АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Позитивизм и его исторические формы

Читайте также:
  1. II.12.3.Неопозитивизм
  2. V2: Вспомогательные исторические дисциплины
  3. Авторитет и влияние менеджера, и их формы.
  4. Афазия: этиология, патогенез, клинические формы.
  5. Билет.50.. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Причины, осн. этапы, цена победы, исторические уроки.
  6. Бірінші позитивизм: Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.
  7. Борьба за существование и ее формы.
  8. Бытие и его формы. Онтология о бытии и субстанции.
  9. В. Местные реформы.
  10. Введение - Исторические данные
  11. Внутренняя и внешняя политика России в 80-90-е гг. XIXв. Контрреформы.
  12. Вопрос 1. Предмет философии, его исторические изменения, роль в обществе.

Позитивизм – направление в современной философии, исходящее из тезиса о том, что все подлинное (позитивное, научное) знание может быть получено лишь отдельными специальными науками, а потому прежняя философия, как особая наука, претендующая на содержательное исследование реальности не имеет права на существование. В своей эволюции позитивизм представлен 3 основными историческими формами: 1-й позитивизм, 2-й (махизм, эмпириокритицизм, 3-й неопозитивизм.

 

Основатели 1-го позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Миль, Вырубов, Лесевич, Михайловский, и т.д.

О. Конт «Курс позитивной философии». Он, вслед за Кантом считал, что частные науки могут только описывать мир, т.е. изучать явления, отвечать на вопрос «как это происходит?», поэтому, прежняя философия, претендующая на раскрытие причины сущности мира не имеет права на существование. Конт отвергает и материализм и идеализм, со всеми их метафизическими проблемами (Б-га, субстанции, материи, души). Он предлагает создать научную, позитивную философию, которая занималась бы обобщением данных естественных и общественных наук. При таком понимании философии из сферы человеческой культуры выпадали принципиально важные области: теория познания, аксиология (учение о ценностях).

2-й позитивизм: Э. Мах, Р. Авенариус – полагали, что позитивизм должен быть в теории познания, лишенный односторонности материализма и идеализма. Вслед за Г. Спенсером (1820-1903), они полагали, что мы не знаем о реальности как таковой, объективной, поскольку она дана нам лишь в качестве ощущений (символов). «материя, движение, сила» - лишь символ неведомого реального (Спенсер), из этого Мах и Авенариус решают, что мир ни что иное, как совокупность наших ощущений. В своей работе Мах утверждает, что весь мир состоит из элементов. Элементы называются ощущениями. Они бывают физические (независимые от человеческого организма) и психические (зависимые).

Данная теория лишена односторонности и материализма. Тезис: мир – комплекс наших ощущений, дал основания В. Ленину обвинить махизм в плагиате философии Беркли, и заявить, что махизм – разновидность субъективного материализма. Махисты выступали за очищение позитивной философии нашего опыта от всего того, что привнесено материализмом и идеализмом, а отсюда: необходима критика опыта, его исследование. Этим объясняется название эмпириокритицизм.

Неопозитивизм (20-е годы, 20 в.): М. Шлик, Р. Карнап.

Школа лингвистического похитивизма: Л. Витгенштейн, Дж. Остин.

Аналитическая философия: К. Льюс, Ч. Моррис.

Постпозитивизм: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакартос.

В 20-е годы 20 в. орг-я Шликом. должна быть областью языкознания, с целью демаркации научных от псевдонаучных. Лингвистический поворот в философии. В качестве принципа демаркации был предложен метод верификации (способ научности предложения с помощью опыта, под которым понималось личное переживание исследователя). Предложенный метод верификации оказался не вполне эффективным, например, с его помощью нельзя было проверить общепринятые в научном мире истины, как то, что мир устроен своеобразно. Более того, при таком понимании философии за пределами человеческого познания оказался весь обыденный язык, а ведь именно его Хайдеггер называет домом бытия, потому что на нем говорит большинство людей, и именно в нем сконцентрированы все смыслы и значения мира.

Л. Витгенштейн (лингв-й позитивизм), философия должна заниматься лингвистическим анализом обыденного языка, с целью исправления неясностей, т.к. слова обыденного языка многозначны. Что распыляет их смысл? Поскольку язык функционирует, реализуется по определенным правилам, постольку язык – это игра, ее языковое поле, в которой значения устанавливаются по соглашению сторон. Следовательно, устранение неясности значений можно достигнуть только конвенционально, т.е. по соглашению сообщества ученных-филологов. Язык выполняет репрессивную функцию, поскольку не мы играем языков (нам часто кажется, что язык – это орудие нашего познания, а язык играет нами. Т.е мы живем в поле языка, и язык позволяет нам сказать ровно столько и не более того).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)