АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Христианизация Европы

Читайте также:
  1. I. Торговля Руси со странами Европы
  2. XV век на севере Европы
  3. Билет 13. Социально-политическое развитие Европы. (IX-XIII вв.)
  4. Билет 16. Города Европы ( X-XV вв.)
  5. Бытовая химия из Европы
  6. В культуре Западной Европы XIX века
  7. В культуру Европы входят хроники.
  8. В странах Восточной Европы
  9. В52. Совет Европы: общая характеристика.
  10. Ведущие страны Западной Европы.
  11. Вестник Европы» как либеральный орган.
  12. Городская экономика Западной Европы в ХI – ХV вв.: причины возникновения, экономическая роль городов, городское ремесло и торговля

 

Уже в течение раннего средневековья христианство стало господствующей религией многих европейских государств. Христианизация населения Европы не была каким-то одновременным явлением.

В Римской империи христианство было провозглашено единственной государственной религией еще в конце IV в. императором Феодосием I. И несмотря на то что следы язычества сохранялись еще довольно долго, жители Византии и бывшей Западной Римской империи уже в начале раннего средневековья были христианами. Христианами были и многие из германских народов, под натиском которых рухнула Западная империя. В своем большинстве они принимали христианство в виде арианства, которое церковью было объявлено ересью. Арианами были, например, остготы, вестготы, вандалы, свевы, бургунды и другие варварские народы. Только франки сразу и навсегда приняли христианство в том виде, в котором его проповедовала церковь. Затем и варвары-ари-ане приняли ортодоксальное христианство, причем немалую роль в этом сыграли как походы франков на другие варварские государства (с провозглашением борьбы против еретиков), так и завоевания в западном Средиземноморье византийского императора Юстиниана.

В Британии, после того как римские легионы вынуждены были ее оставить в начале V в., христианство едва не исчезло. Но вскоре христианской стала Ирландия, где наиболее известным проповедником был Патрик, объявленный затем святым покровителем этой страны. Ирландские монахи-миссионеры активно распространяли христианскую веру в Шотландии, Англии, много их действовало и в разных уголках континентальной Европы. Активно действовали и миссионеры, которых посылали к язычникам римские папы. Они появились и в Британии, где конкурировали с ирландскими, и среди многих других языческих народов Европы. Одним из наиболее известных таких проповедников был Бонифаций. Он проповедовал среди саксов и фризов и был там убит во время молитвы.

Во главе католической церкви стоял римский папа, который руководил ею как полновластный монарх. Пап титуловали "наместниками святого Петра", которого Иисус Христос назначил - главным среди апостолов и который считался первым епископом Рима. Папа Иннокентий III утверждал, что папа - выше всех людей на Земле, которые имеют власть. Судить папу может только Бог, а папа может судить любого человека, даже короля.

Для руководства церковью папы создали в Риме многочисленный бюрократический аппарат - курию с сотнями своих чиновников-священников. Главная роль в курии принадлежала кардиналам - высшим особам в католической церкви после папы. Кардиналы назначались папой, они же после смерти папы избирали нового главу католиков. Папа и кардиналы стояли во главе иерархии духовенства. Далее шли архиепископы, епископы, пресвитеры (священники), дьяконы. Архиепископы и епископы руководили диоцезами - церковными провинциями, на которые были разделены территории всех католических стран. Пресвитеры руководили церковной жизнью приходов - низших административных церковных единиц. Дьяконы помогали пресвитерам, епископам в разных сферах церковной жизни. Архиепископы, епископы, а также аббаты должны были строго выполнять распоряжения папы, первые из них давали даже присягу на верность папе. Обязательными для местного духовенства были и распоряжения папских посланцев-легатов.

Православная церковь не имела такой строгой централизованной организации. Главным в ней считался патриарх Константинополя, но фактически ею управляли четыре патриарха (кроме константинопольского, еще антиохийский, иерусалимский, александрийский; позднее к ним добавился и русский). Здесь не было такого единоначалия, как в католической церкви. В остальном же иерархия духовенства была примерно такой же. Во главе церковных провинций (епархий) стояли епископы, крупные провинции возглавляли митрополиты. Священники руководили приходами, им помогали дьяконы. Но епископы подчинялись своему патриарху и митрополиту. Существовали и некоторые отличия между православными церквами, которые возглавлялись патриархами, например в обрядности.

Одним из существенных различий между католицизмом и православием в то время был язык, на котором происходило богослужение. У католиков единым языком богослужения во всех странах был латинский (почти непонятный для большинства верующих). В православии богослужения велись на тех языках, которые употреблялись в тех или иных местностях,-греки молились на своем языке, славяне - на старославянском, грузины - на грузинском и т. д.

Православие не знало монашеских орденов с их особыми уставами и подчиненностью большинства из них папе римскому - монахи во главе со своими руководителями - игуменами жили по одинаковым правилам, но каждый монастырь имел свою автономию.

Действовали среди европейских народов и христианские миссионеры из Византии. Среди них наиболее известными были Кирилл и Мефодий, посланные в Великоморавское княжество, создатели славянской азбуки и переводчики с греческого на славянский язык богослужебных книг.

Миссионеры сделали много для распространения христианства. Но все же главным путем распространения христианства в Европе было насаждение его насильственными методами. Если проанализировать дошедшие до нас из исторических источников известия о принятии христианской религии в том или ином государстве, то можно заметить, что главным здесь было обычно крещение того или иного короля, после чего это же должны были сделать все его подданные. Затем издавались суровые законы против тех, кто желал оставаться язычником. Насаждалось христианство и силой оружия, когда победители заставляли побежденных принимать их веру. Так было при завоевании Карлом Великим саксов в VIII в., при завоевании немецкими рыцарями народов Восточной Прибалтики.

Христианскими в IX в. стали Болгария, Чехия, в X - XI вв.-Польша, Древняя Русь, Венгрия, Дания, Норвегия, Швеция. Страны Западной, Северной, Центральной Европы приняли христианство по образцу римской церкви; страны Восточной Европы и большей части Балканского полуострова - по его византийскому виду.

Однако борьба с язычеством велась еще долгое время. Особенно цепко держалось за языческие верования и обряды крестьянство. Крестьяне были наиболее тесно связаны с природой, а язычество как раз и обоготворяло силы природы, с которыми земледелец либо скотовод встречался каждый день и от которых во многом зависела его жизнь. Борясь с язычеством, церковь с помощью государственной власти не только разрушала языческие святилища "идолов", но и приспосабливала ряд представлений язычников к христианству.

В сознании средневековых европейцев сложилось резкое противопоставление "мира христианского" "миру исламскому", особенно во время и после крестовых походов. В глазах христиан-европейцев мусульмане были "неверными", их считали язычниками.

Но и христианский мир не был единым. В средневековье он раскололся на мир латинский (католический) и мир православный. Вызвано это было не столько расхождениями в учении, обрядности, организации между католической и православной церквами, сколько разными историческими судьбами народов Запада и Востока Европы. Фактически этот раскол начался еще с разделения Римской империи на Западную и Восточную. Восточная (Византия) уцелела и продолжала сохранять былые традиции, в том числе и христианские. Западная Римская империя была уничтожена варварами, на ее территории образовались новые государства, и судьбы христианства тут были иными.


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)