АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тоталитарных политических систем

Читайте также:
  1. A) к любой экономической системе
  2. A) прогрессивная система налогообложения.
  3. C) Систематическими
  4. CASE-технология создания информационных систем
  5. ERP и CRM система OpenERP
  6. HMI/SCADA – создание графического интерфейса в SCADА-системе Trace Mode 6 (часть 1).
  7. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  8. I. Основні риси політичної системи України
  9. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  10. I. Суспільство як соціальна система.
  11. I. Формирование системы военной психологии в России.
  12. I.2. Система римского права

Тоталитарные системы возникают не стихийно, а на основе определенно­го идеологического образа. Тоталитаризм — порождение челове­ческого разума, его попытка поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить ее определенным целям. Поэтому при выявлении об­щих черт этого типа политической системы отправным пунктом является анализ лежащей в ее основе идеологии и общественно­го сознания. Именно в идеологии тоталитарная система черпает жизненные силы. Идеология призвана выполнять социально-ин­теграционную функцию, цементировать людей в политическую общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать по­ведение граждан и государственную политику.

Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчи­нить «единственно верной» теории с помощью планирования все экономические и социальные процессы — важнейшая черта то­талитарного общества. Различным формам тоталитарной идео­логии присущи некоторые общие свойства. Прежде всего это эсхатологическая и телеологическая ориентация во взглядах на общественное развитие. Тоталитарная идеология заимствует у ряда религий хилиастаческие идеи о счастливом завершении истории, достижении конечного смысла существования человека, которым может выступать коммунизм, тысячелетний рейх и т.п. Привлека­тельная утопия, рисующая манящий образ будущего строя, исполь­зуется для оправдания огромных повседневных жертв народа.

Телеологизм тоталитарной идеологии проявляется в рассмот­рении истории как закономерного движения к определенной цели, а также в ценностном приоритете цели над средствами ее дости­жения в соответствии с принципом «цель оправдывает средства». По своему содержанию тоталитарная идеология революцион­на. Она обосновывает необходимость формирования нового об­щества и человека. Все ее здание базируется на социальных ми­фах, например о капитализме и коммунизме, о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п. Эти мифы не подлежат критике и имеют характер религиозных символов. Лишь на их основе дается рациональное объяснение всех обще­ственных событий.

Тоталитарная идеология проникнута патерналистским духом, покровительственным отношением вождей, постигших социаль­ную истину, к недостаточно просвещенным массам. Идеология как единственно верное учение носит обязательный для всех ха­рактер. В нацистской Германии даже был издан специальный за­кон («Gleichschaltungsgesetz»), предусматривающий единую, обя­зательную для всех немцев идеологию. Тоталитарное общество создает мощную систему идеологической обработки населения, манипулирования массовым сознанием. При этом политическая пропаганда в значительной мере ритуализуется, приобретает не­которые черты религиозного культа.

Для тоталитаризма характерны монополия власти на инфор­мацию, полный контроль над СМИ, крайняя нетерпимость ко вся­кому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как поли­тических противников. Этот строй устраняет общественное мне­ние, заменяя его официальными политическими оценками. Отри­цаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении, одежде и т.п. Культивируются стадные чув­ства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а также низменные инстинкты: классовая и национальная нена­висть, зависть, подозрительность, доносительство и т.п. В созна­нии людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускаю­щая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправда­нию командных методов управления и репрессий.

В соответствии с логикой тоталитар­ной системы всеобъемлющая идеологизация общества дополняется его тоталитарной политизацией, гипертрофированным развитием аппарата власти, ее проникно­вением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над на­селением. Тоталитаризм стремится к полному устранению граж­данского общества, независимой от власти частной жизни. Поли­тическая система, а точнее, партийно-государственная организа­ция общества, служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой ие­рархической структурой.

Ядром тоталитарной политической системы выступает пре­дельно централизованное политическое движение за новый по­рядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещаются всякая политическая оппозиция и со­здание без санкций властей любых организаций.

В то же самое время тоталитарная политическая система пре­тендует на выражение народной воли, воплощение высшей на­родности, или демократии высшего типа. Она использует безаль­тернативные, преимущественно аккламационные формы демо­кратии, предполагающие принятие решений без голосования на основе непосредственной реакции участников собрания и созда­ющие видимость всенародной поддержки, но не позволяющие оказывать реальное влияние на процесс принятия решений. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечива­ется высокая формальная мобилизация и партиципация (учас­тие), например 99,9-процентное участие в выборах.

К собственно политическим чертам тоталитарного общества относятся также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.п.), мас­совый террор, запугивание населения. Слепая вера и страх — глав­ные ресурсы тоталитарного управления. Осуществляется сакрали­зация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.

 

Тоталитаризм пытается создать аде­кватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, дихотомически делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг — бур­жуазия, империализм, евреи и т.п. В процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средств существования: работу, жилье и т.п.

Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради «общего дела».

Одновременно с ломкой прежней социальной структуры фор­мируется новая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становится основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный господствующий класс — главная опора тотали­тарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее пос­ледовательном, коммунистическом варианте, осуществляя урав­ниловку в распределении для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного общества, в действи­тельности он порождает глубокое социальное неравенство.

Господство идеологии и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чер­тами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирова­ние и командно-административные методы управления. Устанав­ливается монополия государства на распоряжение всеми важней­шими общественными ресурсами и самим человеком.

Наряду с общностью основополагающих институциональных черт тота­литарные политические системы имеют и существенные особен­ности, что позволяет выделить несколько их важнейших разно­видностей. В зависимости от господствующей идеологии, влия­ющей на содержание политической деятельности, их обычно под­разделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Исторически первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основ­ные черты этого строя, поскольку предполагает полное устране­ние частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть государства.

И все же характеристика социализма советского типа как тота­литаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистичес­кой системе присущи и гуманные политические цели. Так, на­пример, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными для него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивались экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко со­кратился уровень преступности, к тому же на протяжении десяти­летий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Вторая разновидность тоталитарных политических систем — фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Здесь тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальян­ский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению порядка, твердой госу­дарственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентич­ности на культурной или этнической почве, ликвидацию массо­вой преступности. В Италии границы фашистского тоталитариз­ма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государст­ве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Муссолини от власти.

Третья разновидность тоталитаризма — национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Национал-социализм имеет родство с фашиз­мом, хотя очень много заимствует у советского коммунизма и прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищ». В то же время место класса здесь занима­ет нация, место классовой ненависти — ненависть национальная и расовая. Если в коммунистических системах агрессивность на­правлена прежде всего вовнутрь — против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме — вовне, против других народов. Главные различия основных разновидностей то­талитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки рим­лян, германская нация).

Любые тоталитарные государства так или иначе примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каж­дой из этих групп имеются существенные различия, например, между сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии.

 

Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для до­стижения ограниченных целей, например победы в войне, обо­ронного строительства, индустриализации общества и т.д. Неко­торые авторы рассматривают тоталитаризм даже как одну из по­литических форм модернизации слаборазвитых стран.

Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную попу­лярность в мире благодаря своей связи с социалистической идео­логией, содержащей многие гуманные, социально-эмансипаторские и эгалитаристские идеи. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-кол­лективистской пуповины индивида перед отчуждением, конку­ренцией и ответственностью, свойственных рыночному общест­ву. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличи­ем огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.

И все же тоталитаризм — исторически обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачи­тельному, инициативному хозяйствованию и существующее глав­ным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм — закрытое общество, не приспособленное к своевременному ка­чественному обновлению, учету новых требований непрерывно из­меняющегося мира. Его адаптивные возможности ограничены идео­логическими догмами. Сами тоталитарные руководители являются пленниками утопической по своей сути идеологии и пропаганды.

Как уже отмечалось, тоталитаризм не сводится лишь к дикта­торским политическим системам, противостоящим идеализиро­ванным западным демократиям. Тоталитарные тенденции, про­являющиеся в стремлении заорганизовать жизнь общества, огра­ничить личную свободу и всецело подчинить индивида государ­ственному и иному социальному контролю, имеют место и в стра­нах Запада.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)