АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы и законы диалектики

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. Структурные принципы
  3. II. Принципы процесса
  4. II. Принципы средневековой философии.
  5. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИ
  6. II.4. Принципы монархического строя
  7. III. Принципы конечного результата
  8. III. Принципы конечного результата.
  9. V2: Законы постоянного тока
  10. V2: Законы сохранения в механике
  11. VI. Биоэнергетические принципы аналитической терапии
  12. А) федеральные законы и нормативные акты

Принципы – это исходные положения, на которых строится теория или концепция.

В основе диалектики как концепции лежат следующие принципы:

– объективности;

– взаимосвязи и взаимодействия;

– системности;

– развития.

Принцип объективности указывает на то, что концепция диалектики строится на основе существующей независимой от сознания людей реальности.

Принцип взаимосвязи и взаимодействия подчеркивает ту особен-ность, что диалектика строится на тезисе не просто существования дискретных материальных тел, а их отношения, обусловленного свойствами бытия.

Принцип системности (материального единства мира) указывает на то, что диалектика строится на тезисе существования материального бытия как целостности, имеющей определенную организационную составляющую в виде энергии.

Принцип развития фиксирует динамику бытия в ее направленности.

Законы диалектики отражают закономерности развития материального бытия, связанные:

– с источником развития, заключенным в единстве и борьбе противоположностей;

– механизмом развития, выражающимся во взаимном переходе количественных и качественных изменений;

– преемственностью развития и ее обусловленностью, выражаю-щимися в отрицании отрицания и детерминизме.

Законы диалектики имеют разные реакции формулирования. Но независимо от семантических тонкостей речь всегда идет о трех законах:

– единства и борьбы противоположностей;

– взаимного перехода количественных и качественных изменений;

– отрицания отрицания.

Каждый закон имеет определенную концептуальную интерпретацию, связанную с категориями. К закону единства (тождества) и борьбы противоположностей применимы категории тождества, про-тиворечия, противоположности, борьбы. К закону взаимного перехода количественных и качественных изменений – категории количества, качества, меры, скачка; к закону отрицания отрицания – отрицания, преемственности.

Категории в диалектике, кроме функций, связанных с интерпретацией принципов и законов, выполняют функцию отражения закономерностей развития различных сфер бытия и человеческой деятельности (познания и социальной сферы). Эти категории по преимуществу имеют парный характер. Среди них можно выделить следующие:

– единичное и всеобщее;



– сущность и явление;

– содержание и форма;

– возможность и действительность;

– необходимость и случайность;

– необходимость и свобода;

– причина и следствие.

Диалектика как концепция характеризуется тем, что применима в онтологии, антропологии, гносеологии, социальной философии, т.е. во всех разделах философии. В этом отношении ее можно рассматривать как универсальную методологию. На аналогичный статус в начале ХХІ в. стала претендовать еще одна концепция развития – синергетическая. В ней акцентировано внимание ученых на развитии с точки зрения системного подхода. Бытие трактуется как некая целостность, характеризующаяся динамикой хаоса и самоорганизации систем.

Концептуальное оформление синергетики происходило в 60–70-х гг. ХХ в. В этой работе участвовали ученые Бельгии, Германии, России, занятые междисциплинарной тематикой. К числу основоположников этого движения относят Г. Хакена и И. Пригожина.

Системный подход значительно дополняет картину развития мира. Однако две концепции не только сосуществуют по принципу допол-нительности, но и находятся в противоречии друг с другом, когда речь идет об интерпретации процессов обусловленности, причин-ности. В диалектике большая роль отводится динамическим закономерностям, в которых доминирует необходимость. В синергетике акцент делается на случайность, хаос, вероятность, наблюдаемую на уровне диссипативных структур.

Появление синергетики наряду с диалектикой свидетельствует о том, что реальные процессы развития бытия намного разнообразнее, чем одна-две концепции развития этого же бытия. Возможно, философия придет на каком-то этапе к синтезу концептуальных построений и получит возможность разработки достаточно полной научной картины развития бытия.

Таким образом, во второй теме рассмотрены наиболее актуальные проблемы онтологии, касающиеся статики и динамики бытия; рассмотрена структура бытия в форме присущих ему атрибутов; динамика отражена на уровне проблемы развития и отражающих ее концепций – диалектической и синергетической.

‡агрузка...

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.021 сек.)