АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные интерпретации проблемы субъекта и объекта познания

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  4. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  5. I. Современное состояние проблемы
  6. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  7. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  8. II. Основные задачи и функции
  9. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  10. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  11. II. Проблема источника и метода познания.
  12. III. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.

Исходную структуру процесса познания представляет субъект-объектное отношение.

В самом широком смысле под субъектом познания понимает­ся человек как носитель сознания, для которого характерны оп­ределенные познавательные способности (чувственность, рассу­док, воля, память, воображение, интуиция и др.)

Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на который направле­на познавательная активность субъекта.

В классической традиции основной темой теории познания становится исследование не столько логики и особенностей строе­ния знания, сколько «логики ин­теллекта», т. е. особенностей и характеристик субъекта, осущес­твляющего познавательную деятельность.

В истории классической философии можно выделить:

Наивно-реалистическая теория познания. Наиболее полно представлена в философии созерцательного или метафизического материализма Нового времени (Ж. Ламетри, П. Гольбах). Субъект познания трактуется как антропологический субъект, т. е. биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом ес­тественной эволюции природы.

Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма (Д. Юм, Дж. Беркли). В рамках этой программы субъект познания интерпретируется как совокуп­ность познавательных способностей, в основе которых лежат фор­мы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления).

Программа трансцендентальной гносеологии. Впервые разра­ботана родоначальником немецкой классической философии И. Кантом. Основополагающая идея этой программы - утвержде­ние о том, что мир вещей и объектов не есть некая внеположенная субъекту реальность, не зависящая в своем существовании от воли и сознания субъекта. Наоборот, объекты познания существуют как результат активного их конструирования в творческой деятельнос­ти субъекта. Но при этом субъект интерпретируется Кантом не как биологический индивид или психологически-эмпирическое созна­ние. Под субъектом Кант имеет в виду «трансцендентальный субъект» как некое чистое, доопытное и внеисторическое сознание.

В качестве важнейших программ постклассической гносеоло­гии выделяют: экзистенциально-феноменологическую, биопсихо­логическую, аналитическую, герменевтическую. Каждая из этих программ по-своему интерпретирует природу и сущность познавательного отношения человека к миру, специфически рас­сматривает задачи и цели познания.

Однако, несмотря на наличие такого своеобразия каждой из указанных программ постклассической гносеологии, можно вы­делить некоторые особенности, характеризующие большинство из них как своеобразную альтернативу классическим теориям познания. К ним следует отнести: 1. отказ от принципа субъект-объектной оппозиции как ис­ходной гносеологической установки в исследованиях познания; 2. акцент на анализе не столько роли и гносеологического ста­туса субъекта познания, сколько вопроса о природе субъектив­ности как неотъемлемой характеристики всякого события, про­исходящего в мире; 3. переосмысление проблемы истины в познании и замещение ее конвенциональными и инструментально-прагматическими критериями оценки знаний и познавательных процедур; 4. исследование прагматических функций языка и речи как наиболее актуальных вопросов современной эпистемологии, при­шедших на смену традиционным проблемам субъект-объектного взаимодействия в процессе познания.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)