АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темпо-ритм речи

Читайте также:
  1. ТЕМПО-РИТМ ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
  2. Упр. № 132. Воспроизведение различных темпо-ритмических заданий
  3. Упр. № 133. Воспроизведение различных темпо-ритмических заданий

Живая разговорная речь отличается бесконечным многообрази­ем и сиеной темпо-ритма. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в ее темпо-ритме. Когда же чтец говорит долго в одном темпе я ритме, речь его становится бесцветной, неживой и усыпляет или утомляет слушателей. Работа над темпо-ритмом речи - это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над текстом, над речевым действием. Однако интуиция откликается лишь на то, что натренировано. Значит, для того чтобы уметь в речи ярко и точно выражать внутренний темпо-ритм жизни, уметь легко переходить из одного темпа речи в другой, надо хорошо натренировать речевой аппарат (в координации с дыханием), овладеть плавным, крупным, «увесистым» словом и быстрым, легким, чеканным произнесением слов.

Скороговорки — этот удивительный жанр фольклора — создан народом для тренировки движений речеобразующего органа. Причем в скороговорках сознательно нарушен правильный порядок звуков во фразе. Например: "Шел Саша по шоссе и сосал сушку" (ШСШШССССШ). Попробуйте произнести эту скороговорку, и вы убедитесь в том, что язык торопится заменить слово "шоссе" на "соще", чтобы восстановить заданный в начале порядок звуков. При быстром произнесении несколько раз подряд двух слов "Либретто Риголетто" (ЛРРЛ) обязательно "выскочит" слово "лигоретто", чтобы навести порядок чередования звуков (ЛРЛР).

Следующий тип скороговорок построен по принципу трудности произнесения большого количества предударных и заударных слогов. Известно, что в безударном положении речеобразующие движения артикуляционного аппарата лишаются четкого ритма и активности Работы.

Начинайте тренироваться в скороговорении на простейших, коротких

скороговорках, но обязательно произнося их в медленном и тут же в

быстром темпе. Тренируется и навык "переключения" дыхания и умение

легко переходить из одной скорости в другую при произнесении текста.

Упражнение «Скороговорки».

Ткёт ткач ткани на платки Тане (медленно, разъясняя)

На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (быстро, уточняя)

Водовоз вез воду из-под водопровода (медленно-разъясняя)

ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА водовоз вез воду (быстро, уточняя)



Дробью по перепелам, да по тетеревам (медленно, разъясняя)

ДРОБЬЮ по перепелам, да по тетеревам (быстро, уточняя)

Затем переходите к более сложным:

Разнервничавшегося конституционалиста нашли оклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

При скороговорке надо сохранять действие, "вложить" в партне­ра свои мысли, видения, желания. Поэтому надо соблюдать следующие правила:

При быстром темпе четче говорить,

Мысль ярче рисовать, ни оговорки

Не допускать я виденья "вложить" —

Закон сценической скороговорки.

Упражнение "Спринтер".Вы бегун на короткую дистанцию (спринтер), а сейчас, призвав на помощь воображение и веру, помогайте выработке сценической скороговорки:

Темпу речи помогу —

Стометровку пробегу.

Пробегу я не ногами,

Мне полезнее словами,—

Старт. Сигнал. Рывок! Бегу!..

Сил своих не берегу:

Коротка ведь стометровка —

Сразу темп взять — тренировка.

Я несусь быстрее ветра,

Что секунда — десять метров...

Десять. Двадцать. Тридцать. Сорок...

Никаких нет оговорок.

Темп свой быстрый не спускаю.

Финиш! Ленту обрываю!

Старайтесь передать точно все, что проделываете мысленно.

Упражнение "Алла-меняла"*

Карандаш на марку,

Марку на палку, (Постепенное повышение тона голоса

Палку на брошку, с одновременным убыст­рением темпа речи.)

Брошку на гармошку,

Гармошку на рожок,

Рожок на гребешок,

Гребешок на книжку,

Книжку на шишку,

Шишку на ложку,

Ложку на плошку,

Плошку на линейку,

Линейку на лейку,

Лейку на горшок,

Горшок на цветок,

Цветок на карандаш...

Вот какой ералаш

В голове у менялы —

Глупейкиной Аллы!

Рисуя голосом неограниченное перечисление меняемых предметов (можно, дойдя до слова "цветок", идти в обратном порядке: цветок на лейку, лейку на линейку, линейку на плошку...), двигаться по очень малым интервалам голоса, рассчитывая свой диапазон, чтобы его хватило на все перечисляемые слова.

‡агрузка...

Упражнение "Карнавал"*.

В ночь под самый Новый год,

Карнавал у нас идет. (Постепенное повышение то-

Краски вновь меняют краски, на голоса с одновременным

И за маской мчатся маски... убыстрением темпа речи.)

Пробегает крокодил,

Стадо взбалмошных горилл,

Два индейца и ковбой,

Черти-лешие толпой,

Квазимодо, Робинзон,

И какой-то фон-барон,

И какой-то водолаз,

И какой-то дикобраз,

Космонавты и верблюд,

Великан и лилипут,

Огнедышащий дракон

И большой ушастый слон,

И мордастый бегемот...

Закружился хоровод!

При повышении тона голоса на перечисляемых словах, уметь фиксировать внимание на них путем понижения тона на ударных гласных: сохранять дикционную четкость при быстром произнесении слов.

Упражнение "Репортаж".Вообразите, что вы как спортивный комментатор ведете радиорепортаж о футбольном матче:

Шастает мяч бросками,

Мечется меж носками

Кожаных бутс пудовых. - средний темп произнесения

Сплющить его готовых,

То он уходит здраво - темп несколько убыстряется

Прямолинейно вправо,

То он уходит влево.

Краткой дорогой гнева,

То он встает со звоном

Свечкой над стадионом,

Дерзко приподнимая

Доброе небо мая. - темп еще убыстряется.

Вот его вновь погнали

Вниз по диагонали.

Вот его завернули,

Держат на карауле.

Вот он, попав в болтанку.

Скачет вдоль стадиона,

Вот он ударил в штангу

Лбом со всего разгона. - самый быстрый темп произнесения речи

Прыгнул назад с капризом,

К центру рванулся с лета,

Но воротился низом

И угодил в ворота!

(С. Васильев. "Стадион "Динамо ")

Слушатель не видит игры, поэтому надо словом очень точно передать все движения мяча. Для этого необходимо освободить свою речь от лишних ударений, выделяя только самые важные слова (они ! выделены). Здесь при описании того, каким образом забивается гол, явно ощущается три ступени нарастания темпа речи: от среднего до самого быстрого. Доборы воздуха частые и незаметные.

Надо владеть диалектическим единством темпо-ритма речи. Что это значит? Часто наш высокий внутренний ритм совпадает с быстротой произнесения. Как в приведенном упражнении. Но при высоком эмоциональном накале у говорящего темп речи обычно замедляется: медленная речь подчеркивает значительность происходящего, глубину чувств. Это и есть диалектическое единство проявления внутренней жизни в речи говорящего.

Упражнение "Словарь". Прочтите стихотворение С. Маршака с тем, чтобы слушатели задумались над глубиной мыслей, чувств, картин, действий, заложенных в словах:

На всех словах - события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: — Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...

— В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Слова звучат неторопливо, наполненные нашими чувствами,

ощущениями, внутренними картинами видений, мыслями, подтекстами.

Темпо-ритмический слух (или ритмическое чувство)

поможет искусно использовать диалектическое единство темпо-ритма

речи, сделать слово более живым, выразительно разнообразным.

Для усиления эмоциональной стороны речи, выражения отношения говорящего к высказываемому следует обратить внимание на эмоциональную функцию мелодики и искусство тембрирования.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.017 сек.)