АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие политического знания в Новое время

Читайте также:
  1. I. Развитие аналитических техник
  2. II. Проблема источника и метода познания.
  3. II. Развитие политической рекламы и PR.
  4. III этап Развитие фонационного выдоха
  5. III. Новое время
  6. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  7. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  8. IV. Коммуникативное развитие
  9. V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница

В Новое время формируются не только гражданская, но и социальная концепция политики. В XVII–XVIII вв. продолжалось развитие гражданской трактовки политики в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Дж. Мэдисона.

В Новое время политическая мысль развивается в рамках государствоведения и правоведения. Исследовательский интерес был направлен на выявление причин возникновения человеческого общества и государства, сущность отношений между личностью, обществом и государством. В этот период создаются теории общественного договора, естественно-правового равенства людей, разделения властей, конституционного правления, гражданского общества.

Теорию общественного договора разрабатывали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. В основе теории общественного договора лежит идея о том, что государство является результатом добровольного соглашения людей, которые создали государство для защиты своих естественных прав и свобод: права на жизнь, свободу и собственность.

Развитие гражданской концепции политики содействовало процессу становления современных европейских государств. Новое время – это период, когда экономически крепнущий класс буржуазии вел борьбу с феодальными сословными привилегиями и деспотизмом абсолютных монархий. Направленность политической мысли была обусловлена выражением интересов этого класса, но реальное значение политических и правовых идей, выдвинутых в это время, выходило далеко за рамки классовых потребностей буржуазии. Политические теории обосновывали политический идеал общества, в котором господствует правовое равенство и свобода всех граждан независимо от их социального происхождения и положения. Ценность человеческой личности, приоритет личных прав и свобод с этого времени становятся основой для социального действия. Теоретические идеи получили свое практическое воплощение в период Великой французской революции и были закреплены в Декларации прав человека и гражданина.

В ХVII в. появляются социальные концепции политики, в которых политика анализируется через призму общественных отношений и интересов. Основными характеристиками социальной концепции политики являются:

1) отправной точкой анализа является не индивид, а социальная группа (нация, класс, человечество);

2) изучение становления и развития государства;

3) большое внимание уделяется экономическим проблемам.

Это стало реакцией на достаточную зрелость суверенного государства. Социальная концепция политики приходит на смену гражданской. Выражение гражданской концепции политики и одновременно ее первая критика принадлежат Ж.-Ж. Руссо. Социальную концепцию политики развивали Э. Берк, А. де Токвиль, И. Бентам, Дж. Ст. Милль.

Ж.-Ж. Руссо разработал концепцию народного суверенитета. Э. Берк, будучи родоначальником консерватизма, большое значение придавал традициям в развитии политики и права, а также роли государства в обществе как гаранта стабильности и порядка. А. де Токвиль в работе «Демократия в Америке» рассматривал проблему соотношения политического равенства и политической свободы в демократическом обществе. И. Бентам создал учение о позитивном законе, обосновал необходимость прогрессивных реформ в Англии. Дж. Ст. Милль был последовательным защитником представительного правления: в работе «Размышления о представительном правлении» высказывался за пропорциональное представительство; против подавления невеждами образованных людей; за повышение социальных функций государства.

Развитие политической мысли ХIХ в. было связано с победой Великой Французской революции, утверждением индустриального общества и нового типа государственности, возникновением рабочего движения. В это время окончательно оформляются основные современные идеологии – либерализм, консерватизм, социализм. Политическая проблематика становится объектом жесточайшей идеологической борьбы.

В политических и правовых исследованиях этого периода широкое распространение получает социологический позитивизм, основоположником которого был французский мыслитель О. Конт. Он считал, что наука об обществе должна быть такой же достоверной и точной, как и естественные науки, опираться на наблюдения, факты и точные методы их сбора.

Этот период отличается пристальным вниманием к анализу социальных основ политики и к взаимодействию политики и экономики. В средине 40-х годов ХIХ в. возникает марксизм. К. Маркс (1818–1883 гг.) обосновал материалистическое понимание истории и внес значительный вклад в понимание социально-экономических истоков политики. Суть диалектико-материалистического подхода к политике состоит в понимании ее как надстройки по отношению к экономической структуре общества. К. Маркс доказывал, что все явления политической жизни коренятся в материальных, экономических отношениях и в своем существовании зависят от экономического базиса. В соответствии с концепцией марксизма, все важнейшие исторические события, в том числе и политические, предопределяются экономической составляющей общества. Основным элементом политического учения марксизма является тезис о классовом характере государства и права. Политика есть концентрированное выражение экономики и сфера борьбы классов за завоевание государственной власти. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновывали положение о закономерности отмирания государства и всякой политики в коммунистическом обществе. Под влиянием марксизма складывается социологическое направление, исследующее взаимодействие политики с социальными отношениями.

Накопленные теоретические и эмпирические исследования, применение новых методов к изучению политических институтов и отношений привели к выделению в конце этого периода политологии в самостоятельную научную дисциплину.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)