АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура и основные характеристики познавательного процесса

Читайте также:
  1. B) социально-стратификационная структура
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  4. I. Схема характеристики.
  5. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  6. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  7. II. Основные задачи и функции
  8. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  9. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  10. III. СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИХОДА
  11. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  12. SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.

В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.

На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме как результат непос­редственного контакта субъекта познания, обладающего органа­ми чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной дей­ствительности.

Рациональное познание представляет собой активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспе­чивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языке понятий и категорий.

Анализ проблем структуры и важнейших характеристик про­цесса познания в философии Нового времени обусловил возник­новение дилеммы эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт единственным или определяющим источником наших знаний о действительности. При этом рациональная спо­собность познания рассматривается только как обобщение чувственных данных. В рамках эмпиризма разли­чают: идеалистический (Д. Юм, Дж. Беркли), представители которого рассматривали элементы чувственного опыта как исходную основу всех челове­ческих знаний; материалистический (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк), интерпретировав­ший чувственные данные как отражение объектов и вещей мате­риального мира.

Рационализм - направление в теории познания, признающее приоритет разума по отношению к чувственному опыту и подчер­кивающее особую роль дедуктивной методологии познания и ин­теллектуальной интуиции. (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, И. Кант)

В действительности опыт теснейшим образом связан с мысли­тельной, рациональной деятельностью сознания. Чувственное познание и абстрактное мышление не просто взаимосвязаны друг с другом, они укоренены в структурах социальной практики и культуры, обусловлены развитием языка и важнейших форм дея­тельности человека.

Реализуясь в чувственно-предметной деятельности, живое со­зерцание как первый уровень в структуре познания осуществля­ется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущениях, вос­приятиях и представлениях. Ощущение - это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта. Восприятие - это целостный об­раз предмета, непосредственно данный субъекту в акте чув­ственного познания и представляющий собой синтез различных ощущений. Представление - это обобщенный чувственно-наг­лядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря меха­низму памяти.

Современные представления о чувственном познании ради­кально порывают с его наивно-реалистической интерпретацией. Обязательным условием наделения предметным смыслом сенсорных данных, полученных в результа­те ощущения, восприятия, представления, являются процедуры их интерпретации или истолкования в терминах языка как куль­турно-семиотической системы.

В качестве основных форм рационального познания выделяют понятие, суждение, умозаключение. Понятие - форма мышле­ния, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в ви­де определений. Суждение - форма мышления, выраженная посредством выска­зывания, в котором фиксируется истинностная оценка опреде­ленного события или положения дел. Умозаключение - форма мышления, посредством которой на основе одного или несколь­ких принятых суждений выводится новое.

В структуре рационально-понятийного познания нередко выделяют и такие уровни, как рассудок и разум. В частности, И. Кант считал, что рассудку свойственна сила суждения и он дает нам знание, разуму же - сила умозре­ния, поэтому ему доступно понимание. Гегель же считал, что именно разум способен мыслить противоре­чие как сущностную характеристику бытия, и это делает его высшей способностью че­ловеческого мышления. Согласно Гегелю, диалектический ра­зум преодолевает искусственные границы формальной рацио­нальности рассудка и привносит в познание интуитивно-ирра­циональные компоненты, которые получают у него название спекулятивного мышления. Его возможности поистине безгра­ничны, поскольку позволяют выразить невыразимое и зафикси­ровать творчески-созидательную природу духа не в образно- метафорической форме символа, а в теоретической форме по­нятия.

Целесообразность выделения в структуре рационального поз­нания двух уровней (рассудка и разума) в определенной мере под­тверждается данными современной нейрофизиологии. Согласно этим данным существует функциональная асимметрия мозга, от­ветственная за существование двух разных типов мыслительной деятельности. Левополушарная часть мозга программирует фун­кции логически-дискурсивного рассудочного мышления, в то вре­мя как правополушарная его часть ответственна за образно-эмо­циональные и креативные функции.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)