михаил Васильевич Ломоносов – основатель Московского Государственного Университета.

Рис. 8 «М.В. Ломоносов»

Как и все представителя Просвещения, Ломоносов был материалистом, то есть считал, что мир материален. Так же, Михаил Васильевич был деистом.

Деизм – это учение, согласно которому мир сотворил Бог, но после своего сотворения он не вмешивается в этот мир.

Другим представителем этого периода является Александр Николаевич Радищев.

Рис. 9 «А.Н. Радищев»

Радищев известен, прежде всего, как автор своей книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

Александр Николаевич блестяще начал свою карьеру и Екатерина II отправила его в немецкий университет в Лейпциг, где он изучал юриспруденцию. Там он написал свою книгу. Цензура пропустила это произведение, так как оно начиналось очень скучно. Но, когда она вышла в печать, она произвела большой резонанс, после чего Радищев был осужден, потом был помилован, а затем был сослан в Сибирь. После этого его опять помиловали, разрешили вернуться в Центральную Россию и здесь он написал свой философский труд о человеке, его смертности и бессмертии. Это и является главной философской работой Радищева.

В первой части трактата Александр Николаевич доказывает, что человек смертен: души нет, после смерти человек исчезает.

Во второй части трактата Радищев, наоборот, доказывает, что человек бессмертен: его душа вечна.

Читателю предстоит самому выбрать, что для нег является истиной: смертность или бессмертие человека.

Но на самом деле, если задуматься, то Радищев в какой-то степени здесь засветил главный тезис Иммануила Канта о том, что философские вопросы (трансцендентальные) невозможно постичь с помощью рассудка, поскольку они выходят за пределы нашего сознания. С помощью разума можно доказать и то, что человек смертен, и обратное этому. В итоге получается, что мы ничего не можем доказать, так как эти вопросы превосходят возможность нашего сознания и нашего мышления. Наш разум не в состоянии решить эти трансцендентальные вопросы, они выходят за его пределы.

3 период. Первая половина XIX века.

Впервые появляется более ли менее оригинальное учение, связанное с именем Петра Яковлевича Чаадаева.

Рис. 10 «П.Я. Чаадаев»

Чаадаев был первым, кто перестал заниматься повторением западных идей и сделал вывод о том, что представляет собой Российское государство и, прежде всего, российская история. Таким образом, он впервые зала вопрос, который связан именно с системой России.

Согласно Чаадаеву, вся история представляет собой единый процесс (условно, это линейная модель исторического процесса), который движется к какой-то единой цели. Эта цель может быть направлена на развитие человечества и многое другое.

По Чаадаеву, все народы вносят свой вклад в это движение: европейские народы внесли свой вклад, восточные – свой, какие-то другие ещё что-то внесли.

Чаадаев задается вопросом, какой вклад внесла Россия в это движение?

Все страны вносят какой-то вклад, но Россия, по Чаадаеву, ничего не внесла в развитие истории. Основной особенностью России является то, что она находится на обочине истории и не участвует в общем процессе.

Согласно Чаадаеву, Россия – это хаос. В основном, в развитии истории Россия ничего путного не сделала, чего не скажешь о других народах, которые развивают науки, культуру, искусство и многое другое.

Однако Чаадаев считает то, что Россия до сих пор ничего не сделала – это плюс, а не минус.

Но что Чаадаев увидел позитивного в том, что Россия не внесла никакого вклада в развитие истории? Согласно его концепции, Россия за всё это время накопила огромный потенциал. Все другие народы уже истощились и устали, а Россия накопила большие силы. Таким образом, когда все народы выдохнутся, Россия как раз таки поднимется на мировое значение: вольётся в мировую политику и культуру.

Функция России, по Чаадаеву, заключается организации мировой культуры и мировой политики. Россия, в будущем, будет иметь мировое значение. Россия очень быстро воспримет достижения всех других культур, как европейских, так и восточных (мусульманских, индийских) и, на основе этих достижений, она будет вершить мировую политику и мировую культуру. Таким образом, она приведёт к единству весь мир.

Россия – это вождь всех стран и всех народов.

К сожалению, эта идея является утопической. Но, тем не менее, в ХХ веке она появилась у Владимира Ильича Ленина.

Рис. 11 «В.И. Ленин»

Последователи Чаадаева назывались западниками, а противники – славянофилами.

Сравним основные идеи западников и славянофилов.

Западники считают, что:

· Есть единый исторический процесс, человечество движется к одной единой цели (линейная модель).

· Россия в своём пути отстаёт от запада, но идёт по этому же пути. Поэтому нужно догнать Европу.

· Положительное отношение к петровским реформам в России.

· Негативное отношение к религии, и, прежде всего, к православию. Религия – это приверженность к прошлому. Россия должна быть либо католической страной, либо атеистической, но никак не православной.

· Крепостное право нужно отменить путём преобразования всего государства по примеру Западной Европы. Как и в Европе, в России должна произойти революция, в стране должна сформироваться демократия и крепостное право само собой исчезнет.

· По отношению к формам правления, западники придерживаются демократии на европейский манер.

В свою очередь, славянофилы считают, что:

· Никакого единого процесса у истории нет, у каждого народа, у каждой культуры свой уникальный исторический путь, своя цель (циклическая модель).

· Россия никак не связана с западом, у неё свой уникальный исторически путь: она не должна подражать Европе.

· Отрицательное отношение к петровским реформам в России: Пётр I сбил Россию с истинного пути и заставил подражать западу.

· Православие – это выражение духа России, её идеи и сущности.

· Менять ничего не нужно. В России должен править царь – это наш менталитет. Царь должен сам издать указ о отмене крепостного права. Государственный строй менять ни в коем случае не нужно.

· Форма правления – монархия.

 

4 период. Вторая половина XIX века.

На этом этапе выделяется два течения:

1) Материалистическое течение.

В этом течении наиболее известным представителем является Николай Гаврилович Чернышевский.

Рис. 12 «Н.Г. Чернышевский»

Согласно Чернышевскому, материя вечна, неуничтожима, меняется только форма материи. Души нет и бессмертия тоже нет.

В политических взглядах, Чернышевский считает, что необходим социализм, то есть свобода, равенство и братство.

Чернышевский является основателем теории разумного идеализма: человек от рождения по своей природе эгоист. В свою очередь, эгоист может быть разумным, а может быть неразумным.

Отличием разумного эгоизма от неразумного является то, что разумный эгоист стремится не только к своему счастью, но и к счастью других людей, которые находятся рядом с ним. Но делает он это не из-за других, а из-за того, что он понимает, что от этого он будет более счастливым. Исключительно из эгоистических побуждений он помогает другому человеку.

В свою очередь, неразумный эгоист стремится только к своему счастью.

Другие представители материалистического направления:

А) Анархизм.

Представителем данного течения является Пётр Алексеевич Кропоткин.

Рис. 13 «П.А. Кропоткин»

Согласно анархизму, государство – это временная мера. В истории человечества были периоды, когда государства не было. Из этого логически следует, что в будущем возникнет период, когда государства не будет. Государство нужно для того, чтобы на какое-то время усмирить в человеке его животные инстинкты, стремление к разрушению и убийству.

Когда человек созревает, государство превращается в паразита и живёт за счёт людей. Государство – это аппарат насилия. Следовательно, государство нужно уничтожить.

По Кропоткину, мы пришли к периоду, когда государство для человека стало лишним и ненужным. Государство мешает человеку жить: оно присваивает себе плоды человеческого труда и многое другое.

Как правило, представители анархизма – это террористы. Они взрывают, убивают и всячески насильственным образом пытаются навести свои порядки.

По Кропоткину, после того, как будет уничтожено государство, на его месте будет союз людей, который помогает друг другу, живёт в мире и согласии.

Б) Русский марксизм.

Суть этого направления заключается в том, что идеи марксизма стали применяться в отношении к Российскому государству, к российской экономике.

 

2) Идеалистическое течение.

Основным представителем идеалистического направления является Николай Яковлевич Данилевский. Он занимался философией истории.

Рис. 14 «Н.Я. Данилевский»

Согласно Данилевскому, не существует единой мировой истории, существует множество независимых культурно-исторических типов. Таких типов Данилевский насчитывал 13: европейский, восточный, западный и другие.

Каждый культурно-исторический тип обладает собственной историей и идёт своим путем.

 

Пятый период. Конец XIX – начало ХХ века.

Это период, когда появляются наиболее оригинальные русский философские учения.

В этом периоде, прежде всего, следует выделить Владимира Сергеевича Соловьёва – сына известного историка Сергея Соловьёва.

Рис. 15 «В.С. Соловьёв»

Владимир Соловьёв разработал учение о всеединстве.

Главная идея учения: мир – это единство многого.

Таким образом, Соловьёв полагал, что мир – это множество, которое представляет собой единство. Однако, проблема в том, что мы не знаем об этом. Человек не знает, что мир – это множество, которое находится в единстве.

Соответственно, цель всего человечества – прийти к этому единству: осознать, что мир – это множество, которое на самом деле едино.

Грубо говоря, если взять несколько студентов, то они не знают о том, что они представляют собой единое целое. Да и вообще, всё человечество по своей роли представляет собой единое целое.

По своему значению, существует три элемента, к которым можно отнести всё многообразие того, что есть:

А) Материя – это и есть чистое многообразие. Материя – это пассивное и неоформленное множество, которое может принимать различные формы.

К примеру, она может принимать форму мебели, форму растения и многого другого.

Б) Божество (Бог) – это абсолютное высшее единство, это идея и сущность всего, это полнота бытия.

Мы видим, что материя и божество противоположны друг другу как в метафизике.

В) Человек – это среднее (промежуточное) звено между пассивной материей и активным Богом.

Соответственно, функция человека – перевод материи к единству с божеством. Не должно быть противостояния материи и божества.

Бог как таковой, хотя он единый и абсолютный, абстрактен. Поэтому Бог творит свою противоположность – материальный мир (материю).

Таким образом, материя – это то, что не есть Бог. Бог сам творит то, чем он сам не является.

Для чего он это делает? Для того, чтобы обрести полноту бытия, Бог сам порождает свою противоположность.

Во всех религиях это представлено тем, что Бог сотворил этот мир.

Этапы всеединства через развитие религии, согласно Соловьёву:

1. Естественное откровение.

Собственно говоря, это все мифологические учения. В этих учениях отождествляется природа: естественно, религия видит во всём присутствие божества. Отсюда появляются духи камня, растения, леса, Боги Земли и Неба и многие другие.

К примеру, согласно греческой мифологии, вода – это проявление Посейдона, небо – проявление Зевса и так далее.

В этой концепции нет различия между божественным и земным.

2. Отрицательное откровение.

На этом этапе происходит резкое противопоставление материального мира (природы) и Бога. То есть если на первом этапе мы отождествляли Бога природе, то на этом этапе всё происходит наоборот.

Возникает вопрос: «Что есть Бог?»

Ответ: Бог есть всё, что ни есть материя и природа. Бога нельзя уподобить ни чему, что есть в этом мире. Бог – это не растение, не животное и не человек.

Так что же тогда Бог? Если Бог – ничто из этого мира, то получается, что, в целом, Бог – это ничто. Бог – это чисто отрицательное начало. Собственно, это период буддизма.

Если мы попытаемся уподобить Бога чему-то в этом мире, то мы сделаем его предметом нашего мира, хотя он не является предметом этого мира.

3. Положительная религия.

На этом этапе человечество приходит к постижению истинного божества. Бог – это уже не природа и не чисто ничто.

На первом этапе Бог сливался с природой, на втором – Богом является ничто, а на третьем Бог раскрывается таким, каким он является на самом деле.

По Владимиру Соловьёву, это происходит в три этапа:

А ) Античная философия Платона.

По Платону, божество постигается в виде абстрактного первоначала. Как мы уже знаем из курса философии – это идея. Идея обладает позитивным началом.

Если в первом откровении Бог – это природа, во втором откровении Бог – это ничто, то у Платона, с одной стороны, идея – это не то, что является предметом нашего мира; с другой стороны, идея – это ничто. В идее есть положительный образ, который вместе с тем и природный.

Таким образом, мы пришли к тому, что за пределами нашего природного истинного мира есть какие-то положительные идеи.

Б) Иудаизм: Бог уже не абстрактное, а личное начало.

Бог – это некая личность, которая мыслит, существует, живёт, раздражается, гневается и так далее. Бог может наказать, а может помиловать.

Но, тем не менее, эта личность трансцендентна – это потусторонняя высшая личность. Человек подчиняется этой личности.

В) Христианство: устраняется трансцендентное представление о Боге.

Бог – тоже личность, но эта личность выражается и в образе Иисуса Христа. В образе Иисуса Христа смертная природа соединилась с божественной природой. Таким образом, установилось единство: материя соединилась с божественным началом. Это и является конечным пунктом, согласно Владимиру Соловьёву.

Это единство наглядно можно увидеть на примере.

Листочки на дереве – это отдельные существа, но все листья принадлежат единому целому. Каждый листочек является отдельным, но мало кто замечает, что все вместе они образуют единое целое – дерево.

Аналогичное можно увидеть и у человека: человек – это отдельное существо, но все люди принадлежат единому божеству. Когда каждый человек поймёт, что он не просто отдельный индивид, а он является частью единого целого – установится всеединство.

Ещё одним представителем ХХ века является Николай Александрович Бердяев.

Рис. 16 «Н.А. Бердяев»

Его основной концепцией является философия свободы и творчества.

Николай Бердяев: «Дух человеческий в плену и плен этот – мировая необходимость».

Согласно этой концепции, мы живём в плену. В этом предложении слышны отголоски платоновской притчи «о пещере».

Мировая необходимость проявляется в законах физики, материи, биологии и других. К примеру, мы подчиняемся закону гравитации и не можем это изменить; мы подчиняемся законам биологии – мы должны питаться, чтобы выжить и так далее.

Однако, цель человечества такая: необходимо из царства необходимости перейти в царство свободы, где все законы (в том числе и закон гравитации) будут недействительны.

Человечество внушило себе то, что оно подчиняется каким-то необходимым законам (законам физики, биологии и т.д.). Мы смертны потому, что считаем смерть необходимым явлением. Мы рождаемся с тем, что в скором времени мы умрём.

Человек верит, что он живёт по необходимости, что он лишь предмет, поэтому он так живёт и подвергается смерти.

По Бердяеву, нужно от этого освободиться. Это можно сделать лишь посредством творчества: путь к освобождению лежит в творчестве.

Бердяев так же выделяет три этапа религии:

1. Религия закона – это иудаизм, в том числе ислам.

Особенность этой религии: человек подчиняется высшему божеству и это высшее божество – Бог. Бог во много раз превосходит человеческой силы и человек ему подчиняется. Человек боится Бога, он должен замаливать свои грехи перед ним, должен просить у него прощения, милостыню.

2. Христианство.

В христианстве появляется один человек, который осознал, что он является Богом.

Однако на этом этапе практически ничего не изменилось. Все остальные люди продолжали покланяться Христу как некому высшему Богу. То есть люди признали Иисуса Христа Богом, но сами себя Богами не считают.

3. Религия творчества (она ещё не наступила, но наступит, согласно

Бердяеву).

На этом этапе каждый человек осознает, что он Бог. То есть не только один, а абсолютно все должны осознать, что они Боги. Они должны продолжить дело Бога.

Это можно увидеть на примере фильма «Матрица». Согласно сюжету фильма, люди находятся в плену, а иллюзорный мир, в котором они живут – это мир необходимости, где есть законы гравитации и тому подобное. Но эти законы вымышлены. Тем не менее, люди не могут высоко прыгать, потому что они верят в закон гравитации. А те люди, которые осознали, что это вымысел – прыгают и летают.

Как мы помним, первая часть фильма заканчивается на том, что главный герой фильма улетел. То есть он осознал, что этот мир, все законы – иллюзия и сделал вывод, что он свободен.

Третьим основным представителем философии этого периода является Николай Фёдорович Фёдоров.

Рис. 17 «Н.Ф. Фёдорович»

Он разработал достаточно оригинальное учение, которое не имеет аналогов – философию общего дела.

Предпосылками этого учения стало то, что вся история Вселенной, вся история космоса имеет одну цель. Цель истории – возведение разумного человечества, а человек, с помощью разума, должен упорядочить весь мир.

Это означает то, что только с помощью разума человек достигает каких-то открытий в науке и технике. В свою очередь, с помощью науки и техники человек должен восстановить то, что было разрушено, когда был период неразумия.

А это означает, прежде всего, что можно вернуть всех людей, которые умерли. Соответственно, учение Фёдорова заключается в воскрешении мёртвых.

Цель человечества: воскресить абсолютно всех людей, которые умерли.

Как это можно сделать?

Во-первых, каждый человек уникален. После каждого человека остаются свидетельства его жизни: произведения искусства, мемуары и многое другое.

К примеру, Александр Сергеевич Пушкин умер, но его письма и его произведения живут до сих пор.

Во-вторых, у каждого человека остаются потомки.

К примеру, в Санкт-Петербурге живёт правнук Фёдора Михайловича Достоевского – в нём сохранён носитель Достоевского.

Если есть эти два звена, то, согласно Фёдорову, с помощью науки и техники можно воскресить человека.

Таким образом, к примеру, по потомкам Пушкина и Достоевского мы можем воскресить подлинных писателей.

Из вышесказанного можно сделать вывод: человеческая культура – это посыл в будущее для возможности воскрешение. Печальна учесть тех, кто не оставил после себя ничего: ни детей, ни произведений. Такого человека воскресить невозможно, потому что никто его не вспомнит.

Возможно, в будущем, у нас будет свой Леонардо да Винчи, Пушкин и многие другие талантливые и знаменитые люди.

Но, если человечество сумеет воскресить всех, то появится новая проблема. Где разместятся все люди?

Фёдоров утверждает, что к этому времени человечество должно прийти к технологиям, позволяющим осваивать другие планеты. Таким образом, всех расселят на другие планеты, всем хватит места.

Учение Фёдорова звучит фантастически, но, тем не менее, оно повлияло на возникновение такого учения как русский космизм.

Константин Эдуардович Циолковский и Владимир Иванович Вернадский являются основными представителями этого учения.

Рис. 18 «К.Э. Циолковский» Рис. 19 «В.И. Вернадский»

Согласно этой концепции, нужно осваивать космос, чтобы было куда расселять людей после воскрешения. Но для того, чтобы быть воскрешённым, нужно что-то писать, что-то рисовать и заводить детей.

Другим представителем русской философии является Лев Исаакович Шестов.

Рис. 20 «Л.И. Шестов»

Основная работа Льва Шестова – это «философия – трагедия».

Согласно Шестову, человек живёт в двух стадиях бытия (как бы в двух мирах, но, на самом деле, мир один):

1) Мир порядка, согласия, красоты, гармонии и справедливости. Это мир, где есть вера в Бога и царит порядок. Но этот мир –, согласно Шестову, иллюзия. Человек сам придумал этот мир себе в утешение. Утешение было придумано для того, чтобы скрыть второй мир.

2) Мир трагедии – это подлинный мир. Это мир, где напрочь отсутствует справедливость и добро. Это мир, где грешники не наказываются, а праведники не получают покаяние. Это мир, в котором нет никакого порядка.

Этот мир доступен лишь немногим: лишь некоторые люди решаются открыть глаза и признать это мир. Большинство людей предпочитают жить в иллюзорном мире – мире, где всё хорошо и спокойно.

Только избранные люди узнают истинный мир трагедий и страданий. В основном это случается тогда, когда происходит какое-то несчастье. Человек начинает задаваться вопросом: «А есть ли справедливость?»

Человек, который всю свою жизнь прожил правильно: не грабил, не убивал, получает большой удар судьбы – его близкий человек умирает от несчастного случая или он сам становится инвалидом. Невольно возникает вопрос: «За что?» Единственный ответ, который получает человек: «ни за что». Человек начинает понимать, что в этом мире нет справедливости. Мир – это абсурд.

Согласно Шестову, цель избранных людей – постичь абсурдность мира, избавиться от иллюзий.

Современные русские мыслители ХХ-ХХI веков:

· Вячеслав Семёнович Степин;

· Фёдор Иванович Гиренок;

· Михаил Наумович Эпштейн;

· Юрий Михайлович Мамлеев.

Рис. 21 «Ю.М. Мамлеев»

ЛЕКЦИЯ 15

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.)