АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.)

Читайте также:
  1. XIX век - Вильгельм Вундт
  2. Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах
  3. Г. Лейбниц: идеалистическая традиция в немецкой философии и психологии
  4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  5. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831)
  6. Драма Шиллера «Вильгельм Телль». Реализм и народность произведения.
  7. ЛЕЙБНИЦ (1646-1716)
  8. Лейбниц Готфрид Вильгельм(1646–1716)
  9. Лейбниц.
  10. Ницше Фридрих Вильгельм
  11. Основные идеи философии XYII в. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж.Локк, Г.Лейбниц).

Истинными атомами природы он называл душеподобные единицы – монады, из бесчисленного множества которых состоит мироздание. Монады просты, неделимы, вечны.

Монада – это единство души и тела.

Развитие монад проходит стадии:

1) Чистые монады – неживая, но вечнодвижущаяся материя»

2) Монады-души - на уровне растений и животных

3) Монады-духи – свойственны человеку

4) Монады ангела и Бога

5) Сторонник психофизического параллелизма: психическое и физическое существует параллельно, но в одинаковых состояниях.

Впервые показал активную природу сознания и его изменчивость. Учение перцепции (досознательные процессы) и апперцепции (осознаваемые процессы).

Лейбниц – предвестник учения о порогах сознания.

Джон Локк (1632-1704 гг.).

Выступал против врожденных идей (если бы идеи были врожденны, они были бы доступны детям, идиотам, дикарям). Наблюдал за детьми, больными - идеи бога, зла, справедливости ими не сознаются.

Учение Локка о внешнем и внутреннем опыте (рефлексия). Внешний – то, что дает природа, внутренний – «опыт об опыте». Учение о первичных и вторичных качествах (способность вещей вызывать в душе идеи)

Учение о простых и сложных идеях.

Учение о границах и уровнях познания (интуитивный, демонстративный, чувственный).

 

Иммануил Кант (1724-1804) –«Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика собственности суждения» (1790).

Научное знание, согласно Канту, начинается с воздействия внешних объектов на нашу способность восприятия. Но сами объекты – это «вещи в себе». Они не познаваемы. Он назвал их ноуменами – умопостигаемыми сущностями, в отличие от феноменов как чувственно созерцаемых явлений.

Эти явления осознаются субъектом благодаря тому, что он обладает от рождения особыми орудиями – априорными (предшествующими всякому опыту и независимыми от него) формами мышления, способами организации знания, категориями. Помыслить о чем бы то ни было - значит обобщить, синтезировать чувственные представления посредством категорий (таких, как причинность, время, пространство). Они фильтруют и структурируют данные нашего опыта, который без этих категорий был бы бессмысленным хаосом.

Т.о., проблематика научной деятельности И.Канта очень обширна и включает обоснование всеобщности и необходимости научного знания и познания, развитие учения о пространстве и времени как априорных формах чувственности, исследование вопросов рассудка и разума, явления и «вещи в себе», природе и свободе. Все эти проблемы вплетены в психологическую концепцию великого ученого.

Учение канта, доказывая априорную целостность, интегральность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Кантова идея о том, что сознание изначально организовано, изначально обладает структурой и способами построения своего материала, прочно вошла во многие психологические концепции XX столетия.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). В основу всех явлений природы и общества ученый положил абсолютное, духовное и разумное начало в трех его формах: «абсолютную идею», «мировой разум», «мировой дух». В соответствии с этими компонентами Г.Гегель выделяет этапы развития абсолютной идеи. Логика – это развитие идеи в собственном лоне, в стихии чистого мышления, где идея раскрывает свое содержание в системе взаимопереходящих логических категорий. Философия природы – это развитие идеи в форме инобытия – природы, которая служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность. Философия духа – это развитие идеи в мышлении и истории (в «духе»). На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Психология Г.Гегеля изложена в учении о субъективном духе – индивидуальном сознании. В соответствии с его концепцией индивидуальное сознание в своем развитии проходит этапы – ступени:

- дух как душа, который сплетен с телом (формы психических проявлений, обусловленные возрастными, физиологическими, национальными особенностями: ощущения, характер, темперамент). В таком контексте он выступает предметом антропологии;

- дух как сознание предстает в форме рефлексии и является предметом феноменологии духа (развитие сознания вообще, далее – к самосознанию и к разуму);

- дух как ум (теоретический дух – познание), воля (практический дух), нравственность (свободный дух) предстают предметом собственно психологии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)