АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные проблемы. Театр и живопись XVIIIв. Разнообразие жанров в изобрази- тельном искусстве Италии и Англии XVIIIв

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  4. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  5. I. Современное состояние проблемы
  6. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  7. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  8. II. Основные задачи и функции
  9. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  10. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  11. III. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.
  12. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы

Театр и живопись XVIII в. Разнообразие жанров в изобрази-
тельном искусстве Италии и Англии XVIII в. Венецианская мо-
нументальная живопись и мастера ведуты. Идеи эпохи Просве-
щения в Англии и развитие портрета.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Искусство Италии XVIII в.:

— произведения Себастьяно Риччи, Джованни Баггисты Пья-
цетта — живописцев классической и барочной линии развития в
искусстве начала XVIII в.;

— произведения Джузеппе Марии Креспи «Смерть Иосифа»,
около 1712 г., «Автопортрет», «Таинство брака», «Сцена в погре-
бе» — художника реалистического направления. Характеристи-
ка метода Д.-М. Креспи;

— Джованни Баттиста Тьеполо — один из последних круп-
ных мастеров венецианского барокко:

а) «Похищение сабинянок», около 1720 г.;

б) живописный цикл декоративных панно для дворца вене-
цианского патриция Дольфино, около 1725 г. — «Триумф импе-
ратора», «Муций Сцевола в лагере Порсенны», «Призвание Цин-
циануты к власти диктатора», «Квинт Фабий Максим в сенате
Карфагена», «Кориолан под стенами Рима» — становление твор-
ческого метода мастера. Характер интерпретации римской ис-
тории в этих картинах. Композиционно-живописный анализ про-
изведений цикла;

— мастера ведуты в Италии XVIII в.:

а) Антонио Канале (Каналлетто) «Прием французского посла
в Венеции» — произведение одного из первых мастеров ведуты,
особенности изображения пространства, воздушной среды;

б) Бернардо Белотто «Площадь нового рынка в Дрездене»,
«Берег Пирны» — сопоставление с работами Капалетто. Натур-
ное и иллюзорное в холстах Б. Белотто;


в) Франческо Гварди «Вид площади с дворцом», «Городской
вид» — один из величайших живописцев ведуты. Образ Венеции
в работах Ф. Гварди. Среда и человек в ведутах художника.

«Пейзаж с деревьями и морем» — реалистическое и фантас-
магорическое в картинах Ф. Гварди.

2. Искусство Англии XVIII в.:

— Джошуа Рейнолдс «Великодушие Сципиона», «Амур, раз-
вязывающий пояс Венеры», 1788 г., «Геракл, удушающий змей»
— произведения мастера, оказавшего сильное воздействие на
развитие искусства Англии XVIII в. Характеристика творческого
метода Д. Рейнолдса;

— Томас Гейнсборо «Портрет дамы в голубом» («Портрет гер-
' цогини де Бофор?»), конец 1770-х годов — лирический одухотво-
ренный образ и живописная манера этого холста;

— Джордж Ромни «Портрет миссис Гри»;

— Джон Хопнер «Портрет Р.Б. Шеридана» — развитие жан-
ра портрета во второй половине XVIII в.;

— Джордж Морленд «Приближение грозы», 1791 г.;

— Джозеф Райт «Кузница», 1773 г., «Иллюминация замка
Св. Ангела», 1778 г. — пейзаж в искусстве Англии XVIII в.

3. Декоративно-прикладное искусство Англии:

— Уэджвуд. Ваза из голубой яшмовой массы в виде кувшина
с фигурой тритона, конец XVIII в.;

— блюдо из сервиза «Зеленая лягушка», фаянс, завод Уэдж-
вуда, 1773—1774 гг.;

— стул в стиле Шератон. Третья четверть XVIII в.;

— Эмплуайт. Рисунок книжного шкафа. Конец XVIII в.
Студент может строить анализ искусства XVIII в., выбирая

из предложенных памятников то, что, по его мнению, наиболее
ярко отражает картину художественной жизни Италии, Англии и
Франции XVIII в.

ТЕМА 4. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века

Основные проблемы

Европеизация русского изобразительного искусства, его свет-
ский элитарный характер. Этапы развития. Смена стилей, их
историческая соотнесенность со сменой царствований, этапами
просвещения, развитием культуры, имманентными законами ис-
торической динамики искусства. XVIII век — эпоха развития
портрета как проявление антропоцентризма в русском искус-


ств

стве: от образа человека государственного к образу личности
просвещенной.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Русском музее

1. Человек государственный в живописи и скульптуре первой
половины XVIII в.:

— бюст Петра I (вариант бронзового оригинала Б.-К. Растрел-
ли, 1723—1727 гг.), «Анна Иоанновна с арапчонком» Б.-К. Рас-
трелли. «Голова Петра» (A.M. Калло, Э.М. Фальконе). Сравни-
тельный анализ. (Динамика образа — динамика способа их созда-
ния — динамика стиля);

— парсуны «Яков Тургенев», «Андрей Бесящий», И.Н. Ники-
тин «Напольный Гетман» и «Барон Строганов». Двойной сравни-
тельный анализ от парсуны к портрету. Историческая динамика
образа человека — способа создания образа — стиля живописи;

 

— И.Н. Никитин «Петр I на смертном ложе», А. Антропов
«Портрет Петра III» — сравнительный анализ;

— русская женщина в искусстве первой половины и середины
XVIII в. (А. Матвеев «Автопортрет с женой», И. Никитин «Прас-
ковья Иоанновна», «Наталья Алексеевна». И. Аргунов «Портре-
ты Лобановых-Ростовских», жена неизвестного скульптора (архи-
тектора?), А. Антропов «Портрет статс-дамы М.А. Румянцевой»).
Характер оригинала и жанр портрета.

ТЕМА 5. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века.

ПОРТРЕТНЫЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНРЫ

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Русском музее

1. Душа и разум в русском портрете второй половины XVIII в.:

— «души таинственной приметы» в портретах Ф. Рокотова;

— «Лествица совершенства» в серии смолянок Д. Левицкого;

— «Просвещенная властительница» в живописи и скульпту-
ре второй половины XVIII в. (Екатерина II в портретах Ф. Ро-
котова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Шубина, М. Коз-
ловского);

— просветитель эпохи Просвещения в портретах второй поло-
вины XVIII в. (портреты Н.А. Львова и А.Ф. Кокоринова работы
Левицкого);


— Ф.И. Шубин — гениальный российский скульптор. Грани
души человеческой в портретах Ф.И. Шубина. Этапы его творчес-
кой биографии;

— портреты Павла I в ГРМ (живопись и скульптура);

— детский и женский портрет в русской живописи последней
трети XVIII в.

2. История в скульптуре и живописи XVIII в.:

— античные мотивы в скульптуре и живописи XVIII в.;

— библейские сюжеты в скульптуре и живописи XVIII в.;

— отечественная история в скульптуре и живописи XVIII в.

ТЕМА 6. ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
В XVIII веке

(в музее Академии художеств)

1. Академический рисунок.

2. Гравюра в Академии художеств.

3. Этюды натурщиков.

4. Ученическая скульптура.

5. Программная живопись.

ТЕМА 7. АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА XVIII века
Возможны варианты пешеходных экскурсий

Динамика архитектурных стилей. Исторические и мировоз-
зренческие предпосылки их смены. Европейские основы и россий-
ское своеобразие.

Задания студентам: общий маршрут пешеходной экскурсии;
история создания и анализ одного из памятников (моноэкскур-
сия). Эволюция планов Петербурга и их осуществление.

1. Дворец Петра I в Летнем саду (с интерьером). Зимний дво-
рец. Строгановский дворец. Академия художеств. Академия наук.

2. Петропавловская крепость. Архитектурный комплекс Эр-
митажа.

3. Строгановский дворец. Комплекс зданий РГПУ им. А.И. Гер-
цена на Мойке.

4. Строгановский дворец. Меншиковский дворец. Дворец Пет-
ра II. Двенадцать коллегий. Академия наук.

5. Смольный монастырь. Комплекс зданий Эрмитажа. Акаде-
мия наук.

6. Дворцовая набережная как архитектурное целое.


7. Экскурсия в пригород (Гатчина, Павловск, Петергоф, Цар-
ское Село, Ораниенбаум).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Общие труды по искусству
Франции,
Англии, Италии в XVIII веке

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М„ 1949. Т. 2.

2. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское искусство XVII—XVIII вв.
Л., 1972.

3. Бунин А.В., Саваренская Г.Ф. История градостроительного
искусства. М., 1979. Т. 1.

4. Виппер Б.Р. Английское искусство. М., 1945.

5. Виппер Б.Р. Проблема реализма в итальянской живописи
XVII—XVIII вв. М., 1966.

6. Всеобщая история архитектуры. М., 1969. Т. 7.

 

7. Всеобщая история искусства. М., 1963. Т. 4.

8. Дени Дидро об искусстве. М., 1936. Гл. 1. Ч. 2.

9. Дени Дидро. Салоны. М., 1989. Т. 1—2.

 

10. Западноевропейская художественная культура XVIII в.:
Сб. статей. М., 1964, 1980.

11. Золотое Ю.К. Французский портрет XVIII в. М., 1968.

12. История искусства зарубежных стран XVII—XVIII вв.
М., 1988.

13. История искусства стран Западной Европы от Возрожде-
ния до начала XX в. 1980.

14. Кантор A.M. Искусство XVIII в. М., 1977.

15. Клара Гараш. Венецианская живопись XVIII века. Музей
изобразительных искусств в Будапеште. Будапешт, 1977.

16. Кроль А.Е. Английские портреты XVIII века, Л., 1939.

17. Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. М., 1974.

18. Лившиц Н., Зернов Б., Воронихина Л. Искусство XVIII в.
М„ 1966.

19. Лисенков Е.Г. Английское искусство XVIII века. Л., 1964.

20. Малая история искусств. Искусство XVIII в. М., 1977.

21. Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М., 1967. Т. 4.

22. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1964. Т. 2.

23. РуссоЖ.-Ж. Об искусстве. М., 1959.

24. Россия—Франция. Век Просвещения. Русско-французские
культурные связи в XVIII столетии: Каталог выставки. Л., 1987.


25. Хогартп. Анализ красоты, Л.; М., 1958.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)