АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности и основные этапы развития философской мысли Беларуси

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  4. F8 Нарушения психологического развития
  5. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  6. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  7. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  8. I. ЭТАПЫ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА
  9. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  10. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  11. II. Мыслить относительно.
  12. II. Организация и этапы статистического исследования

Связано с принятием хрис­тианства во времена Киевской Руси. Становление профессиональной философской деятельности в Беларуси про­изошло в период Возрождения; оно связано с именем Ф.Скорины. Вопло­щала в себе основные черты философии европейского Ренессанса: 1) антропоцентризм, т. е. идею само­достаточности человеческого бытия, когда в центре внимания фи­лософов выступала проблема исторического предназначения че­ловека; 2) идею абсолютной духовной свободы;3) натура­лизм.Реформация в ВКЛ оказала сущес­твенное влияние на динамику культурных процессов, общественно-политическую деятельность. Она стимулировала проведение социально-экономи­ческих реформ, развитие образования.В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления.

Радикалъное реформационно-гуманистическое (Якуб из Кали-новки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него характерно критическое отношение к предшествующей традиции. Внимание мыслите­лей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании.

Умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласо­вания античной, философской традиции с ценностями средневеко­вой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыс­лители этого направления были уверены в возможности использо­вания в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм.

Атеистическо-гуманистическое; оно обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы про­исхождения мира, античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индиви­дуальный разум и опыт в качестве средств познания.

Европейская филосо­фия того времени занималась обоснованием ценностей науки, науч­ного познания, идеалов техногенного развития цивилизации (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Однако эти предпосылки не смогли реализоваться. Наступил период контрреформации. Развитие духовной культуры Беларуси XVII - начала XVIII в. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влия­ния католических орденов. В конце XVIII - начале XIX в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий). В первой половине XIX в. наблюдает­ся закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориен-таций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов («стремящихся к знанию»), выдвину­тый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи нацио­нально-культурного и государственного возрождения. Об­щественно-политическая мысль полнилась идеями поиска нацио­нальной идентификации. С се­редины XIX в. осмысление этого круга идей осуществлялось в худо­жественной литературе (А. Мицкевич, Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Марцинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич). В XX в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким. В конце 20-х гг. заканчивается оче­редной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволю­ция протекала далее в контексте советской философии.

Распад Советского Союза и образование суверенной Республи­ки Беларусь дали новые импульсы поискам национальной иден­тификации белорусов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)