АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗЗ.Особенности и основные этапы развития белорусской философии

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  4. F8 Нарушения психологического развития
  5. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  6. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  7. I. ЭТАПЫ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА
  8. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  9. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  10. II. Организация и этапы статистического исследования
  11. II. Основные задачи и функции
  12. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений

Философская мысль Беларуси может быть представлена в двух значениях. В узком значении она рассматривается как история философской мысли Беларуси Она представлена этапами, течениями, направлениями, персоналиями, влияниями, заимствованиями Данное значение необходимо включает в себя и самоопределение философской мысли Беларуси в границах более масштабного философского или культурного контекста. В широком значении философская мысль Беларуси - это совокупность представлений и идей, рассматриваемых относительно к социокультурной исторически сложившейся общности, которая обозначается понятием Беларусь или представляющим ее в этом качестве как самостоятельную сущность или системную часть внутри целого - Киевская Русь, ВКЛ, Российская империя, БНР, БССР, РБ Вместе с тем между узким и широким пониманием философской мысли Беларуси отсутствует строго очерченная граница. Оправданным признается рассмотрение философской мысли Беларуси в узком значении слова при одновременном ее включении в широкий социокультурный контекст. В этом смысле история философской мысли Беларуси рассматривается как сложный внутренне противоречивый процесс, связанный с особенностями исторического развития Беларуси, белорусской культуры и науки. Рассматривая особенности развития белорусской философии и выделяя ее основные черты, необходимо отметить, во-первых, наличие постоянных разрывов в поступательном развитии белорусской мысли при одновременном сохранении преемственности традиционной культуры. Наиболее органично и целостно философия развивалась на белорусских землях в первых десятилетиях XVI в. - 1820-1830-х гг. Аналогичная целостность в развитии просматривается в XX веке. Специфика философской мысли связана, во-вторых, с полярным напряжением Востока и Запада в исторической и культурной жизни Беларуси Исторически и культурно Беларусь была включена в восточно-славянский регион, зону византийского культурного и религиозного влияния на первоначальных этапах своего исторического становления Затем сфера византийского притяжения сменяется западноевропейским культурно-философским контекстом. Далее наблюдается обратное движение к восточнославянским корням посредством включения белорусских земель в рамки Московской Руси и Российской империи, что еще, однако, не означало и не могло в силу объективных причин означать преодоления западных идейных напластований в белорусской культуре и общественной мысли. Своеобразным периодом дистанцирования от идейных заимствований Запада и Востока белорусская общественная и философская мысль отмечена первой четвертью XX века, затем период самобытного культурного и философского творчества возобновляется в 80-е гг. XX века. Наиболее отчетливыми поиски культурно-исторической, национальной идентичности становятся на рубеже 80-90-х гг. XX столетия. Достаточно длительное время общественная мысль Беларуси не имела собственно философского институционального выражения. Она не существовала в качестве профессионального вида деятельности, развиваясь в рамках религиозных форм сознания (период Реформации, Контрреформации, Просвещения) Философские идеи формулировались также в русле идеологии государственного Возрождения -восстановления государственности (с конца XVIII века) или национального Возрождения (с середины XIX века). Начальные истоки белорусской философской мысли коренятся в белорусском фольклоре, обрядах и обычаях. Они оказались значимыми в силу того, что белорусское население достаточно поздно восприняло христианство В его жизни значительное влияние имели языческие мотивы народной ментальное™ и культуры. Условия возникновения философской мысли Беларуси связаны с принятием христианства Киевской Русью. В этот период возникает мощное движение христианского просвещения, начало которого традиционно связывается с деятельностью полоцкой княжны Рогнеды (X век). и т.д.

 

№34 Метафизика и онтология.

Метафизика в исторической динамике философского знания.

Начиная с эпохи Аристотеля, сложилась традиция фи­лософию понимать как метафизику, изучающую не мир конечных вещей, чем занимаются специальные науки, а то, что лежит в его основе. М. Хайдеггер отметил основные исторические вехи метафизики, ознаменованные способа­ми понимания сущего: античный (сущее как подлежащее), средневековый (сущее как сотворенность) и новоевропей­ский (сущее как объект, определяемый через Я-субъект).

В целом, понятие «метафизика» употребляется в сле­дующих основных значениях: 1) философия как учение о всеобщем, о предельных проблемах и первоначалах всего сущего; 2) учение о бытии (онтология); 3) философствова­ние вообще; 4) философский способ познания и иных видов деятельности, противостоящих диалектическому методу.

 

№ 35 Категория бытия ее смысл и специфика. Уровни и формы бытия.

категории бытия: 1.«Полагание (существование, бытийствование) вещей» здесь и везде, теперь и всегда, с внутренне присущи­ми им свойствами. Так, М. Хайдеггер в бытии усматрива­ет вечно проясняемое раскрытие присутствия, единства
вещей и человека2.Смысл бытия выражается в его диалектичности, противоречии конечного и бесконечного, целого и части, возможности и действительности, необходимого и случай­ного и т.д. Бытие пронизано противоположностями, дели­мо на количество и качество, характеризуется сменой (от­рицанием) состояний. Фрагменты бытия всегда начина­ются и постоянно заканчиваются, они постоянно возоб­новляются в вечной и бесконечной регенерации бытия. 3.Беспредельное существование мира как разнообраз­ного целого есть сочетание изменчивых и относительно стабильных вещей и состояний. Рефлексия над изменчи­востью привела к появлению понятия времени, выражаю­щего движение, становление бытия конечных вещей и су­ществ и их превращение в относительное небытие. Раз­мышления о стабильности, дифференцированности мира породили понятие пространства

Выдиляют уровни бытия - актуальное и потенциальное. Актуальное — это наличное бытие в данном цространственно-временном интервале. Потенциальное бытие содержит в себе возможности реализации в зависимости от условий.

Различают виды бытия — объективную и субъективную реальности. Первая охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Объективная реальность пред­послана сознанию и действию конкретных индивидов и по­колений людей.

Формы бытия: 1.Бытие природы – всегда выступает как исходное первичное ко всем отнош. бытия. Природа сущ. объективно. Бесконечность природы в пространстве и времени. Природа сущ. вечно, она несотворима и неучтожима. Пластичность бытия природы – способность поддаваться внешним воздействиям, измен. под внеш. влиянием. Спонтанность, стихийность, самоорганизация. 2.Бытие общества – это объективная и субъективная реальность одновременно. В отличии от природы, развитие общ-ва носит целенаправл. характер. Общ. выступает как природно-духовно-соц. реальность. 3.Бытие чел. – схема. индивид – личность – индивидуальность

 

№ 36. Понятие материи. Структурная организация и атрибуты материи. Единство и многообразие материального мира.

Материя – есть фил. категория для обазноч. объект. реальности, кот. дана чел. в ощущениях его, кот. копируются, фотографир., отображ. нашими органами чувств и сущ. независимо от сознания.

Атрибут – это неотъемлемая часть материи.

Атрибуты материи: структурность; неучтожимость; отражение; движение; пространство и время.

Основными структурными уровнями материи явл.: неорганический мир (системы неживой природы), органический ( биологические системы) и социальный (общество).

Единство мира подтверждает прежде всего универсаль­ный для всех материальных процессов закон сохранения и превращения энергии, обобщенный теорией относитель­ности путем обнаружения связи массы и энергии. На дан­ном законе основывается философский принцип несотворимости и неуничтожимости материи и движения.

Идеальное существует не менее реально, чем матери­альное. Но идеальное - свойство материального. В этом аспекте материалистический монизм утверждает един­ство мира через его материальность. Вместе с тем объекты бытия имеют «парную» (дуалистическую) природу, пред­ставляют единство противоположностей (частицы и анти­частицы, положительные и отрицательные заряды и т.д.).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)