АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Ф.В.И. Шеллинга (натурфилософия и трансцендентальный идеализм, эстетика)

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг
(1775 — 1854) — немецкий философ, родом из семьи пастора. Основные труды. «Система трансцендентального идеализма»
(1800), «Философия искусства» (1802 — 1803)

В твор-
честве Шеллинга принято выделять пять периодов развития: натурфи-
лософия, трансцендентальный идеализм, философию тождества, фило-
софию свободы, философию откровения.

Период натурфилософии (1797 — 1799). Начиная свои философ-
ские исследования как фихтеанец, Шеллинг скоро пришел к выводу о
том, что сведение всей природы к «не-Я» (имевшее место у Фихте), при-
водит к тому, что природа утрачивает всякую специфику. Но что же в
таком случае представляет собой природа? Оставаясь в значительной
степени еще под влиянием Фихте, Шеллинг тем не менее делает шаг,
уводящий его от философии Фихте, в сторону более последовательно-
го объективного идеализма.

Шеллинг предлагает следующее решение этой проблемы: Природа
и Дух (разум, Абсолютное «Я») представляют собой определенное
единство. А значит, для понимания Природы можно использовать ту
же модель, что и для Духа. И принимая тезис Фихте о «чистой актив-
ности» как «сущности» Духа, Шеллинг эту идею «чистой активности»
Духа переносит на Природу. Она становится у него деятельной и развивающейся - тем самым Шеллинг закладывает основы учения о диа-
лектике Природы, или объективной диалектике.

Природа реально и объективно существует, она есть нечто единое и
целое, продукт «бессознательного разума»„«некий застывший разум в бы-
тии». Этот разум действует внутри Природы и проследить его можно бла-
годаря целесообразности его действия-". Причем высшей целью ее разви-
тия является порождение сознания, и тем самым пробуждение разума.Диалектика природы Шеллинга оказала значительное влияние на
дальнейшее развитие философии, и прежде всего на философию Геге-
ля, а через него — Маркса и др. Однако конкретное построение его на-
турфилософии скоро было забыто, поскольку было опровергнуто даль-
нейшим развитием естествознания.

Период трансцендентального идеализма (1800 — 1801). В этот
период Шеллинг приходит к выводу, что проделанная им ранее работа,
в которой было показано то, как развитие Природы приводит к появле-
нию Духа (Разума), только наполовину решает задачу построения фи-
лософской системы. Вторая половина работы состоит в том, чтобы по-
казать, как из Духа появляется Природа или, иначе говоря, каким путем
к Природе может прийти Разум.

Шеллинг рассуждает следующим образом. «Я» (Дух, Разум) есть
изначальная активность, воля, располагающая себя в бесконечности.
Деятельность «Я» состоит в мышлении, но, поскольку единственно су-
ществующим является только это «Я», то и предметом мышления для
него может быть только оно же само. Но для того, чтобы возник про-
дукт такой деятельности, «Я» должно что-то себе противопоставить,
положив тем самым себе пределы. Сталкиваясь с таким пределом, активность становится сознательной; ее Шеллинг называет «идеальной
деятельностью» в отличие от изначальной «реальной деятельности».

Построение философии, исходящей из деятельности субъекта, исходного «я», которое порождает себе противоположность, свой предел («не-Я>), приводит нас к субъективному идеализму (фило-
софия Фихте). Построение философии, исходящей из реального суще-
ствования Природы, т.е. «не-Я», заставляет нас сделать вывод о незави-
симости «не-Я» от «Я» и приводит к философии, которую Шеллинг на-
зывает «реализмом». Если же мы учитываем обе возможности, то тогда
возникает синтез субъективного идеализма с реализмом, т.е. «идеал-
реализм», или «трансцендентальный идеализм».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)