АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семиотическая концепция культуры

Читайте также:
  1. IBM – концепция маркетинга.
  2. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  3. V. Биоэнергетическая концепция влечений
  4. V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин
  5. Y.4.1. Концепция «Стадий экономического роста»
  6. Y.4.2. Концепция «индустриального общества»
  7. Y.4.3. Концепция «постиндустриального
  8. Y.4.5. концепция
  9. Аксиологический статус науки в системе культуры. Критерии разграничения научного и вненаучного знания.
  10. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
  11. Антропоцентрическая концепция менеджмента
  12. Белгородский государственный институт искусств и культуры

 

Семиотика – научная дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы. Для культурологии представляют интерес два основных направления семиотики – социально психологическое и теоретико-деятельностное. Первое представлено такими именами, как Ч.Моррис, А.Гардинер, К.Бюлер, Ч.Пирс. Последний считает, что знаком является нечто, замещающее для кого-либо что-либо по некоторому свойству или способности; знак направлен кому-либо и создает в сознании этого лица эквивалентный знак или более сложный знак. Тот знак. Который человек создает, Ч.Пирс называет интерпретатором первого знака, при этом знак заменяет свой объект.

В социально-психологическом направлении знак характеризуется в контексте коммуникации (кто его создает, зачем, кому он направляется, как его понимают) в трех разных аспектах: синтаксическом (изучение отношений между знаками), семантическом (изучение отношений знаков к объектам), прагматическом (отношение интерпретатора к знакам). При этом выделяют следующие основные типы знаков: знак-изображение (иконические знаки, например, рисунки), знак-индикатор (например, дым как индикатор жилища), знак-символ (например, современные числа).

В теоретико-деятельностном направлении семиотики знаки рассматриваются в контексте социальной деятельности и употребления. Решающим должен стать функциональный анализ знаковых образований как элементов социума. Анализируя структуру и механизмы жизни различных фрагментов социума, нужно будет выделять вокруг материала знаковых образований такую сеть связей, которая давала бы целостный предмет, не только функционирующий, но и развивающийся по своим собственным законам. Язык или какое-либо другое знаковое образование, взятое именно таким образом в системе социума, и называется «семиотическим образованием».

В собственно культурологии чаще используется семиотический подход, идущий от Ф. де Соссюра. Проиллюстрируем его на исследовании известных культурологов и семиотиков Ю.Лотмана и Б.Успенского. Все многообразие ограничений культуры от не-культуры по сути дела сводится к одному: на фоне не-культуры культура выступает как знаковая система. Если мы говорим о таких признаках культуры, как «сделанность», «условность», «способность конденсировать человеческий опыт» - во всех случаях мы имеем дело с разными аспектами знаковой сущности культуры.

Показательно, что смена культур (в частности, в эпохи социальных катаклизмов) сопровождается обычно резким повышением семиотичности поведения (что может выражаться даже в изменении имен и названий). Не только введение новых форм поведения, но и усиление знаковости (символичности) старых форм может свидетельствовать об определенном изменении типа культуры. Так, если деятельность Петра в России в большей степени сводилась к той борьбе со старыми ритуалами и символами, которая на деле выразилась в создании новых знаков (например, отсутствие бороды стало столь же обязательным, как ранее ее наличие и т.п.), то деятельность Павла выразилась в резком усилении знаковости уже имеющихся форм, в частности повышении их символического характера (символика парадов, язык церемониала, генеалогическая символика).

Основная «работа» культуры – в структурной организации окружающего человека мира. Культура – генератор структурности, и этим она создает вокруг человека социальную сферу, которая делает возможной общественную жизнь.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)