АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции

Читайте также:
  1. I. КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
  2. I. Философия жизни.
  3. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  4. I.1.4. Философия в первом приближении
  5. I.1.5. Философия как теория и
  6. I.1.6. Философия и наука
  7. I.1.8. Философия и ценности.
  8. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  9. II. Философия Чаадаева.
  10. II.11. Русская философия XIX в.
  11. II.12.2.Советская философия
  12. II.2. Классическая греческая философия.

Философская мысль в Германии конца XVIII - начала XIX в. явилась закономерным продолжением прогрессивных естествен­но-научных, философских, социально-политических идей и кон­цепций XVII-XVIII вв. Немецкая классическая философия внесла вклад в развитие новоевропейской рационалисти­ческой традиции. Представители: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель.

Для гносеологического рационализма XVII-XVIII вв. было ха­рактерно принижать роль чувственного познания. Разум считался единственным источником и критерием истинности знания, при этом полностью игнорировалась роль чувственного восприятия.

И. Кант, пытаясь обосновать научность философии, всестороннее осмыслил возможности и пределы знания, выя­вил всеобщие, субъективные предпосылки его конструирования. И. Кант, анализируя проблему опыта, стремился найти четкие критерии для обос­нования объективности знания. Его анализ механизмов поз­нания стал основой для знаменитого принципа «Критика чистого разума». Кант провозгласил безотноси­тельную ценность человека независимо от расовой, национальной и сословной принадлежности. Гуманистическое понимание лич­ности он основывал на принципе автономии нравственности, идее долга и свободы. Это было «коперниканской революцией» в евро­пейской философии морали.

Важным вкладом в историю европейской философии была идеалистическая концепция И. Фихте. Стараясь преодолеть гно­сеологический дуализм Канта, ограничившего научное познание идеей непознаваемой «вещи-в-себе», Фихте в качестве исходного принципа своей философской системы вводит понятие субъекта («Я»), которое отождествляется с деятельностью самосознания. Сознание у Фихте не дано, а задано, оно порождает себя. Предметно-деятельностное отношение человека к действительности выходит у Фихте на первый план.

Немецкие мыслители большое внимание уделяли проблемам социальной жизни. Дос­тижение всеобщего правового состояния они рассматривали как конечную цель исторического прогресса. Торжество правопоряд­ка, а не произвола и тирании обеспечивает справедливый, рацио­нально организованный общественный строй.

Диалектика, понимаемая как универсальная теория развития и метод познания мира, считается важнейшим достижением не­мецкой классической философии. В учении Канта диалектика еще выполняет критическую функцию. Она выступает как сред­ство разоблачения иллюзий разума, желающего достигнуть цель­ного и абсолютного знания. В философских построениях Фихте диалектика постепенно приобретает позитивные чер­ты. Он сформулировал основную идею диалек­тического метода - идею противоречия.

Однако наиболее важным для классической диалектики является учение Г. Гегеля. Впервые вся область действительности была представлена в беспрерывном движении. В своей концепции Гегель раскрывает внутреннюю связь развития, понимая его как переход явления из одного ка­чественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. Развитие мира предстает в гегелевской филосо­фии как чисто логический процесс, целиком пребывающий в лоне идеи, а не объективной действительности.

Оппозицией идеалистическому направлению немецкой клас­сической философии было материалистическое учение Л. Фей­ербаха. Исто­рическая заслуга Фейербаха заключалась в том, что он ввел в философскую традицию принцип антропологизма, согласно кото­рому человека следует рассматривать как единственный, универ­сальный и высший предмет философии. Однако антропологичес­кий материализм Фейербаха имел односторонний, метафизи­ческий характер. Под человеком он понимал абстрактного природно-биологического индивида, движущей силой которого является стремление к счастью. Его социальную сущность он сво­дил к понятию рода и межличностному общению, в силу чего Л. Фейербаху не удалось удовлетворительно объяснить особен­ности общественной жизни людей.

16 Специфика классического и неклассического типов философствования: сравнительный анализ. Основные направления и школы неклассической философии.

Под классической философией пони­мают традицию, восходящую к античному философскому рацио­нализму Платона и Аристотеля. На протяжении двух тысячеле­тий формировались опреде­ленные мировоззренческие идеи. Своей законченной формы они достигли в философской мысли Нового времени, которую отождествляют с классической тради­цией.

Прежде всего это идея разума, определяющего поря­док природы и устройство человеческого мышления. Далее, это представление о человеке как ответственном и деятельном субъек­те, свободной, творческой личности, опирающейся на свой интел­лект и принципы морали. Для классического философствования характерна идея гармонии человека и мироздания, вера в способ­ность разума контролировать все доступные сферы бытия. Мысли­тели классического периода считали себя «жрецами истины», мис­сионерами разума. Они чувствовали призвание нравственно ис­правлять человечество силой собственного слова.

В методологии классическая философия ориентирована на про­зрачность познавательных процедур, на ясность и точность рассуж­дения. Социум, сфе­ра культуры, художественной деятельности, морального сознания - все это постигалось и конструировалось разумом.

В целом классической философской традиции были присущи объективизм, предполагающий независимое от человека сущес­твование мира как данности; созерцатель­ность, поскольку философия мыслилась как высший род умозре­ния; и видимость беспредпосылочности философского знания, ведь философы стремились мыслить за всех, универсально и объективно постигая абсолютную истину. Сама философия мыс­лилась как наука наук.

Постклассическое философское мышление в его западной вер­сии репрезентирует себя как весьма сложный и многомерный фе­номен, объединяющий множество различных школ, направле­ний, концепций, относящихся прежде всего к философии XX в.

Радикальная форма критического преодоления предшествую­щей философской традиции была провозглашена в марксизме, ко­торый предложил новую версию социально-философской теории.

К началу XX в. в западной философии начинают оформляться достаточно автономные и весьма специфические направления фи­лософской мысли, в рамках которых радикально отвергаются принципы классического философствования. К ним можно отнес­ти позитивизм с его идеей «положительного знания

Одно из интересных направлений постклассической филосо­фии Запада - психоанализ. В творчестве его основателя З. Фрейда раскрыто фундаментальное значение сферы бессознательного в жизни человека, предложены нестандартные интерпретации че­ловеческой психики, соотношения культуры и естественных основ в жизнедеятельности общества и личности.

В рамках постклассической стратегии философствования раз­вивались и доктрины религиозной философии XX в. Наиболее представительной из них, является неотомизм как философия католицизма, стремящаяся возродить в социо­культурных условиях интерес к идеям Фомы Аквинского.

В последние десятилетия XX в. в философском развитии Запа­да заметно активизировались тенденции антиинтеллектуализма, радикальной критики метафизичес­ких абсолютов.

Дискуссии вокруг классического наследия и заметное оживле­ние интереса к проблемам философской антропологии, соц философии характерны для сегодняшнего состо­яния филос мысли на Западе. Проблематика этих дискуссий концентрируется вокруг эколог и антрополог проблем, феномена информа­ционной революции и виртуальных моделей жизни сознания, этики ненасилия, перспектив феминистского поворота в культуре и других вопросов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)