АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Романтизм как явление культуры XIX века

Читайте также:
  1. Аддиктивное поведение подростков и молодежи как виктимологическое явление.
  2. Аксиологический статус науки в системе культуры. Критерии разграничения научного и вненаучного знания.
  3. Анализ технических требований чертежа, выявление технологических задач и условий изготовления детали
  4. Английский романтизм
  5. Антиномии языка как проявление его сложности
  6. Антиутопия как явление литературы ХХ века
  7. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
  8. Асимметрия в арх. ее проявление в решении композиции внутренних пространств.
  9. Астма как условнорефлекторное явление и неправильное дыхательное поведение
  10. Белгородский государственный институт искусств и культуры
  11. Белгородский государственный институт искусств и культуры 1 страница
  12. Белгородский государственный институт искусств и культуры 2 страница

 

Представления гуманистов о возможности воплощения в социальной жизни идеалов братства, свободы, равенства, а в культуре – высот античности, в реальности не оправдались. Социальной предпосылкой для возникновения романтизма послужило разочарование в итогах Великой французской революции и переоценка ценностей, означавшая кризис гуманизма, кризис веры в прогресс и всемогущество разума. Среди причин, способствующих разрушению гуманистических представлений, наиболее значимыми являются следующие: революционное движение в европейских странах, войны, развитие техники, формирование капиталистических отношений. Новое идейно-художественное движение, охватившее науку и искусство европейской культуры в начале XIX века, во многом стало реакцией на пессимистическое настроение общества, находившегося под впечатлением от недавних социальных бурь и со страхом ожидавшего будущих катаклизмов. Это движение получило название романтизма.

Романтическое миропонимание, становясь доминантой духовной жизни, охватило все ее сферы – науку, философию, искусство, религию. Оно обращалось к самым сложным и возвышенным формам человеческого бытия. Романтизм - широкое направление в культуре и искусстве, которому свойственно стремление к возвышенным ценностям, романтизм выражает потребность в ценностных параметрах человеческой жизни, гипертрофированную в условиях возникшего при капитализме вакуума.

Романтики выступили против плос­кого рационализма эпохи Просвещения. К этому направлению в культуре примкнули видные представители интеллигенции, деятели культуры и искусства, поэты, композиторы, художники. Братья Шлегель, Новалис, Дж. Байрон, В.Гюго, Ф.Шеллинг, Ж.Санд, Берлиоз, Ф.Шопен, Л.Бетховен, Вагнер разделяли идеи романтиков.

Романтики считали, что повседневная жизнь ужасна, она скучна, лишена яркости, в ней человек теряет свою индивидуальность. Поэтому центральная задача культуры, считали романтики – эстетическое преодоление действи­тельности. Это положение о преобразующей силе искусства было высказано А.Шлегелем в 1788 г. С помощью искусства романтик перено­сится в мир туманных поэтических символов и фантастических грез. Эстетический мир - это самостоятельная реальность, которую можно противопоставить ценностно-пустой социальной деятельности серой обыденности.

Теоретики романтизма в своих эстетических трудах сформировали основные принципы романтизма. Так, романтики провозглашали абсолютную субъективность и ничем не ограниченную свободу творчества. Как писал Шел­линг: «...человеческий дух раскован, считал себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно». Внешние обстоятельства не имеют значения для художественной натуры. Главное – внутренний мир человека, ничем не ограниченный порыв творчества. Искусство позволяет человеку вырваться из пошлой суеты повседневности в храм красоты. «Человеческий дух диктует законы всему сущему, и весь мир есть произведение искусства» - так формулирует формулу романтизма Ф. Шлегель. Художник, реализующий в акте творчества все способности человеческой души, в противоположность узкому профессионалу является человеком по преимуществу. То, чем «люди являются среди других творений земли, тем является художник по отношению к другим людям» – так определяет Ф. Шлегель роль художника - творца среди других людей.

Все то, что не имеет конкретного воплощения, все, что лишено формы, интересует романтиков, так как в мире должен царить культ вечного обновления в мире мыслей и в мире чувств. Во всех подлинных произведениях искусства заключен неисчерпаемый смысл, они могут получить бесконечное число толкований. Нет искусства без красоты, без прекрасного. Красота – это выраженная в конечном бесконечность (Шеллинг). Красота в искусстве выше природной, ибо для природы возможно создавать прекрасное лишь на мгновение, а искусство не подчиняется времени, создавая прекрасное, оно дарует ему возможность вечного существования.

Характерной чертой романтизма является неудовлетворенность настоящим, идеализация прошлого, настоящее – это время утрат. Осо­бый интерес романтиков вызывает средневековье, именно там они пытаются найти потерянную человеком ценность. По мнению В.Гюго, со средневековья начинается новая эпоха, стоящая под знаком нового мировоззрения - христианства, которое видит в человеке постоянную борьбу двух начал - земного и небесного, тленного и бессмертного, живого и небесного. Неодномерность человека, утраченная им в более позднее время, присуща человеку прошлого, а не настоящего.

Романтики делят людей на аристократов и толпу, на выдающих­ся героев и "серых" посредственностей. Романтики воспевают личность, подобную Наполеону, способную раздвинуть границу человеческих возможностей. Достаточно сказать, что мимо Наполеона не прошел ни один из мастеров романтизма. Байрон считал его судьбу укором всем честолюбивым натурам. Стремление вырваться за пределы положенного, обыденного обнаруживает себя в байроновском Дон Жуане и Манфреде Гофмана («Эликсир дьявола»).

Безусловным центром романтического движения стала Германия, где романтизм осознает себя, прежде всего в философии и литературе. Немецкая романтическая школа философии создала максимально приближенные к искусству, эстетически совершенные тексты. Романтические философы, положив в основание философии интуитивный символ, а не научное понятие, породнили философию и искусство. Рационалистической философии с ее рассудочностью они противопоставили свою интуитивную, опирающуюся на внутреннее откровение, философию.

Романтическим философам была близка рефлексия средневекового христианства, родственного ему своим стремлением к высшим духовным ценностям и вечным идеалам, особым вниманием к внутреннему миру человека, его духовной жизни. Романтические философы высшую ценность в человеке видят в сфере его чувств, а рациональному предназначается второстепенная роль. Они считали, что не все в мире подчиняется расчленяющей силе разума – разумом человек может постигать совершеннее и глубже. Рассудок, интеллект перестали быть лучшими мерилами достижений человека. Выдающиеся создатели романтической эстетики и идеалистической философии Ф.Шлегель, Ф.Новалис, Ф.Шеллинг по праву стали идейными вдохновителями своей культуры.

Новое философское осмысление исторического опыта нашло выражение в изменении творческих методов в области культуры. Для философии этого периода свойственно стремление познать человека во всей его целостности, те же задачи ставит перед собой и литература. Романтизм характеризуется особенным методом создания произведения, который стремится так отразить действительность, чтобы отношение автора к изображаемому объекту доминировало над реалистичностью образа объекта. Субъективное становится важнее объективного. Произведения в духе романтизма возвышенны, проникнуты чувствами, переживаниями. Образ произведения зависит не столько от своего реального прообраза, сколько от идеалов и мировоззрения автора. Г.Гейне пишет в своей трагедии «Альманзор»: «Я вложил в нее собственное «Я» вместе с моими парадоксами, моей мудростью, моей любовью, моей ненавистью и всем моим безумием». (Гейне Г. Собрание сочинений в 10 т., М., 1959, т.9, с.269).

Все интересное может происходить не в жизни, a в литературе, поэтому литература XIX века занимает огромную роль в формирова­нии общественного сознания, обретая роль учителя и пророка. Основное место в литературе начинает занимать роман, но роман второй половины XIX в. очень неромантичен. В отличие от романтиков, которые заняты поиском идеала, роман выступает как этически нейтральное произведение, очень большое по масштабам, в нем огром­ное количество героев. Роман - зеркало, холодно и беспристрастно отражавшее действительность. Огромные панорамы общественной жизни создают О.Бальзак в "Человеческой комедии" и Э.3оля в "Ругон-Маккарах". Аналитический роман XIX в. ставит перед собой цель дать фотографическое отображение действительности, отказаться от украшательства жизни. Этим принципам и следуют Г.Флобер, братья Гонкур, А.Доде. Хотя беспристрастный реализм этих писателей не всегда признается современниками. Так, после выхода романа Г.Фло­бера "Госпожа Бовари" критики обрушились на писателя за искажение человеческой природы, за мизантропию, пессимизм, за равнодушие, беспристрастное описание добрых и злых сторон в человеке, за мрач­ный взгляд на жизнь. Романтического героя нет в этих произведе­ниях в помине.

Рождаются бульварные литературные жанры: мелодрамы, детектив, приключения. Роман в желтой обложке становится компенсацией того, что вытесняет большой, беспристрастный роман: страсти, занимательность сюжета, наличие положительного героя. Мечты и грезы, не признаваемые большой литературой, воспроизводятся бульварной печатью.

Возникает детектив, в котором есть настоящий герой, который может быть внешне и незаметен, но он сражается с преступным миром, который ассоциируется с повседневным, скучным, обыденным миром, без идеалов, сражается силой своего ума. Честертон, Г.Леру, А.Конан-Дойль - мастера детектива создают этот мир опасный и привлекательный, где всегда можно быть уверенным в победе доброго начала над злом. Новой робинзонадой становятся приключения. Великий Жюль Верн, Maйн Рид, Стивенсон, герои их произведений отважные моряки, путе­шественники, исследователи новых путей.

Романтизм в центр мироздания ставит человека, который в представлении романтиков является венцом прогресса общемирового возвышения. Романтики проявляют огромный интерес к личности, индивидуальному своеобразию людских характеров и судеб. Особенно их привлекают исключительные люди, гении, борцы за справедливость, герои. Образы романтических героев часто были фантастическими, условными.

Писатели романтического направления зачастую наделяли героя своего произведения сильным, непреклонным характером. Романтический герой остро переживает несовершенство мира и способен активно противостоять негативным факторам социальной среды. Романтические идеи для него значат больше, чем обыденная действительность. Мировоззрение романтического героя проникнуто особым благородством, одухотворенностью и возвышенностью. Романтический идеал «демонической» личности, личности, не понятой обществом, входит в манеру поведения высших слоев общества. Становится модным быть подверженным сплину, выделяться внутренней опустошенностью и тоской по неосуществимому. Всеми не понятый Чайльд-Гарольд тиражируется в повседневной жизни. Уже с ХVIII в. в английский словарь входит понятие сплин. Тосковать и да­же просто скучать становится красиво и модно, романтики XIX века немыслимы без своей «мировой скорби». То, что в средневековье было смертным грехом, в девятнадцатом веке рассматривается как утонченная лирическая эмоция, человек, неспособный переживать ее, представляется неутонченным, неаристократичным, грубым. Романтики делают одиночество своим программным лозунгом, по­нимая его по-разному – от байроновского вызова и бунта до пассив­ного поиска убежища от жестокости мира. Одиночество – частый спутник романтического героя, который, отрицая устаревшие социальные образцы, провозглашает новые общественные идеалы. Писатели ставили своего героя на «грань небытия», в условия, в которых он был вырван из мира повседневности и должен был максимально проявить свои высшие человеческие качества. Одним из главных новых идеалов был свободолюбивый титанизм.

Романтический идеал существует не только в литературе, он входит в жизнь, где люди пытаются найти формы внешнего выражения собственной инакости, подчеркнутого аристократизма; «дендизма».

Вопреки действительности, унифицировававшей человека, роман­тики отстаивают неодномерность человека. Обнаружив в себе мно­жество разных возможностей, романтическая личность не знает, ка­кую из них признать подлинной. «Большинство людей подобно возможным мирам Лейбница,- писал Ф.Шлегель. – Это всего лишь равнопра­вные претенденты на существование. Как мало таких, кто существует на самом деле».

Отчасти трудности самореализации связанны с богатством и многогранностью личности. Облик, в котором человек ходит перед на­ми, не содержит в себе ничего непреложного, сквозь этот облик может проглядывать совсем иной, с не меньшими, а то и с большими правами на осуществление. Поэтому в произведениях романтиков, например, у Гофмана, к каждому персонажу даны еще варианты его же: один вариант сбывшийся, что не уничтожает значение несбывшихся.

Но реализация того или иного варианта зависит не только от "я", романтики видят существующее отчуждение в обществе, которое обезличивает человека, заставляет его отказываться от своих наи­более ценных потенций в пользу менее ценных.

Движение романтизма не было свободно от внутренней трагической противоречивости. С одной стороны, мир представал перед романтиками как носитель высшей надчеловеческой космической субъективности, которая присутствовала во всем и создавала особую причастность и особую гармоническую целостность. С другой стороны, идеализированные представления не соответствуют несовершенному состоянию мира, и это неизбежно порождает внутренний конфликт, уход в мир мечты и отчужденность от реальности. Лирические, печальные ноты романтических произведений – результат такого пессимистического отношения к действительности.

Романтизм с его склонностью к идеализации тонко чувствовал несоответствие желаемого и действительного. Этот разрыв по-разному отразился в творчестве романтиков. Реальность враждебна свободе и счастью человека, так как она непознаваема, иррациональна, загадочна. Идеальная жизнь недостижима, но все равно к ней необходимо стремиться. Противопоставление реального и воображаемого миров порождало не только пессимистическое разочарование в реальном мире. Романтизм пытался показать влияние идеального мира на реальный. Конкретным способом такого влияния уже не могли стать языческие символы-мифы или средневековые символы, условные знаки христианской веры. Романтический символизм в метафорической форме стремился выразить высшие потенции бытия, игру освобожденных сил жизни.

XIX век – век политики. Всеобщее избирательное право включило в политические процессы широкие массы населения, что резко политизировало общество. В XVII-XVIII в.в. политикой занимается королевс­кий двор, буржуа делают деньги. В XIX в. все политизируется, так как общество максимально приспособлено к политике, так как сознание унифицируется, формируется прессой, религия потеряла роль регулятора человеческого поведения. XIX век не религиозен. Общественное мнение регулируется не священниками, а прессой. Газеты становятся компасом, по которому сверяет свою жизнь обыватель. Г.Гессе назвал XIX век веком фельетона, т.е. веком газетной статьи. Роль прессы хорошо была осознана политическими элитами, так, Наполеон, придя к власти, закрыл все газеты, оставив только четыре, проводящие точку зрения правительства.

Последняя четверть XIX века ознаменовалась становлением массовой прессы, газеты и журналы выходят огромными тиражами, конкуренция между изданиями не меняет сути прессы этого времени, так как факторы их популярности едины: это, в первую очередь, обраще­ние к сенсации и скандальной хронике, которые выступают как основа повседневной информации. Кроме того, в основе повседневной сенсации лежал культ пикантности.

Жизнь представляется неинтересной, лишенной идеалов. Г.Флобер пишет: «Куда укрыться, бог мой! Где найти человека? Гордость, уверенность в своем творчестве, преклонение перед прекрасным, - неужели все утрачено? Неужели у всех грудь переполнена всемирной грязью, в которой плаваешь по глотку?»

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)