АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научные и философские модели антропогенеза

Читайте также:
  1. Can-Am-2015: новые модели квадроциклов Outlander L и возвращение Outlander 800R Xmr
  2. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  3. V. Идеология и практика модели «общенародного государства»
  4. YIII.5.2.Аналогия и моделирование
  5. Авторегрессионные модели временных рядов
  6. Акмеизм как литературная школа. Основные этапы. Эстетика, философские источники. Манифесты.
  7. Алгоритм моделирования по принципу Dt.
  8. Алгоритм моделирования по принципу особых состояний.
  9. Алгоритмизация модели и её машинная реализация
  10. Анализ деятельности Финской спортивной федерации по модели процесса эффективности функционирования
  11. Анализ эффективности использования ОС: факторные модели фондорентабельности и фондоотдачи
  12. Аналитические модели

Проблема антропогенеза (греч. anatropous - человек и gene­sis - происхождение) выступает как одна из традиционных тем философского и культурного дискурса. Во многом она конкрети­зирует проблему определения сущности человека.

Исторически первой моделью происхождения мира и челове­ка была креационистская концепция. Креацио­низм (лат. creatio - творение) рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подо­бие».

Основным оппонентом креационизма является эволюционизм, исповедующий идею естественного происхождения человека из жи­вотного царства. Эволюционизм сегодня выступает на­иболее авторитетной версией антропогенеза как в науке, так и в фи­лософии. При этом если наука акцентирует внимание на конкрет­ных механизмах биологической эволюции, то философия рекон­струирует факторы, благодаря которым человек стал человеком, отвечая на вопрос не столько «как», сколько «почему».

В современной науке возникновение первых гоминидных су­ществ, ставших промежуточным эволюционным звеном между обезьяной и человеком, относится к периоду 5-8 млн лет назад. Генетически закрепленными морфологическими признаками нового вида стали прямохождение, изменение руки и увеличение объема головного мозга.

Вместе с тем закрепление и развитие этих признаков обуслов­ливалось возникновением у человека особой формы адаптации - трудовой деятельности. Труд выступил и фактором, определяющим биологические меха­низмы антропогенеза, поскольку прямохождение, рука и мозг (мышление) являлись одновременно основанием и следствием развития трудовых навыков. Кроме того, он стал ис­точником человеческой социальности и культуры. Развитие орудий труда, переход от присваивающей экономики к произво­дящей были связаны с последовательным изменением кровно­родственной семьи, переходом от первобытного стада к общест­ву.

Труд может быть рассмотрен и как фактор, лежащий в основа­нии человеческой культуры. Фактически передача от человека к человеку, от одного поколения к другому орудий труда стала пер­вым опытом внебиологической трансляции знания и информа­ции, т. е. первым вариантом культурной традиции.

Согласно психоаналитической концепции антропогенеза 3. Фрейда, возникновение культуры и человека обусловлено по­явлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последую­щего развития человека и культуры.

Еще одной авторитетной концепцией культуро- и антропоге­неза в современной философии является семиотическая модель, рассматривающая культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Язык выступа­ет универсальным посредником между человеком и миром, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают и замещают реальные объекты и процессы. Человек при этом воспринимает действительность только в тех ее смысло­вых характеристиках, которые заданы языком.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)