АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Византийское искусство XI – XII вв. Общая характеристика. Основные произведения

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. II. Искусство Древней Греции.
  6. II. Основные задачи и функции
  7. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  8. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  9. III. Искусство Древнего Рима.
  10. III.2. Преступление: общая характеристика
  11. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  12. SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.

Изобразительное искусство и архитектура в XI—XIII вв. переживали в Византии значительный расцвет. В архитектуре преобладал тип крестово-купольного храма. Шедевр купольной архитектуры - София Константинопольская.

Наиболее выдающимися памятниками архитектуры XI—XII вв. являются церковь монастыря Хора в Константинополе и церковь св. Пантелеймона в Фессалонике. Мозаики, украшавшие храмы того времени, были расположены по строго определённому плану, отражавшему существовавшую в Византии феодальную иерархию. В церковной живописи наблюдалось сочетание реалистической традиции с элементами условности, сухости и всё большей стилизации. Непревзойденным образцом монументального искусства Византии середины IX в. являются мозаики Софии Константинопольской.

Наряду с церковной живописью большое распространение в этот период получила светская монументальная живопись. В течение 11—12 веков усиливается спиритуалистический характер искусства. Фигуры утрачивают телесность, они помещаются вне реальной среды, на золотом фоне. Архитектурный пейзаж или ландшафт приобретают условный характер. Элементы живописности, существовавшие ранее, вытесняются линейным изображением. Колорит также становится условней.

Высокой степени развития достигли прикладное искусство и книжная миниатюра. Большое место отведено пейзажу, данному в перспективе, равно как и архитектурному фону. Часто используются аллегорические изображения, олицетворяющие реки, горы и т. п. Относящаяся к тому же периоду книжная миниатюра стилистически близка к памятникам монументальной живописи. Появившийся в начале 11 века знаменитый Менологий (месяцеслов) Василия II (Ватиканская библиотека) далек от классицизма. Украшающие его миниатюры занимают часть страницы и органически связаны с великолепно написанным текстом и заглавными буквами. Легкие, как бы бесплотные фигуры святых выделяются на золотом фоне.

Византийские изделия из слоновой кости и камня, керамика, художественное стекло и ткани чрезвычайно ценились в Европе и Азии и имели широкое распространение за пределами Византии.

В этих произведениях художественного ремесла особенно ярко проявлялось влияние народного творчества, и находила своё отражение многообразная культура народов, населявших Византийскую империю. Украшенные крупными узорами (с изображением львов, слонов и др.), шелковые ткани различных цветов, иногда снабженные надписями дворцовых мастерских, представляли такую же ценность, как изделия из золота и серебра. Предметы из драгоценных металлов применялись в дворцовом и церковном обиходе они украшались чеканными изображениями, тонкими орнаментами, замысловатыми узорами. Особенно славилась в 10—12 веках техника украшения перегородчатой эмалью. Сила античной традиции особенно заметна в резных изображениях по слоновой кости на ларцах, украшенных костяными пластинками, сохранились образы античных богов и героев, изображались маски, гладиаторы и т. п. Более широкое распространение имела художественная керамика с рельефными изображениями фантастических птиц и животных (9—10 вв), гравированными рисунками различного содержания (11—12 вв.).



В византийском искусстве 10—12 веков развивается и своеобразный вид станковой живописи — икона. Техника писания икон восковыми красками, так называемая «энкаустика», в это время постепенно исчезла. Господствует яичная темпера. Монументальное искусство оказало значительное воздействие на икону. В иконе часто встречаются архитектурные элементы (арки, колонны). Общее с монументальной живописью можно проследить также и в принципах построения композиции. Человеческая фигура господствует в иконе. Ландшафт и архитектурный фон передаются условно; число действующих лиц весьма ограничено. Композиция строится вокруг центральной по своему значению фигуры, обычно выделенной размерами.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)