АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ISBN 5-8263-0033-7 3 страница

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. Il pea.M em u ifJy uK/uu 1 страница

Недееспособными признавались лица с физическими недостатками. Например, глухонемые не могли составлять завещания в устной форме, а слепые — в письменной. «Душевная болезнь» также ограничивала дееспособность, но не одинаково. Так, умалишенный в период «просветления» имел право совершать деловые акты, а за бешеного все действия осуществлял попечитель (куратор).

Римское право предусматривало ограничение дееспособности
в отношении расточителя, который был приравнен в своих правах
к положению несовершеннолетнего. Его имуществом также управлял куратор.

 

Правоспособность латинов и перигринов

Не все завоеванное римским государством население превращалось в рабов. Некоторые из них в результате договоров сумели сохранить свободу и самоуправление. К таковым относились латины и перегрины.

Латины являлись жителями Лациума и этнически были близки
к римлянам. Во время покорения они оказали римлянам жесткое сопротивление, и на основании договора 494 г. до н.э. латины хотя и вошли в состав римского государства, но сохранили свою свободу, права (кроме публичных прав), самоуправление и даже могли служить в римской армии. Правда, в отличие от граждан они платили налоги. При переселении в Рим они автоматически приобретали положение римских граждан. Борясь с переселением, а следовательно, и с уменьшением налогообложения, для латинов были поставлены следующие условия: прежде чем переехать в столицу, они были обязаны оставить в Лациуме одного из взрослых сыновей, который и платил бы налоги. Такие латины и их потомки назывались латины ветерес (древними латинами, в честь заключенного в древности с Римом договора). Эти латины слились с римскими гражданами в 90 г. до н.э.

Жители колоний, основанных до 338 г. до н. э., именовались латины колонари (латинами колоний). Они не имели ни активного, ни пассивного избирательного права, права вступать в брак. За ними признавалось лишь право вступать в договоры и создавать обязательства. Некоторые из них могли получить римское гражданство через занятие должности общинного декуриона или члена общинного сената, другие — при исполнении должности магистрата в общине.

Перегринами (букв. «из-за поля») назывались чужестранцы, но не все, а только покоренные Римом и включенные в состав римского государства, не обращенные в рабство, сохранившие свободу и внутреннее самоуправление. Гай говорил: «…Перегринами называются те, которые некогда с оружием в руках сражались против римского народа, а затем, будучи побеждены, покорились». Перегринство передавалось по рождению. К перегринам потом были отнесены и римские граждане, умаленные в среднем статусе. Перегрины не обладали публичным правом. Цивильное право для них также было недоступно. Однако развитие экономических и деловых отношений приводит к необходимости регуляции частноправовых отношений и с перегринами. Сначала им разрешалось пользоваться национальной системой права, установленной завоевателями для каждой из провинций. Потом, в результате работы преторов, это выразилось в создании юс гентиум (права народов).

Как и латины, перегрины платили налоги. Получить римское гражданство они могли лишь в виде милости от государственных органов власти по закону, специальному акту. По закону императора Каракаллы (212 г.) перегрины получили римское гражданство.

 

Правовое положение рабов

Раб (серв) в Риме не считался человеком, он был вещью — «говорящим орудием». Согласно римскому ученому и писателю Варрону сельскохозяйственные орудия подразделялись «на орудие говорящее, полуговорящее и немое; орудие говорящее — это рабы; полуговорящее — это быки; немое — это повозки». Раб — не субъект права, а его объект. Он не мог иметь семьи, имущества. Власть господ над рабом юрист Гай относил к институту «общенародного права» и говорил, что «господа имеют над рабами право жизни и смерти…». Однако захоронение раба наравне с погребением гражданина считалось сакральным ( священным) и потому охранялось. Рабов клеймили, на ночь заковывали в колодки.

Источники рабства. Основным источникомрабстваявлялся военный плен. На древнейшей стадии развития рабовладельческого общества военнопленный становился рабом того, кто его захватил. В республиканский период пленники становятся уже собственностью государства, но когда их продавали на рынках, то они переходили в частновладельческую собственность. К военному плену приравнивалось и пиратство, т.к. оно расценивалось как порабощение.

В древнее время источником рабства считалась продажа римлянина за долги в рабство (долговая кабала впоследствии была отменена), а также кража, лица не зарегистрировавшиеся для выполнения военных и налоговых обязанностей, не прошедшие имущественный ценз. Отец мог продать (после 313 г.) своего новорожденного сына в рабство. Такие рабы продавались за границу.

Рабом считался и римский гражданин, попавший в плен к врагу или выданный ему государством за оскорбление, например, чужестранных послов. Преступник, осужденный судом на смерть или каторжные работы, делался рабом (такое положение было отменено Юстинианом). Римская женщина, уличенная в сожительстве с чужим рабом и не прекратившая эту связь после троекратного предупреждения, становилась рабыней его господина. Ее дети и дети рабынь — тоже рабы.

«Законами ХII таблиц» разрешалось использовать рабов в качестве представителей господина, для которых он мог приобретать вещи (их коммерческая деятельность не должна была ухудшать имущественного положения господина, а должна была наоборот, его улучшать), наследовать по завещанию, но не разрешалось вступать в обязательства. Знание и опыт рабов использовались в хозяйственной жизни, их можно было видеть в качестве приказчиков, капитанов кораблей.

В разные классические периоды положение рабов то ухудшалось, то улучшалось. Например, убийство раба господином наказывалось
в уголовном порядке, запрещалась отдача их на растерзание диким зверям. Обессиленный раб, покинутый своим хозяином, получал свободу. Рабы могли искать защиту от жестоких притеснений господ
в храмах, перед статуями императоров (следовательно, раб в данном случае рассматривался как подданный). Тогда же рабам было позволено вступать и в обязательства. Более того, раб, разбогатевший в результате делового оборота, мог выкупить себя и даже иметь собственных рабов. Правда, в этом случае он не приобретал полную правоспособность и дееспособность, он продолжал считаться вещью господина.

За уплату определенной части дохода рабу можно было предоставить и более широкую, обособленную хозяйственную свободу путем наделения его пекулием (букв. «скот»), т.е. движимым и недвижимым имуществом, включая рабов. Однако господин нес ответственность по обязательствам такого раба.

В постклассический период рабов стали сажать на земли, и они по правовому положению приближались к колону (свободному арендатору-земледельцу). Таких рабов называли «приписными колонами», т. е. приписанными к земельному участку. Рабам разрешено было вступать в брак.

По римским воззрениям, рабство считалось прекращенным в связи со смертью раба. Свободу раб получал автоматически, если тайком возвратился к своим соплеменникам. Свобода раба обреталась по решению государственных органов власти: за оказанные важные услуги Риму; рабы, открывшие убийц своего господина. Кроме того, с древнейшего периода господин наделялся правом отпустить своего раба на волю. Для этого существовала особая форма — манумиссия. В классический период формализм был заменен простыми действиями, например, по письму или через объявление об освобождении в присутствии друзей господина, в христианский период — путем заявления господина в храме.

По экстраординарному процессу рабы получили право обращаться с жалобами к префекту о защите своих имущественных интересов.

 

Правовое положение
вольноотпущенников и колонов

Вольноотпущенник (либертин) — это отпущенный на волю раб.
В этом случае его правовое положение соответствовало правовому статусу господина (освобожденный гражданином получал положение гражданина или свободного, перегрином — статус перегрина, латином — статус латина). Бывший господин либертина становился патроном (покровителем), а вольноотпущенник — клиентом, т. е. зависимым. Патрона и членов его семьи необходимо было почитать, предоставлять ему разнообразные услуги, работать на патрона, помогать в публичных делах, не вызывать в суд и выступать там против него, выкупать патрона из рабства. Клиент, нарушивший эти условия, мог быть снова превращенным в раба. Имущество умершего без завещания вольноотпущенника отходило к патрону; богатый либертин (доход свыше 100 000 сестерциев) должен оставлять своему господину определенную часть наследства. Патрон автоматически становился опекуном вольноотпущенницы (за исключением либертины–матери четверых детей) и наследовал ее.

Институт патроната накладывал, однако, на обе стороны и некоторые взаимные обязанности. «Законы ХII таблиц» гласили: «Пусть будет предан богам подземным тот патрон, который причиняет вред клиенту». Как видим, статья имела сакральный, священный смысл, и патрон, нарушивший ее, предавался проклятию. Отношения между патроном и клиентом прекращались, если первый покидал вольноотпущенника в крайней беде или подавал против него иск о смертной казни, или в наследственных интересах требовал от клиента клятвы не вступать в брак. Патрон и клиент обязывались к взаимной материальной помощи — алиментам.

Дети вольноотпущенника признавались свободнорожденными (например, император Диоклетиан был сыном вольноотпущенника).

Тем не менее, правовое положение либертинов оставалось худшим, чем у граждан, рожденных свободными: вольноотпущенник не мог участвовать в публичных делах, ограничивался в браке (запрещалось вступать в брак с сословием сенаторов).

Институт колоната (земледельцев) возник в период империи. Однако колоны встречались и в республиканский период — тогда под ними разумели свободных арендаторов земли. Со временем термин «колон» изменил свое значение. Обезземеленные крестьяне все больше и больше попадали в зависимое экономическое положение от земельных собственников, что постепенно привязывало их к обретенной профессии (например, Конституция 322 г. предписывала принудительно возвращать колонов, покинувших прежнее место жительства). Закон 357 г. запрещал продавать земли без колонов. Появляется категория приписных колонов, уравненная по статусу с посаженными на землю рабами. К ней были отнесены и колоны, которые вовремя не возобновили арендный договор и по обоюдному молчаливому согласию оставались на земле. Такие вновь возникшие отношения назывались благодеянием. Позднее в отношении колонов хозяева земли наделялись некоторой дисциплинарной властью. Отношения между хозяевами земли и колонами регулировались публичным правом.

При Юстиниане основаниями возникновения колоната считались рождение (даже если один из родителей являлся колоном), наследство, соглашение (свободный человек по договору поселялся на чужой земле), 30-летнее проживание на чужой земле на условиях колоната, нищенство.

Колонат прекращался через приобретение колоном обрабатываемой им земли и получение им епископского сана.

Колоны наделялись известной правоспособностью: имели семью, участвовали в наследстве, возбуждали иски (даже в отношении хозяина), заключали договоры.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

В отношении юридических лиц в Риме у исследователей нет единого мнения: одни признают наличие таковых, другие подвергают сомнению. Действительно, для возникновения данного института как особого субъекта в противоположность физическому лицу должны были появиться определенные экономические и правовые предпосылки (вспомним, что даже в Гражданском кодексе Франции (1804 г.) понятие юридического лица отсутствовало, а у нас в России оно появилось лишь к началу ХХ столетия).

В римском государстве не было таких предпосылок, и поэтому его юристы не разработали данное понятие. Свойства юридического лица признавались за латинскими и перегринскими обществами, храмами, коллегиями жрецов и государственных служащих. В «Законах ХII таблиц» также можно найти упоминание в качестве юридического лица частных корпораций религиозного и профессионального характера: братства — объединения культового значения, и коллегии — профессионального общества с творческой, хозяйственной и похоронной целями. Они являлись юридическими лицами лишь в области частного права. Первоначально они создавались свободно, однако в конце республиканского периода, в связи с обострением политической обстановки, вводятся ограничения на образование ассоциаций. Боязнь, что в виде объединения может существовать тайное противоправительственное общество, при императоре Августе был принят Закон о роспуске всех коллегий (за исключением созданных на основе древних традиций), и дальнейшая их организация разрешалась по решению сената.
С принятием христианства последовало возвращение к старым формам организации обществ: статус юридического лица получили церковные учреждения, похоронные общества.

В классический период государство считалось субъектом публичных прав (в силу империума) и частноправовых полномочий — в силу фиска (букв. «корзина»), т.е. приобретает черты юридического лица. Фиск состоял из государственных доходов, и в него входило все государственное имущество, т. е. это государственная казна, а не частная казна императора (принципсы менялись, а фиск оставался). Фиск подчинялся нормам гражданского, а не публичного права. Фигура юридического лица в фиске (как, впрочем, и его привилегии) усматривалась в следующем: имущество фиска не подлежало давности; фиск имел право наследования; по сравнению с другими кредиторами исковое требование фиска удовлетворялось в первую очередь; к проданному фиском имуществу не разрешалось предъявлять иск об изменении покупной цены; фиск имел право требовать проценты со своих должников помимо договоров (сам же платил их лишь при наличии особой оговорки в договоре).

Юридическим лицом можно было считать и мунципии (городские общины), которые в республиканский период стали хозяйственно самостоятельными. Как частные лица они подчинялись действиям норм частного права и потому могли совершать сделки, отстаивать свои интересы через представителей в обычном судебном порядке.

Корпорация воспринималась римскими юристами как сообщество, в котором внесенное в него имущество представляло уже общую собственность всех членов, а следовательно, и как юридическое лицо, и как носитель обобществленной собственности. Тогда же стали возникать крупные корпорации откупщиков, банкиров. Общества в публичном праве возникали на основании государственного юридического акта — закона, эдикта, сенатоконсульта, Конституции императора, а в частном праве по решению органов власти или по инициативе частных лиц. Для возникновения последних требовалось согласие не менее трех граждан. Общество действовало на основании устава и управлялось советом. Предусматривались общее собрание и особые платные служащие, управляемые синдиком (директором).

По характеру деятельности частные юридические лица подразделялись на хозяйственные и на общества и фонды с благотворительной целью. Выходить за рамки уставных целей и задач они не имели права. Их деятельность прекращалась в результате постановления собрания, окончания цели общества, потери имущества, полного прекращения членства или постановления властей.

Кодификация Юстиниана сделала определенный шаг в разработке понятия юридического лица, четко разделив частные объединения и фонды. К первым относились коллегии, корпорации и т. п., обладающие собственным имуществом и отдельным членством и созданные для политической, хозяйственной, гуманитарной, религиозной целей. Их члены обладали правом голоса на собраниях, могли выбираться
в управление объединения. Правоспособность такого юридического лица четко отделялась от правоспособности отдельных, составляющих общество членов.

В отличие от частных объединений фонды не имели членства, но обладали собственным имуществом. Они представляли собой либо государственные учреждения с самостоятельными доходами и целями, либо именные фонды — дома для престарелых и сирот, больницы, церкви.

Как разновидность юридического лица возникают принудительные объединения (корпорации ремесленников, торговцев и т.п.), созданные административным путем с целью стабилизации государства и его экономики. Членство в них являлось пожизненным, а удостоверяющим «билетом» было клеймо индивидов объединения.

 

РАЗДЕЛ IV.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

РИМСКАЯ СЕМЬЯ

Римскую семью Гай назвал «исключительным достижением римского народа». Действительно, римские черты семейного строя были отличными от семей других государств. Римская семья (фамилия) долгое время сохраняла патриархальность. В древности фамилия обозначала не только мужа, жену и их потомство, но и землю, рабов, орудия и продукт производства, т. е. весь комплекс домашнего хозяйства (домус — дом, домашнее хозяйство). Во главе ее стоял патер фамилиас (отец семейства), с абсолютными властными полномочиями домовладыки: патриа потестас — власть отца, и манус (букв. «кулак» — власть над женою). Отсюда вытекало главное полномочие патер фамилиас — право жизни и смерти над своими домочадцами. Это, конечно, не означало, что домовладыка направо и налево убивал подвластных, существовали и родственные чувства. К тому же римские юристы считали, что «отцовская власть должна состоять в благочестии, а не в жестокости».

Римская семья имела особенность и в родстве, которое считалось не по крови, а по факту совместного проживания. Отсюда деление на агнатов (букв. «рожденные после» — прирождение) — это юридическая связь, и когнатоврожденные вместе» — сорождение) — кровнородственная связь. В отличие от современной семьи в Риме долгое время на первом месте стояло не кровнородственное, а агнатическое родство.

Агнатическая семья возглавлялась патер фамилиас, который считался персоной суи юрис (лицом своего права), что означало, что выше его по праву в семье никого нет. Остальные (жена, дети, снохи, внуки и вообще все живущие под одной крышей с домовладыкой) назывались персоной алиена юрис (лицами чужого права). Кроме «права жизни и смерти» отец семейства мог продать подвластных в рабство или сдавать в наем, отказаться от новорожденного (в случае уродства мог лишить младенца жизни), распоряжаться имуществом семьи, включая приданое снохи и все приобретенное сыновьями. Правда, домовладыка не нес ответственности за долги, сделанные подвластными.
В период правления Августа подвластные, получившие военный трофей или императорское пожалование, могли распоряжаться этим имуществом самостоятельно. Данное право впоследствии распространилось и на подвластных, находящихся на гражданской службе и получивших какой-либо доход.

Агнатическое родство шло по мужской линии. Агнаты подразделялись на группы близких и дальних родственников. К первой относились ближайшие агнаты (они назывались суи — свои), которые обладали наибольшими правами. Вторую составляли: 1) агнаты, которые когда-то были членами семьи (вышедшие из-под власти домовладыки); 2) потенциальные агнаты, которые могли бы быть членами семьи, если бы их прежний патер фамилиас был жив при их вступлении в семью. Данное деление большую роль играло при наследстве, опекунстве и попечительстве, ведь именно агнатическое родство являлось основанием возникновения этих прав.

Со смертью домовладыки агнатическое родство распадалось и все его подвластные сыновья становились персонами суи юрис и патер фамилиас в своих новых семьях.

Когнатами считались родственники, происходившие от одного общего предка, т. е. были кровнородственным союзом. Такая форма возникла постепенно и расширялась по мере улучшения хозяйственного и персонального положения членов патрицианской семьи. Власть патер фамилиас не была всеобъемлющей и сводилась к почитанию главы семейства и к праву «благоразумного наказания» домочадцев с его стороны. Когнаты подразделялись на родственников по отцовской и материнской линии, на родственников по прямой и боковой линии.
К лицам по прямой линии относились те, которые происходили непрерывно один от другого; по боковой линии — происходящие от одного предка, но не один от другого (братья, сестры, племянники, дядья, двоюродные братья). Когнаты подразделялись на полнородных (происходили от одних мужских и женских предков) и полуродных (от одного отца и различных матерей или от одной матери и различных отцов). Существовало также деление на брачных и внебрачных родственников, предков и потомков (восходящая и нисходящая линии).

БРАЧНОЕ ПРАВО

По римскому праву брак — нупта («укрытая», «заслоненная», «закутанная в покрывало» — так называли у новобрачной короткую фату) — рассматривался как фактическое состояние вещей, однако с присущей ему духовностью и благородством. Недаром Модестиан определял его как «союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права». Супруги обязаны были соблюдать верность друг другу, уважать и любить друг друга. Муж — покровитель жены, жена должна была относиться к супругу с почтением и оказывать ему услуги. Двоеженство запрещалось.

Первым и древнейшим видом брака у римлян был кум ману, с манципацией, с властью мужа над женою, или правильный брак. Но «Законы ХII таблиц» называли и другую его форму — сине ману — без манципации, без власти мужа над женой и ее приданым. В этом браке жена не становилась агнаткой в семье мужа, а оставалась под властью своего отца. Спецификой брака сине ману являлось то, что его необходимо было ежегодно возобновлять. Жена считалась вещью, причем движимой вещью, а срок давности владения такой вещью устанавливался в один год. Следовательно, если муж «провладел» женою этот срок, то брак из сине ману автоматически превращался в кум ману. Чтобы этого не произошло, закон установил правило, согласно которому брак сине ману ежегодно необходимо было продлевать. Для этого существовала процедура тринокцио — уход жены из дома мужа на три ночи. Тем самым срок давности мужа над женою считался прерванным. Несмотря на то, что брак сине ману являлся как бы «браком простого сожительства», дети от него считались законнорожденными.

Для заключения брака существовали необходимые условия. Его могли заключать лишь лица, обладающие юс конубии, т. е. римские граждане, причем половозрелые (девушки — с 12, юноши — с 14 лет). Необходимо было согласие жениха и невесты и их домовладык. Брачным препятствием для будущих супругов являлись: 1) принадлежность их к разным сословиям (в древности — между патрициями и плебеями); 2) любые родственные связи (включая прямые и боковые линии, браки
с усыновленными и кровнородственными, свойство); 3) браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными или лицами сенатского сословия; 4) брак между опекуном и подопечной; 5) браки между правителями провинции и их жительницами; 6) браки с актрисами, своднями и проститутками, а также с женщинами, уличенными
в прелюбодеянии; 7) двоеженство (человек, не расторгнувший брак и вступивший в следующий предавался бесчестию — инфамии); 8) брак между мужчиной и женщиной, которые во время прежнего брака вступили в адюльтер — супружескую неверность, измену.

Заключению брака предшествовало спонсио — помолвка, договор
о вступлении в супружество и условиях его заключения. В классический период обручение стало рассматриваться как преддверие брака и не считалось обязанностью заключить обещанный брак. В постклассический период расторжение помолвки женихом влекло потерю им внесенного свадебного задатка, невестой — четырехкратную (впоследствии двойную) уплату стоимости приданного.

Браки заключались по предписанию законов. Самой архаичной формой заключения брака был узусдавность», «использование») — через длительное проживание жены в доме мужа (кум ману).

Вторая форма заключения брака называлась конфарреацией (букв. «совершение обряда с полбенным хлебом») — торжественный религиозный обряд (главным образом у патрициев) в присутствии двух высших жрецов и десяти свидетелей. Такая форма также называлась обрядом «поедания лепешек», т. к. пеклись специальные свадебные лепешки, которые посвящались Юпитеру как покровителю хлеба и вкушались присутствующими.

К третьей форме заключения брака относилась кёмпция («покупка») — покупка жены, как вещи, в присутствии весодержателя и пяти свидетелей. Впоследствии такая продажа стала чисто символической и с символической платой (передачей мелкой монеты).

Важнейшим заключительным элементом обряда бракосочетания являлось введение невесты в дом мужа с несением символов домашнего труда — кудели и веретена с основой. На пороге дома ее ждал муж, встречавший ритуальным вопросом: «Хочешь ли ты, Гайя, стать моей матер фамилиас?» На это следовал ответ новобрачной: «Где ты — Гай, там я –Гайя». (Имя «Гайя» вошло в ритуальную формулу
в память о супруге римского царя Тарквиния Древнего — Гайе Цецилии, считавшейся у римлян образцом добродетельной жены). Затем новобрачную переносили на руках через порог жилища.

Жена в доме мужа получала статус «лица чужого права» и в структуре семейства наделялась правами дочери.

Брак прекращался в связи со смертью, с утратой свободы или гражданства одного из супругов. В древний период муж, задумавший развестись с женой, обязан был сообщить домашнему суду причины такого решения. Впоследствии брак стал расторгаться по воле супругов — диворциумрасхождение»), посредством письменного заявления через вестника или личного объявления супругу при семи свидетелях (в последнем случае — при Августе). Разводы стали часты, и государство
с целью борьбы с ними ввело общественные советы по вопросам нравственности. Под влиянием христианской морали законным стал считаться развод, если он происходил по справедливым основаниям: обоюдное согласие сторон, внебрачная связь мужа или неверность жены, тяжкие преступления, попадание в плен, импотенция, обет девственности, уход в монастырь.

Кроме законного брачного союза, в Риме существовал еще и конкубинат (естественный брак, «дикий брак») как постоянный союз между мужчиной и женщиной, по каким-то причинам не желавшим вступать в законный брак. Такой брак считался непрестижным. Поэтому римлянин, желающий иметь своей наложницей женщину свободнорожденную и честную, обязан был заявить об этом при свидетелях.

Дети от такого сожительства считались внебрачными, «природными» и в отличие от детей, рожденных вне брака, находились в лучшем положении. В постклассический период, однако, таких детей дозволялось узаконивать, и они получили право на алименты.

На практике в Риме существовала еще одна внебрачная связь — контубернат — долговременная связь между свободным и рабыней, или рабом и свободной женщиной, или рабом и рабыней. Она вовсе не игнорировалась в правовом отношении: в постклассическое время раба, живущего в контубернате, и родившихся в таком браке детей запрещалось продавать разным хозяевам и в разные места.

ПРИДАНОЕ

Приданое в римском праве обозначалось словом дос и представляло собой имущество в разнообразных формах, представленное женой (или каким-либо третьим лицом за нее) мужу для материального облегчения «тягости брачной жизни». Поэтому-то в римском праве оно называлось еще дотальным имуществом. Приданое, переданное отцом невесты, называлось «приспевшее», т. е. пришедшее со стороны. Приданое не являлось юридической обязанностью, а основывалось на обычае. Со временем этот принцип меняется, и домовладыку стали даже принуждать выделить дочери приданое, что закрепилось в поговорке: «Без приданого дочь замуж невмочь».

Во время супружества приданое находилось в распоряжении мужа или его патер фамилиас, со всеми плодами и приращениями (правда, за женой сохранилось право завещать его), а по прекращению его (развод по инициативе супруга) возвращалось в семейство жены. На начальной стадии развития института приданого устанавливалась гарантия о возврате его как обязательство молодожена в случае развода возвратить дос (при предварительной оценке дотального имущества супруг обязывался вернуть не сами вещи, а сумму оценки). Если же инициатором развода выступала жена, то муж мог оставить одну шестую часть приданого на каждого ребенка (при разводах дети всегда оставались у отцов), но в совокупности не более половины дос. К тому же он получал право на компенсацию восьмой части приданого и шестой — в случае супружеской измены. В случае смерти жены вдовцу полагалась пятая часть приданого на каждого ребенка. После смерти супруга вдова могла истребовать приданое от его наследников. Правда, с целью защиты имущественных прав жены супруг заранее составлял легат (отказ), оставляя приданое в пользу будущей вдовы. Если же расторжение брака происходило по инициативе домовладыки жены, то тот не мог без согласия дочери требовать возврата дос. При браке сине ману, как уже говорилось, приданое оставалось в распоряжении супруги.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)