АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия духа

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

Философия духа – это третья, завершающая часть гегелевской философии в целом. Дух, по Гегелю, выходит из природы, поскольку та есть чуждая для идеи среда, и идея стремится вернуться к себе, познать себя. Только человек, как особое существо есть мыслящий дух. Через человека идея может вернуться к самой себе. Субстанция духа – это свобода. Дух есть самоосуществляющееся понятие. Однако, дух не сразу достигает свободы, а проходит три стадии: субъективного духа (сферу индивидуального сознания людей), объективного духа (область общественной жизни и исторического развития), абсолютного духа (дух становится знанием абсолютной идеи).

Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида связывается Гегелем с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Иначе говоря, высказывается продуктивная мысль о социально-исторической природе сознания.

Предметом антропологии, по Гегелю, является дух в его телесности, т.е. душа. Главное внимание здесь он уделяет вопросу о специфичности духовного склада человека в связи с его распространением по Земле, различением людей по расовым, возрастным и половым признакам.

Предметом исследования феноменологии (частично воспроизводящей «Феноменологию духа») являются такие основные понятия, как сознание, самосознание, разум. «Венцом» субъективности духа является у Гегеля психологическое учение о личности в соединении с такими понятиями, как созерцание, представление, сила воображения, память, влечение, счастье и др.

В учении об объективном духе немецкий мыслитель исследует социально-историческую жизнь человечества. Тезисом здесь является право, антитезисом – мораль, Синтезом – нравственность, т.е. единство внутреннего и внешнего законов. Показательно, что Гегель начинает изложение этого учения с освещения вопроса о собственности, которую он выводит из верховенства человеческой воли по отношению к вещам. Общественную собственность на землю Гегель считает неразумной и доказывает необходимость именно частной собственности. Рабство и крепостничество осуждаются им.

Гегелевская концепция морали основывается на понимании морали как внутреннего убеждения человека, моральная свобода которого заключается в том, что он сам определяет содержание добра и зла. Но субъективное понимание добра и зла требует объективного обоснования, с чем связан, по Гегелю, переход из области морали в сферу нравственности.

Гегель выделяет три формы развития нравственного духа: семья (тезис), гражданское общество (антитезис), государство (синтез). Государство является высшей формой нравственности.

Рассматривая семью, Гегель выделяет в ней в качестве триадических моментов брак как таковой, семейную собственность и воспитание детей. Для характеристики социальной структуры общества Гегель различает субстанциональное сословие (земледельцы), рефлектирующее сословие (ремесленники и торговцы), абсолютное сословие (чиновники, учителя, врачи).

Триадическая структура раздела о государстве такова: внутреннее государственное право (тезис), международное право (антитезис), всемирная история (синтез). Субъектами истории являются народы, оформленные в государство. Всемирная история есть шествие мирового духа. Но мировой дух хитёр. У истории есть своя логика, которая проявляется через практические действия людей, в основе которых лежит труд. История представляется как поэтапное восхождение к свободе. На начальных этапах истории степень свободы наименьшая. Первая ступень представлена восточными деспотиями, где народы ещё не овладели идеей свободы, и поэтому у них свободен только правитель. Вторая ступень – это Греко-римская цивилизация, где свободны некоторые. Лишь в германском мире под влиянием христианства постепенно утверждается принцип «свободны все». Историческими являются те народы, которые способны решить ключевую задачу данного этапа всемирной истории. Когда эта задача решена, эстафета передаётся другому народу. Всемирно-историческими являются те личности, которые лучше других осознают требования мирового духа, т.е. назревшие задачи исторического развития и способные решить эти задачи. После того, как эти задачи решены, такие индивиды становятся ненужными истории и тем или иным способом удаляются с её сцены.

Абсолютный дух, согласно Гегелю, самораскрывается в трёх основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве дух сам себя созерцает и выражает в осязаемых формах. В религии дух представляет себя как объект поклонения. В философии дух сам себя понимает. Философия есть высшая форма выражения духа. Таким образом, философия есть синтез истин искусства и религии и преодоление их ограниченности. Гегель ставит философию выше частно-научного знания, изображает её как «науку наук». История философии есть самораскрытие идеи. Каждая философская концепция – это раскрытие какой-то грани абсолютной идеи. Развитие философии увенчивается построением такой её системы, которая является абсолютным самосознанием духа, и это, очевидно, есть гегелевская философская система.

Философию Гегеля можно признать вершиной философского рационализма. Его философская позиция – это абсолютный идеализм. Однако, вскоре началась критика его философской концепции. Появился иррационализм, согласно которому глубины бытия не сводимы к разуму (Шопенгауэр). Второе направление критики – это материализм. Философия Гегеля претендовала на роль высшей науки, поэтому возник позитивизм Конта – наука сама себе философия. Философия Гегеля концентрирует внимание на общем. Судьба отдельного человека Гегеля особо не интересовала, даже в бытовой жизни частное его мало волновало. В силу этого возникла экзистенциальная философия Кьеркегора, где в центре внимания находится человек.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)