АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Телескоп Галилея

Читайте также:
  1. Второе важное обстоятельство - преобразования Галилея меняют вид уравнений Максвелла
  2. Дело Галилея
  3. Открытия Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, У. Гарвея, Р. Декарта
  4. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Преобразования Галилея. Второй и третий законы Ньютона.
  5. Преобразование Галилея. Механический принцип относительности.
  6. Преобразования Галилея. Механический принцип относительности
  7. Преобразования Галилея. Механический принцип относительности.
  8. Телескопическая система
  9. Телескоп» и «Молва» Н. И. Надеждина.
  10. Философские идеи Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона об устройстве мироздания.

В 1609 году Галилей делает изобретении, ставшее началом его научной славы – подзорную трубу, которая обеспечивала увеличение в 32 раза. До этого коэффициент увеличения лучших труб достигал 6. Этот телескоп представлял собой комбинацию двух линз –выпуклой и вогнутой. Успех Галилея связан прежде всего с тем, что он сумел, так сказать, сменить угол зрения и воспринять привычное для его времени развлечение – подзорную трубу (Леонардо да Винчи, к примеру, считал ее игрушкой, подобной камере – обскура) – как физический инструмент. Ему стало понятно, что в подзорной трубе следует отказаться от использования линз для очков, что качество линз для подзорной трубы должно быть существенно выше.

Абсолютно нетривиальным для начала XVII века было решение Галилея направить трубу на небо и, более того, описать увиденное им как объективно существующую реальность. И средневековые философы, и современники Галилея считали линзу инструментом, искажающим наблюдаемый предмет. Увиденное в линзу (или в комбинацию линз) весьма часто воспринималось просто как оптическая иллюзия.

Первым из открытий, сделанных Галилеем "на небе", стало открытие 7 января 1610 года трех спутников Юпитера, которые он называет в честь династии Медичи "медичейскими звездами". Галилей установил также, что на Луне есть горы и по длине теней, отбрасываемых горами, определил их высоту – 7 километров. Вскоре он открывает неизвестные ранее неподвижные звезды 8 звезд в созвездии Ориона и 36 в созвездии Плеяды. Обо всех этих открытиях сообщалось в трактате Галилея "Звездный вестник", опубликованном в марте 1610 года.

Информация, доложенная Галилеем научному сообществу, была воспринята как сенсационная. Ситуация, однако, усугублялась тем, что никто из его современников не имел подзорной трубы с подобными характеристиками. Галилею приходилось проводить свои наблюдения в присутствии коллег, однако даже в подобной ситуации далеко не все соглашались признать увиденное небесными объектами, а не оптическими иллюзиями. Общепринятой была реакция на открытие Галилея как на оптическую иллюзию, вызванную отражениями и преломлениями в подзорной трубе. И лишь по мере распространения подзорной трубы Галилея среди астрономов (термин телескоп был изобретен для ее обозначения филологом Домесиани – специально) стали поступать подтверждения открытия спутников Юпитера. Вскоре, однако, проблема восприятия открытий Галилея возникла снова. На этот раз дискуссия разгорелась в связи с обнаруженными им пятнами на Солнце. Впервые Галилей рассказал о своем открытии в 1612 году в книге по гидростатике. Спустя год была опубликована уже специальная работа - о пятнах.

Дискуссия о пятнах на Солнце.

 

Вначале Галилей склонялся к предположению, что увиденное им – это ранее неизвестные планеты, орбиты которых проходят близко к орбите Солнца. Несколько раньше Галилея, в 1607 году, Иоганн Кеплер был убежден, что наблюдает Меркурий, проходящий перед Солнцем; только по чистой случайности он не продолжил наблюдения…Вскоре после выхода в свет сообщения Галилея об открытых на Солнце пятнах, начался его спор с иезуитом Христофором Шайнером.

Христофор Шайнер (1575 – 1650) обнаружил пятна на Солнце независимо от Галилея и провел несколько тысяч наблюдений нового явления. В большинстве своих наблюдений он использовал затемняющие фильтры, что до него не делал никто. Шайнер внес в конструкцию телескопа усовершенствования, позволяющие проецировать изображение на экран. Тем самым доказывалось, что, скажем, пятна на Солнце недопустимо сводить к ощущениям наблюдателей.

Кроме того, Шайнер изложил основы физиологической оптики. Он исследовал ход лучей внутри глаза. Именно Шайнер первым связал способность глаза к аккомодации с изменением формы хрусталика.

Шайнер отрицал связь пятен с Солнцем. По его мнению то, что мы считаем пятнами, на самом деле представляют собой уплотнения небесной материи. Возможно также, что это движущиеся вокруг Солнца скопления звезд. Как пишет А..И.Ахутин в уже цитировавшейся выше книге, "Галилею потребовался целый год тщательных и целенаправленных наблюдений, прежде чем он смог выступить во всеоружии доказательств – год, чтобы превратить совокупность проблематичных наблюдений в глубоко теоретизированный факт". Вообще говоря. открытиями и спутников Юпитера, и гор на Луне, и пятен на Солнце Галилей разрушал одно из основных положений физики Аристотеля и античной науки в целом. Это положение состояло в проведении четкой грани между совершенным и гармоничным небом и подлунным миром, миром несовершенным. При этом предполагалось, что в беспорядочном подлунном мира, полном стихийно протекающих процессов, ничего похожего на закономерности движения планет, найдено не может быть в принципе.

Год понадобился Галилею для доказательств, чтобы рассчитать периоды вращения пятен. Он также тщательно исследовал закономерности в изменении площади пятен и установил, что диаметр сферы, которой пятна могут принадлежать, практически совпадает с диаметром Солнца. Рассматривая процессы, происходящие на Солнце, как аналогичные процессам, происходящим на Земле, Галилей делает вывод: сферу, в пределах которой образуются пятна, можно рассматривать как атмосферу Солнца, а сами пятна – как своеобразные облака, плавающие в этой атмосфере. Таким образом, Галилей допустил, что явления, происходящие на земле, могут служить моделью небесных явлений. Подобнее допущение была для иезуита Шайнера абсолютно неприемлемым. Как раз превращение пятен, изменения их формы были для него наиболее убедительными доказательствами того, что пятна в принципе не могут быть "солнечным эффектом". Таким образом, разные теоретические установки позволяли двум исследователям совершенно по-разному интерпретировать данные одних и тех же наблюдений. Чем же закончился спор Галилей – Шайнер? Как пишет А.И.Ахутин, "…полного триумфа Галилей достиг, когда ему удалось разработать схему, в которой движения пятен во всем их, по видимости, случайном разнообразии укладывались в строго закономерное движение, превращавшееся просто в видимое движение Солнца". Таким образом, анализ превращений обнаруженных в телескоп пятен позволил установить факт вращения Солнца вокруг своей оси.

После открытия Галилея начались регулярные наблюдения пятен на Солнце. Было, в частности, установлено, что рост числа пятен и их суммарной площади свидетельствует о возрастании солнечной активности, что на Земле проявляется, в частности, в виде магнитных бурь. Был также установлен циклический характер активности Солнца: временной интервал между ее максимумами составляет приблизительно 11 лет. Советский естествоиспытатель Александр Чижевский (1897 – 1964) провел тщательный анализ накопленной статистической информации и в начале двадцатых гг.прошлого столетия высказал предположение, что максимумы солнечной активности совпадают с максимумами социальных катаклизмов на Земле – войн, революций, эпидемий. Вот как писал Чижевский о своей идее:

 

И вновь и вновь взошли на Солнце пятна,

И омрачились трезвые умы,

И пал престол, и были неотвратны

Голодный мор и ужасы чумы.

…………………………………………..

И жизни лик подернулся гримасой;

Метался компас, буйствовал народ,

А над Землей и над людскою массой

Свершало Солнце свой законный ход.

О ты, узревший солнечные пятна

С великолепной дерзостью своей

Не ведал ты, как будут мне понятны

И близки твои скорби, Галилей!

Отметим, что данная идея Чижевского подвергалась и подвергается весьма острой критике …в то же время сам факт активного воздействия Солнца на атмосферу и биосферу Земли сомнению не подвергается и А.Л.Чижевский, безусловно, может считаться основоположником нового направления в науке – гелиобиологии. Наиболее вероятным механизмом воздействия солнечного ветра на Землю считаются возмущения магнитосферы Земли, что проявляется в колебаниях земного магнитного поля. Российский историк науки Г.М. Идлис считает, что с максимумами солнечной активности совпадают во времени и даты наиболее важных открытий в естествознании.

Возвращаясь к дискуссии Галилей - Шайнер, отметим, что через несколько лет состоялась дискуссия Галилея с другим иезуитом, отцом Грасси, и тоже по астрономическим вопросам. В 1618 году в небе Европы астрономы зафиксировали появление трех комет. В изданном на следующий год трактате Грасси описал кометы как небесные тела., Галилей же считал, что наблюдаемые в телескоп объекты на самом деле кометами не являются и астрономы имеют дело с оптическим обманом. Одним из его аргументов были некруговые траектории движения комет, в то время как система Коперника не рассматривала каких- либо отличий от круговых траекторий движения небесных тел. В этой дискуссии Галилей был неправ – точно так же как и в отрицании на том же основании законов Кеплера. В действительности кометы могут двигаться по эллиптическим, гиперболическим либо параболическим траекториям.

Вообще первые астрономические открытия Галилео Галилея поставили вопрос о несовместимости их с геоцентрической моделью солнечной системы и, как следствие, о необходимости признать истинность системы Коперника. Уже в трактате о солнечных пятнах Галиленй излагает и комментирует учение Коперника в явно одобрительной манере. В церковных кругах стало также широко известным письмо Галилея бывшему священнику Кастелли, в котором исследователь устранял противоречия между Ветхим Заветом и теорией Коперника…тем самым он вторгался в область компетенции теологов, и вскоре с кафедры церкви Святой Марии Новеллы во Флоренции Галилей впервые подвергается публичному осуждению. Еще через два года кардинал Беллармини, по указанию папы Павла V, сообщит его приказ, запрещающий распространение идей Коперника.

 

"Пробирщик золота". "Диалоги". "Беседы".

 

В 1623 году вышел в свет трактат Галилея "Пробирщик золота". Именно в этом сочинении впервые отчетливо изложены основы научного метода, согласно которому основой естествознания следует полагать измерение и математику. О движении Земли в "Пробирщике…" Галилей не упоминает.

Чрезвычайно важно, что в "Пробирщике…" он развивает атомистическую концепцию материи, объясняя тепловые эффекты и цвета тел свойствами механических корпускул. По сути дела. Галилей возвращается тем самым к атомистике Демокрита. Так. тепловые эффекты объясняются проникновением в тело частиц огня. Многие качества тел, которые считались реальными в физике Аристотеля и его средневековых последователей, Галилей объявляет субъективными ощущениями. Он пишет: " По этой причине я думаю, что вкусы, запахи, цвета и другие качества не более чем имена, принадлежащие тому объекту, который является их носителем, и обитают они в нашем чувствилище".

На "Пробирщика золота" поступил анонимный донос в Святую инквизицию, причем писал его, по всей видимости, отец Грасси, дискутировавший с Галилеем по поводу комет. Автор доноса подробно излагал атомистические взгляды автора " Пробирщика… ". По мнению автора доноса, Галилей, объясняя ощущения человека действием Демокритовых атомов, впадает в ересь. Ересь состоит в том, что, если принять существование неуничтожимых частиц, то в процессе причащения должны оставаться неизменными частицы хлеба и вина, следовательно, Галилей отрицает превращение хлеба в тело Христово, а вина – в его кровь. Существует версия, согласно которой именно еретический атомизм Галилея был главной причиной процесса над ним, организованного Святейшей инквизицией Официальный же приговор, согласно этой версии, был вынесен за поддержку теории Коперника, что ересью не считалось и наказание за подобные действия предполагалось существенно более мягкое. Если следовать этой версии, то получает объяснение и тот факт, что дальнейшее развитие атомистической философии было связано не с Италией, а с Англией. Мы имеем в вижу в первую очередь корпускулярную химию Роберта Бойля (1627 – 1691) и атомистику Джона Дальтона (1766 – 1844).

Непосредственной причиной судебного процесса над Галилеем был выход в свет его труда по названием "Диалоги о двух главнейших системах мира" в 1632 году. Под главнейшими системами" Галилей понимал систему Птолемея – геоцентрическую и систему Коперника – гелиоцентрическую. Диалоги написаны на итальянском языке (это факт не случаен, Галилей стремился сделать свои взгляды доступными максимальному числу людей, латынь же была для этого непригодна).

В "Диалогах" активно обсуждался и тот круг проблем, который мы сейчас называем кинематикой. Вообще говоря, Галилей исследовал проблемы механики с самых первых лет своей научной деятельности и только занятия астрономией прервали эти работы. В "Диалогах!" в обсуждении научных вопросов участвуют три героя: Сальвиати, Сагредо и Симпличио. При этом Сальвиати представляет точку зрения самого Галилея,Симпличио ("простак") – точку зрения сторонников Аристотеля. Место беседы – Венеция, продолжительность "действия" – четыре дня, каждый день представляет собой отдельную главу "Диалогов".

В первый день собеседники обсуждают вопрос о подобии земного мира и мира космического, во второй день – вопрос о суточном движении Земли. Именно во второй день собеседники обсуждают принцип инерции, принцип суперпозиции движений и принцип относительности. Третий день посвящен обсуждению аргументов в пользу гипотезы о годичном движении Земли вокруг Солнца. Четвертый день отведен изложению галилеевой теории приливов и отливов. Впоследствии стало ясно, что эта теория была ошибочной, однако сам Галилей считал ее весьма сильным аргументом в пользу системы Коперника.

Другой знаменитой книгой Галилея стали "Беседы и математические размышления", изданные в 1838 году, уже в период домашнего ареста, под которым исследователь находился после суда инквизиции. Как видно из полного названия книги "Беседы и математичсекие размышления о двух новых науках, механике и законах падения", ее тематика формально не противоречила запрету. Наложенному инквизицией на научную деятельностьГалилея (которая не должна была быть ориентирована на учение Коперника). "Беседы" написаны в духе учебника физики и в них по сравнению с "Диалогами". обсуждается много новых проблем. Среди прочего – это изохронность (постоянство периода) маятника, подобие механизмов, прочность подобным образом устроенных машин, животных и растений больших размеров. Галилей обсуждает вопросы геометрии, постижимости бесконечных множеств, скорость распространения света. Именно в "Беседах" он выводит уравнение траектории тела, брошенного под углом к горизонту – такое тело движется по параболе.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)