АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рационализм Рене Декарта

Читайте также:
  1. Атомистическая школа, учение Гераклита. Антропоцентризм и этический рационализм Сократа.
  2. Билет № 22 Философский иррационализм: основные идеи и направления.
  3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИРРАЦИОНАЛИЗМА.
  4. Возникновение философии Нового времени. Гносеология Нового времени в поисках универсальных оснований теоретического и практического освоения мира: рационализм и эмпиризм.
  5. Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии
  6. Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции
  7. Гносеологическая проблематика Нового времени. Рационализм и эмпиризм.
  8. Иррационализм
  9. Иррационализм
  10. Иррационализм философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше
  11. ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
  12. Метафизический монизм и рационализм Бенедикта Спинозы.

Научная революция XVI–XVII вв. привела к систематическому применению в естествознании математических методов. Особенности рационализма XVII в. связаны именно с ориентацией на математику, как идеал научного знания. Из ориентации на математику прямо вытекало основное положение рационализма о том, что источником и критерием истины не может быть опыт, поскольку чувственный опыт ненадёжен, неустойчив, переменчив. Рационалисты считали, что, подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путём, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им.

Рационализму XVII в. была присуща вера во всесилие разума и в его возможности достижения абсолютной истины, т.е. такого знания, которое обладает всеобщим и обязательным характером. На поиски этих абсолютных оснований человеческого знания и были направлены усилия создателей великих рационалистических систем XVII в.

 

Западноевропейский рационализм берёт своё начало в философии французского учёного и философа Рене Декарта (1596–1650). Декарт выходец из дворянской семьи, получил хорошее образование в иезуитском колледже Ла Флеш, служил в армии. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью. Кроме философских работ Р. Декарт известен как автор исследований в различных областях знания: он заложил основы геометрической оптики, явился создателем аналитической геометрии, ввёл прямоугольную систему координат, выдвинул идею условного рефлекса. Не случайно в кабинете И.П. Павлова был бюст высоко ценимого им французского мыслителя.

Р. Декарт, как и Ф. Бэкон искал путь, который привёл бы науку к достоверному знанию. Декарт исходил из того, что научное знание должно основываться на достоверных посылках. Своё исследование он начал с универсального сомнения. Философ обнаружил, что во всех науках ведутся споры, даже в среде философов ведутся споры. Поэтому Декарт заключил, что во всех знаниях можно усомниться. Можно даже усомниться в существовании Бога. Именно на гребне сомнения мы должны существовать. Отсюда существует единственная истина: «я мыслю, следовательно, я существую» (по лат. cogito ergo sum). Достоверность своего существования, таким образом, человек обнаруживает не через своё тело, не через внешний мир, а через акт мышления.Исходная посылка познания заключена в нашем разуме, в самом разуме заключена посылка для дальнейших исследований. Следует вспомнить, что Августин Аврелий тоже вводил очень похожий вывод. Он признавал, что во всём можно усомниться. Из этого сомнения Августин выводил бытие Бога, чтобы мы окончательно не запутались в своих сомнениях.

Разум, по Декарту, обладает достоинством субстанции, т.е. существует сам по себе. Разум охватывает всё: мысли, чувства, ощущения, желания и т.д. Но возникает вопрос: «В чём предмет наших мыслей?» Наше мышление направлено на окружающие нас предметы. В своём сознании мы обнаруживаем образы внешних предметов. Между мышлением и предметами есть различия. Предметы не таковы как мысли о них. Отсюда мы должны заключить, что в мире есть телесная субстанция. Главное различие между мыслью и телом, по Декарту, то, что мыслящая субстанция внепространственная. Таким образом, существуют две субстанции. Из необходимости связать эти две субстанции Декарт приходит к тому, что нужен Бог. Декарт доказал бытие Бога. Он обращался к Богу всякий раз, когда наталкивался на неразрешимые вопросы.

Далее необходим был метод научного исследования. Декарт предложил несколько элементов научного метода.

1. Истинными мы можем признать только такие идеи, которые всякий человек признаёт правильными. В самих себе мы находим исходный критерий истинности.

2. Каждый предмет необходимо расчленять на части и анализировать, чтобы позднее прийти к простым и ясным составляющим.

3. От этих посылок необходимо далее восходить к искомому объясняемому целому, т.е. аргументировано переходить от простого к сложному, не пропуская ни одного шага в рассуждении.

4. Составлять полные перечни всех значимых признаков.

Этот перечень очень похож на способ математического исследования.

Таким образом, Декарт подчёркивает значимость метода дедукции. Декарт рационалист, он утверждает, что опыт проверяет то, что уже получено путём теоретического рассуждения.

Исходя из этих посылок, Декарт выстраивает свою картину природы. Бог всемогущ и он мог сделать самые разные миры. Если мы хотим разобраться в мире, то мы должны изучать его законы. Философия Р. Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций материальной, которая обладает протяжённостью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяжённостью. Эти две независимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.

Таким образом, философия XVII в лице Ф.Бэкона и Р.Декарта разрабатывала проблемы нового метода познания и методологии исследования природы. Бэкон, рассматривая опытно-экспериментальное исследование как единственно возможное, разработал экспериментально-индуктивный метод познания. Декарт сформулировал основные идеи рационалистической дедукции, которая постепенно начала распространяться в разных сферах научного познания. Линию Декарта продолжали философы Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц и другие, а линию Ф.Бэкона продолжали философы Д.Локк, Т.Гоббс и другие.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)