АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философско-эстетический аспект

Читайте также:
  1. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПАТОГЕНЕЗА ВОСПАЛЕНИЯ. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАТОГЕНЕЗЕ СЕПСИСА И СИНДРОМА СИСТЕМНОГО ВОСПАЛИТЕЛЬНОГО ОТВЕТА
  2. Аспектный анализ урока
  3. Аспекты
  4. Аспекты конфликта
  5. АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВО - ПРИРОДА
  6. Аспекты проблемы
  7. Беседа. Психологические аспекты диалога
  8. Биологические аспекты расчёта дозы
  9. Биомеханические аспекты переломов надколенника
  10. Венская конвенция ООН 1980: ценовой аспект.
  11. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению прибыли.
  12. ВЛЕОЛОГИЯ КАК НАУКА. СОЦИАЛЬНЫЕ, МЕДИЦИНСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУКИ

Византия IVXIV веков

1. Псевдо-Дионисий Ареопагит (вторая половина V — начало
VI в.) — концепция трансцендентального абсолюта и символизма


в трудах «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О
божественных именах», «Таинственное богословие» и формирова-
ние ведущих идей византийской эстетики.

2. Категория света в трактатах Пвсевдо-Дионисия Ареопаги-
та, Симеона Нового Богослова (кон. X—XI в.) и Григория Пала-
мы (XIV в.).

3. Иоанн Дамаскин (ок. 650—754 гг.) и теория образа в визан-
тийском искусстве.

4. Литургический образ и его формирование в религиозно-визан-
тийской практике и эстетике (Кирилл Иерусалимский, IV—V вв.,
патриарх Герман Контантинопольский, VII в., архиепископ Си-
меон Солунский, XV в. и «Мистагогия» Максима Исповедника,
VII в.).

Западная Европа IVXV веков

5. Аврелий Августин (354— 430 гг.) — концепция универсума,
концепция красоты в сочинениях «О граде божьем», «О музыке»,
«О порядке» и ее развитие в средневековом искусстве.

6. Сугерий (Сюжер)(1088—1151 гг.) — строитель и устрои-
тель Аббатства Сен-Дени и его религиозно-эстетические воз-
зрения.

7. Фома Аквинский (1225\26—1274 гг.) — его толкование
прекрасного и искусства в трудах «Сумма против язычников»
(1259—1264 гг.), «Сумма теологии» (1267—1273 гг.) и воплоще-
ние его религиозно-эстетической концепции в памятниках худо-
жественной культуры.

Средневековая Русь XXVI веков

8. «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати»
(между 1037 и 1050 гг.) митрополита Иллариона и Крещение Руси.

9. «Золотой век» русской литературы XI—XIIвеков (Илари-
он, Феодосии Печерский, Кирилл Туровский, летописец и агиог-
раф Нестор и др.).

 

10. Духовно-нравственный идеал русичей и трансформация ви-
зантийского канона в культуре средневековой Руси XII—XV веков.

11. Духовные деяния Сергия Радонежского, Стефана Пермс-
кого, митрополитов Алексия и Киприана, Епифания Премудрого,
Феофана Грека и Андрея Рублева, Дионисия и Нила Сорского
как воплощение главных идей эпохи расцвета русской средневе-
ковой культуры.


II. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СРЕДНЕВЕКОВОГО ХРАМА

1. Христианский космос и отражение иерархических свя-
зей элементов миров в топографии и декоре средневекового
храма.



2. Пространство мира и пространство средневекового храма.

3. Литургия как главное христианское богослужение, ее смысл
и толкование.

 

4. Реальная литургическая символика и «топографический
символизм» внутреннего пространства храма. Многозначность и
динамизм смысловых связей.

5. Храмовое действо как синтез искусств в средневековом
соборе.

III. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СРЕДНЕВЕКОВЫХ ХРАМОВ

(ВИЗАНТИЯ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. РУСЬ)

1. Генезис и эволюция крестово-купольной системы храмового
зодчества (Византия и Русь).

2. Символический смысл конструктивных элементов в право-
славном средневековом храме (Византия и Русь).

3. Категория света и цвета в интерьере и декоре византийских
и русских средневековых храмов. Сходство и различие.

4. Система росписи в византийском и русском средневековом
храме как составляющая художественного канона.

5. Алтарная преграда в византийском храме, развитие иконо-
стаса в средневековом русском соборе и их значение в организа-
ции сакрального пространства интерьера.

6. Высокий иконостас в соборах средневековой Руси как уни-
кальное явление. Состав иконостаса и его символика.

7. Становление и развитие конструктивной системы соборов
Западной Европы: романский и готический этапы.

8. Средневековая концепция исторического времени и особен-
ности скульптурного убранства в соборах Западной Европы.

9. Категория света в художественной культуре средневеко-
вья, физический и метафизический свет в романских и готичес-
ких соборах.

10. Схоластика и готическая архитектура.

11. Иерархия искусств в культуре Западной Европы и синтез
искусств в романских и готических соборах.

12. Символика числа и геометрических фигур в художествен-
но-архитектурном образе романского и готического храмов.


краткий словарь
понятий и терминов по теме

«Средневековый храм
и культура Средневековья»

Студент должен заполнить терминологическую карточку сле-
дующим образом: происхождение явления, его эволюция и транс-
формация, его символическое значение.

‡агрузка...

Основные категории и понятия
Средневековой культуры

Ад, амбивалентность, аналогия, антиномия, антихрист, антро-
поморфизм, апокалипсис, апология, архетип, аскеза, благодать,
блаженство, горний мир, готика, грех первородный, догма, дуа-
лизм, дьявол, ересь, исихазм, католицизм, мессия, мистагогия,
мистика, номинализм, патристика, православие, рай, сакральный,
свет, символ, схоластика, теократия, тератология, томизм, чисти-
лище, экзегеза, эсхатология.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.006 сек.)