АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теория А.Дж.Тойнби

Читайте также:
  1. ERG – теория Альдерфера
  2. I. Теория естественного права
  3. I.1.5. Философия как теория и
  4. V. Социологическая теория
  5. V2: Специальная теория относительности
  6. А) Теория иерархии потребностей
  7. Административная теория А. Файоля
  8. Аналитическая теория личности
  9. АТОМНАЯ ФИЗИКА. БОРОВСКАЯ ТЕОРИЯ АТОМА
  10. Безработица и ее виды. Теория естественной безработицы. Конъюнктурная безработица. Закон Оукена.
  11. Безработица и социальное поведение: теория и опыт социологических исследований
  12. Билет 1(Эволюция взглядов на предмет экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и экономическая политика.)

К мыслителям, придерживающимся схожей со Шпенглером точки зрения, относится английский историк XX века Арнольд Тойнби. Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций Тойнби, необходимо понять, что же он подразумевает под понятием “цивилизация”, или, другими словами, что является “единицей измерения” исторического бытия по Тойнби. Исходя из того, что любая страна, политический союз и т. д. должны рассматриваться не сами по себе, а исходя из “исторического контекста”, Тойнби приходит к следующим выводам об “атоме, на котором следует фокусировать свое внимание историку”: 1. Цивилизации “представляют собой... общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы”; 2. Именно цивилизации должны рассматриваться историками; 3. Цивилизации сопоставимы друг с другом; 4. Ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества; 5. Преемственность в развитии цивилизаций гораздо меньше, чем преемственность между фазами развития одной цивилизации.

Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу книги).

На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые): 1. Западная христианская 2. Православная христианская 3. Исламская 4. Дальневосточная 5. Индуистская

При цивилизационном подходе обогащаются и наши представления о социально-психологическом облике данного конкретного общества, его менталитете, причем активная роль общественного сознания предстает более рельефно, ибо многие черты этого облика являются отражением технико- технологического базиса, лежащего в основе той или иной ступени цивилизации.Цивилизационный подход вполне согласуется с современными представлениями о культуре как внебиологическом, чисто социальном способе деятельности человека и общества. Более того, цивилизационный подход позволяет рассматривать культуру во всем ее объеме, не исключая ни одного структурного элемента. С другой стороны, сам переход к цивилизации может быть понят только с учетом того, что он явился узловым пунктом формирования культуры. Таким образом, цивилизационный подход позволяет глубоко вникнуть в еще один очень важный срез исторического процесса — цивилизационный.

Следует отметить и возрастающее значение этнических, культурных и цивилизационных различий в современном мире и то, что идеи глобальности охватывают еще очень узкую часть населения планеты. Западная, исламская, индийская, китайская и другие цивилизации продолжают сохранять свою жизненную силу, ибо они служат основой для самовыражения масс населения, для выработки соответствующего нормативно-ценностного пространства их бытия.


1.22.Позитивизм. Огюст Конт. Аналитическая философия(неопозитивизм) и ее основные школы.
Позитивизм по Конту – это нечто среднее между мистицизмом и эмпиризмом, а наука познает только явления, а не сущность. Так что философия, по мнению француза, должна исследовать факты и только факты, а не их причины и не предпосылки к их возникновению, не «внутреннюю сущность», далеких от науки проблем окружающего мира, а должна освободиться от оценочного характера и ценностного подхода при исследовании. Иными словами, наука не должна отвечать на вопрос «почему», а только на вопрос «как». И, конечно же, наука не нуждается в том, чтобы над ней стояла еще одна наука – философия, что, в общем-то, по мнению самих позитивистов, не исключает некоего синтеза научных знаний, за которыми вполне можно оставить прежнее старое название «философии». Поскольку позитивизм решительно не имеет никакого дела с метафизическими проблемами, то он, соответственно, отвергает как идеализм, так и материализм, однако все же контовский
позитивизм сохраняет в себе некоторые элементы естественнонаучного материализма, вероятно, как дань традициям французского Просвещения восемнадцатого века.
Согласно Конту, процесс эволюционирования двойственен. Эволюция интеллектуальная и эволюция техническая как часть единого целого, несмотря на дуализм. В связи с этим, Огюст Конт выделил три стадии интеллектуального и три стадии технического развития. Что касается интеллектуального развития, то к его стадиям относится мировоззрение, основой которого является религия, то есть теологическая стадия. Затем следует интеллектуальное развитие, которое, впрочем, основано на вероятностном, несистематическом знании, то есть метафизическая стадия. И, наконец, основанное лишь на науке, знание, то есть позитивная стадия, подлинная. Под названием неопозитивизм объединились различные школы: логический позитивизм, логический эмпиризм, логический атомизм, философия лингвистического анализа, аналитическая философия и др. В общем виде неопозитивисты предприняли попытку изгнать из науки метафизику, объявив, что философия имеет право на существование не как «мышление о мире», а как «логический анализ языка». При этом все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки.
Традиционные проблемы философии неопозитивизм объявил псевдопроблемами. Согласно Карнапу, вопросы, касающиеся сущности истории, природы, реальности, универсума, научно неразрешимы и их постановка бессмысленна. Неопозитивизм в отличие от эмпириокритицизма защищал идеи эмпиризма не с помощью данных органов чувств и ощущений, а посредством систематического анализа языка науки и редукции теоретического знания к эмпирическому на основе принципа верификации, Как писал Шлик, "с помощью философии предложения объясняются, с помощью науки они верифицируются". Неопозитивизм внес значительный вклад в познание структуры и функционирования научного знания. Вместе с тем он рассматривал науку не в динамике, а в статике, исключив из сферы рассмотрения моменты перехода от одних концептуальных систем к другим.
Идейным ядром логического позитивизма стала группа философов и учёных, сформированная и организованная профессором Морицом Шликом при кафедре индуктивных наук Венского университета в 1922 или 1924 году, которая получила название «Венский кружок». Логический позитивизм, отвергающий метафизику и стремящийся познать мир только с помощью эмпирических доказательств и с использованием естественных наук, включает в себя два важных тезиса: 1.решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии; 2.любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке. Логический эмпиризм - один из вариантов аналитической философии, являющийся непосредственным продолжением логического позитивизма конца 20 - начала 30-х гг. 20 в. Осн. представители Л. э. - Карнап, Рейхенвах, Г. Фейгль, К. Гемпель, Г. Бергман, Франк. В качестве «эмпирического языка науки» Л. э. предлагал т. наз. вещный язык, выражающий чувственно воспринимаемые физические явления, а не язык личных переживаний субъекта. Это не означало, однако, перехода на позиции философского материализма, поскольку принятие вещного языка не было связано для Л. э. с признанием теоретического утверждения об объективном существовании мира вещей. Л. э. отбросил и выдвинутый в период Венского кружка принцип сводимости научного знания к эмпирически данному. Однако в научных понятиях Л. э. видел лишь «удобные» и «целесообразные» формы организации чувственно данного, а не отражение объективной реальности. Логический атомизм учение о том, что реальность состоит из некоторых неанализируемых логических атомов, из которыхстроятся все др. онтологические сущности и положения дел. Термин введен в 1918 5. Расселом, который и развивал это учение вместе со своим учеником Л. Витгенштейном. Рассел допускал существование двух видов логических атомов —индивиды и свойства. В дальнейшем он попытался ииндивиды представить как пучки чувственно воспринимаемых свойств, индивиды при этом оказываются неболее чем крючком, на котором висят чувственные качества, неким х (иксом), которому приписываютсяпредикатные выражения. Витгенштейн в «Логико=философском трактате» в качестве атомов рассматривает предметы, вещи, из которых состоят положения дел. Он пытается обойтись вовсе без свойств и отношений,утверждая, что отношения между предметами можно выразить с помощью пространственного расположениязнаков для индивидов.
Рассел в разные периоды своей деятельности значительно модифицировал свою первоначальную доктрину.Витгенштейн вообще отказался от Л.а. уже через несколько лет после выхода «Трактата». Тем не менееучение о логических атомах оказало значительное влияние на логический позитивизм. Лингвистическая философия (философия лингвистического анализа») - одно из осн. направлений аналитической философии, получившее распространение в 40-50-е гг. 20 в., гл. обр. в Англии (Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом и др.) и в США (М. Блэк, П. Малкольм и др.). Существовали две школы Л. ф.: «кембриджская», на формирование к-рой непосредственное воздействие оказал Витгенштейн, и «оксфордская», испытавшая сильное воздействие взглядов Мура. Как и др. школы неопозитивизма, Л. ф. отрицает мировоззренческий характер философии и считает традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. Л. ф., по мнению ее сторонников, призвана показать мнимый характер философских проблем и выявить источник их возникновения в ошибках употребления языка, выполняя тем самым, как подчеркивают представители «кембриджской» школы, «терапевтическую функцию». В своем стремлении «преодолеть метафизику» сторонники Л. ф. не только отбрасывают «онтологическую метафизику» традиционной философии, но отрицают и гносеологическую «метафизику» логического позитивизма о его принципами «непосредственно данного», верифицируемости и др


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)