АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Природа как объект философского анализа. Исторические формы взаимодействия природы и общества

Читайте также:
  1. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  2. I. Понятие общества.
  3. I. ПРИРОДА СНОВ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
  4. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  5. II. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДА
  6. III. «Культ личности»: противоречивость критике и обществоведческого анализа.
  7. IV. Определите, какую задачу взаимодействия с практическим психологом поставил перед собой клиент.
  8. IV. Формы контроля
  9. IV. Формы контроля
  10. SWOT-анализ в качестве универсального метода анализа.
  11. V. Включенная объективация
  12. V. Формы контроля

Природа - это интуитивно ясное и в то же время трудно определяемое в силу его многозначности понятие. В широком смысле оно обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Очевидно, что в этом смысле понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как "бытие", "Универсум, "реальность", "Вселенная", "космос", поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

В философии истоки понятия "природа" связывают с греческим термином: органическое произрастание, рост и выросшее в процессе этого роста, процесс, рассматриваемый в целом.

В современной культуре наряду с понятием "природа" исполь­зуется категория "образ природы". В образах зафиксирован "лик" самой природы, в котором она являет себя человечеству. Образ природы задает ис­ходные параметры описания и объяснения природного мира, он увязывает в единое целое вырабатываемые в обществе представ­ления о природной среде и способах ее освоения. Поэтому такой образ - не просто мозаика взглядов и ценностей, а целостное обра­зование, вырастающее на некоем едином духовном стержне куль­туры. В нем фиксируется представления о значимости и ценнос­ти природной среды для жизни общества и отдельного человека, о характере социоприродных отношений и возможных моделях вза­имодействия человека и природы.

Философское осмысление отношений человека с природной средой имеет довольно давнюю традицию, что нашло отражение в названиях учений о природе. Древнегреческих мыслителей, осу­ществлявших поиск субстанциональных оснований природы (фю­сис) и изучение естественных свойств вещей, называли фисиологами, а их учение по ключевому термину – фисиологией.

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека природы, базовыми принципами которой являются следующие:

1) процветание любых форм жизни на Земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека;

2) их богатство и разнообразие способствуют реализации этих ценностей;

3) люди не обладают правом на снижение природного разнообра­зия, за исключением случаев удовлетворения естественных по­требностей;

4) современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того, и другого;

5) необходимо изменить политику и повлиять на базисные экономические, технологические идеологические структуры социума и т. д.

Такая философия природы строится на переживании человеком встречи с внутренним "я" природы, в котором он сможет обрести гармонию в жизни и осуществить подлинные отношения со всеми существами, достигая блага для всех. Философия природы исследует отношения человека к природе, опираясь на онтолоческие, психологические, этические, экологические и другие принципы, учитывающие внутреннюю ценность человека и природы как единого целого.

Существует достаточно количество классификаций исторических этапов, которым присущи соответствующие типы отношений к природе и основанные на них формы природопользования. Можно выделить следующие модели взаимодействия общества и природы:

1. мифологическая,

2. научно-технологическая,

3. диалогическая.

В этих трех концепциях прослеживается:

-приоритет природы над человеком (пр-п мифол. модели),

-власти человека как созидателя искусственного мира над естественной природой (научно-технол. м.),

-коммуникация как взаимодействие (диал. м.).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)