АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема развития

Читайте также:
  1. II частина. Проблема спеціальних здібностей у сучасній диференційній психології
  2. II. Проблема возникновения науки
  3. II. Проблема источника и метода познания.
  4. III. Проблема субстанции.
  5. IV. Проблема соціальної справедливості і соціальних гарантій.
  6. XX век как литературная эпоха. Проблема периодизации.
  7. Аксиологическая проблема
  8. Альтернативні моделі розвитку. Центральна проблема (ринок і КАС). Азіатські моделі. Європейська модель. Американська модель
  9. Альтернативные издержки и проблема экономического выбора. Кривая производственных возможностей.
  10. Анализ различных критериев периодизации психического развития. Понятие ведущей деятельности
  11. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема.
  12. Антропологическая проблема в русской философии

К онтологической проблеме примыкает проблема развития. Развитие мы будем понимать как целостный процесс изменений, ведущий к появлению нового качества, а не просто к увеличению того, что уже существовало раньше. Вопрос о развитии имеет огромное жизненное значение. Исторически сложились две противоположные философские концепции о развитии: догматизм (метафизика) и диалектика. Главное различие здесь связано с выяснением сущности развития, и прежде всего с установлением того, охватывает ли развитие только поверхность бытия, сферу явлений, а первооснова неизменна, или же развитие имеет всеобщий характер и распространяется также на первооснову бытия. Первую из названных точек зрения можно назвать догматической (метафизической). Вторая же традиционно называется диалектической.

Результаты человеческого познания оформляются в понятиях, которые используются нами как рабочий инструмент в повседневной жизни. Давно было замечено, что чёткие понятия мы можем иметь о тех вещах, которые характеризуются устойчивостью. Философское мировоззрение является понятийным, и чтобы наши рассуждения были последовательными необходимо чтобы исходные посылки также были последовательные и чёткие. Исходные понятия – это понятия о исходных реалиях. Многие философы исходили из того, что первоначальное бытие было устойчиво, ведь так было легче рассуждать. Однако с этим утверждением связана серьёзная проблема – из устойчивого и неизменного трудно вывести изменение.

Термин «метафизика» используется обычно в западной философии для обозначения самого глубокого философского учения – о первооснове бытия и началах познания. Буквально «метафизика» означает «после физики». После завоевания Греции римлянами Андронику из Родоса (I в. до н.э.) было поручено разобрать рукописи Аристотеля. Он разделил его труды на две группы: о природе (физика) и после физики (метафизика). В метафизику вошли работы о первопричине и первоначале, т.е. основные его философские работы. Первооснова бытия по Аристотелю неизменна, первооснова – это разум. По Аристотелю, определённое знание может быть получено только тогда, когда познаваемый предмет неизменен, а о том, что всё время меняется, знания у нас нет. Аристотель считал, что изменяется лишь то, чему недостаёт совершенства, а совершенное высшее бытие ни в чём не нуждается и поэтому неизменно. Оно есть высший разум, который мыслит самого себя.

Диалектика исходит из того, что всё в мире подвержено изменению. Диалектика – учение о всеобщности развития, вызываемое противоречиями. Именно противоречия являются движущей силой развития. Диалектика утверждает ведущую роль внутренних причин развития, тогда как в рамках догматического миропонимания развитие считается обусловленным внешними, случайными причинами.

Первоначально диалектика толковалась древними греками как искусство ведения спора. Честный спор состоит в том, что люди не пытаются обмануть друг друга. В споре обнаруживается, что обсуждаемый предмет имеет две стороны, в противном случае спор бы прекратился. Эти противоположные стороны в предмете соединяются. Искусство спора состоит в том, чтобы уметь соединить две противоположные стороны. Диалектика внутренне сложнее метафизики, т.к. она предусматривает отказ от исчерпывающих определений предмета.

С современной точки зрения, диалектическая концепция развития представляется в целом более привлекательной и плодотворной, нежели догматизм. Непосредственный опыт и многообразные данные наук свидетельствуют о всеобщности изменений в окружающем нас мире.

Необходимо отметить, что деление философов на материалистов и идеалистов не совпадает с делением их на догматиков и диалектиков: догматически и диалектически мыслящие люди встречаются как среди тех, так и среди других.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)