АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема сознания в историко-философской традиции

Читайте также:
  1. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. III. Проблема субстанции.
  4. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  5. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  6. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  7. Активность сознания
  8. Альтернативні моделі розвитку. Центральна проблема (ринок і КАС). Азіатські моделі. Європейська модель. Американська модель
  9. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.
  10. Антропологическая проблема в русской философии
  11. Безопасность как проблема дипломатической практики
  12. Бессознательное как философская проблема.

Объяснение смысла сознания возможно с помощью господствующего типа мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм, атропоцентризм, социоцентризм.

1.1. Космоцентризм.

Проблема сознания изучалась с точки зрения направленности сознания на объект и воспроизведения его в сознании.

Под сознанием понималась способность отражать, запечатлевать.

/Платон. Идея как объект. Воздействует на субъект. Свойство запечатлевать.

Аристотель. Душа связана с телом, через эту связь идет познание того, что воздействует на человека./

1.2. Теоцентризм.

Сознание — внутренняя сосредоточенность, которая необходима для общения с Богом.

Самосознание.

/Бог сотворил человека, дав ему разум и волю. Воля и связывает человека с Богом, но не через разум, а через веру. Молитва, исповедь./

1.3. Антропоцентризм.

Сознание — инструмент освения мира, а человек выступает причиной и началом всего, что с ним случается.

Декарт: я мыслю, следовательно, существую.

/Мыслить логически. Правила для руководства ума.

Спиноза. Одна субстанция. Атрибуты. Модусы. Человек может мыслить самого себя и свое тело. Спиноза пантеист./

1.4. Социоцентризм.

Философия марксизма: сознание — продукт общественного развития.

 

Гегель — идея определяет самое себе. Субъективное и объективное сознание. Идея знает себя в многообразных формах.

 

В различных парадигмах рассматривается связь материального и идеального.

В XIX в сделана удачная попытка ответить на вопрос Как связать материальное и идеальное. Материальное и идеальное связаны через предметно-практическую деятельность людей (марксизм). Как выражена эта связь? Человек, отражая действительность, создает идеальные образы и представления: в виде жестов, в виде слов, в виде знаков и символов.

Человек, обладая сознанием, обязательно использует речь.

Речь — способность выражения мыслей человека. Она может быть в различных вариациях (письменная, озвученная).

Свойства сознания: идеальность (особая нематериальная сущность сознания. В нашем сознании возникают образы, которые не являются материей, т.е. они не имеют цвета, запаха, вкуса. Идеальность может выступать в объектированных формах — наука, язык, искусство, религия); интенциональность (интенция — направленность на предмет, т.е. что видит сознание и как воспринимает предмет. Формы: восприятия, оценка, воспоминание, фантазирование); креативность (способность сознания творить и воспроизводить новое — создавать то, чего нет в природе).

Подходы к понятию сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

2. Сознание и психика. Структура психической деятельности.

В структуре психики различают следующие элементы:

Эмоции — выражение оценка чего-либо или кого-либо

Воля — выражение мотивированности, свойства: мотивированность, целесообразность, избирательность, разрешимость.

Память — упорядочивает и хранит информацию.

Онтологическая и функциональная структуры

Отнолигическая структура представлена следующими условиями: осознание, надсознание, самосознание.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)