АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Платон и Аристотель: наивысшее развитие греческой философии (IV в. до н.э.)

Читайте также:
  1. I. Развитие аналитических техник
  2. I. — Платон и симулякр
  3. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  4. II. Принципы средневековой философии.
  5. II. Развитие политической рекламы и PR.
  6. II.12. Панорама философии ХХ века
  7. II.2.2.Платон
  8. II.2.3.Академия Платона
  9. III. Материалистическое направление в русской философии
  10. III. Предмет, метод и функции философии.
  11. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  12. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма

 

Платон (427-347 гг. до н.э.) - великий древнегреческий философ, которого считают основоположником всей европейской философии. Родился в знатной, аристократической семье. Родом из Афин, настоящее его имя - Аристокл; по преданию, Аристокл получил свое прозвище Платон (греч.: platus - "полный", "широкоплечий") от Сократа за ширину груди и лба. Платон получил обычное для знатного афинянина образование: гимнастика, грамматика, музыка, математика; рано познакомился с философией Гераклита, Парменида, Зенона, пифагорейцев. В 407 г. до н.э. познакомился с Сократом и до смерти Сократа был в числе его ближайших учеников. В 389-387 гг. до н.э. Платон посетил Италию и Сицилию. В Сицилии произошла какая-то коллизия между ним и Дионом - родственником сиракузского тирана Дионисия. Этот конфликт закончился для Платона рабством, из которого выручил философа пифагореец Архит, заплатив 30 мин. Когда друзья Платона, собрав деньги, решили погасить Архиту долг, тот от денег отказался. Тогда Платон на эти 30 мин купил сад, носивший имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую школу.

Философское письмо Платона - диалог, герой которого Сократ, беседующий с одним или несколькими слушателями. Рядом с ним есть еще один важный персонаж - читатель, собеседник, и именно ему часто выпадает задача, назначенная самой майевтикой, принять решения большинства обсуждаемых проблем. Метод Платона - не только "сократический диалог", но и систематичное употребление мифа.

Это миф, который в процессе сотворения выступает демифологизированным, соприкасается с логосом, сбрасывая фантастические элементы, удерживая при этом силу намека и эвристической интуиции. Платон впервые в истории философии отстаивал последовательно идеалистическую точку зрения. [38] Свою философию он разделял на три части: диалектику, физику и этику. Диалектика - учение о бытии; физика - учение о природе; этика - учение о нравственности.

Диалектика Платона. Слово "диалектика" употребляется у Платона в двух смыслах: как название одной из частей его учения и как название приема анализа понятий. Происходит этот термин от греч. dialektike - разговаривать и буквально означает "относящееся к разговору". Видимо, Платон полагал, что мышление есть разговор души с самим собой.

Платоновское учение "диалектику" также называют теорией идей.

Каждому понятию, считал Платон, соответствует бытие. Существуют не только отдельные, например, человеческие индивидуумы - Сократ, Диоген, - но и особое бытие, особая сущность, соответствующее понятию человека. Эти сущности Платон называл идеями (или - видами). Платон употреблял также существительные, отражающие общие свойства предметов, например: столов - "стольность", лошадей - "лошадность" и т.д. Знание, считал Платон, есть обобщение чувственных образов. Таким образом, отправной точкой философии Платона служила гносеология. Идея не воспринимается чувствами, а только мыслится. Итак:

1.Идея вещи есть смысл вещи. Для того чтобы различать вещи и не оставлять их мало познаваемыми или совсем непознаваемыми во всеобщем хаосе действительности, мы должны стремиться относительно каждой вещи ответить на вопрос: что такое данная вещь и чем она отличается от всех прочих вещей? Идея вещи является ответом на этот вопрос.

2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество. Одна сторона треугольника не есть весь треугольник. Так же и другая, так же и третья сторона. Тем не менее, из-за определенного объединения этих трех отрезков получается нечто новое - а именно треугольник. Рука, взятая самая по себе, не есть весь организм. И то же самое можно сказать и о ноге, о сердце, о глазах. Тем не менее, соединение всех этих отдельных частей создает нечто целое - организм.

3. Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичности, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи. Уже простой механизм, как, например, часовой механизм, свидетельствует о том, что составляющие его колесики или винтики расположены согласно некоторой общей идее, без внедрения которой эти колесики и винтики остались бы вполне чуждыми друг другу и никакого часового механизма не образовали бы. Точно так же сказавши "Иван есть человек", мы отдельного Ивана рассмотрели в свете человека вообще, а человека вообще рассматривали как закон, осмысляющий существование и каждого отдельного человека. Идея - есть закон.

4. Идея вещи невещественна. Это ясно из того, что сама вода может замерзать и кипеть, а идея воды не может ни замерзать, ни кипеть. Идея воды не есть ни твердое, ни жидкое, ни газообразное тело и вообще не есть тело.

5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба. Значит, идея сущность и причина чувственно-воспринимаемых предметов, как бы первообраз для каждой вещи. А каждая вещь есть подобие этой идеи. Так, "сама справедливость" или идея справедливости есть первообраз всех справедливых поступков. Каждая идея, согласно Платону, представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся отдельные предметы. Например, идея красоты или "сама красота" есть совершенная красота (об этом подробно говорится в диалоге Платона "Пир"). Отдельные же предметы красивы лишь относительно, они никогда не могут быть совершенны по своей красоте. Идеи Платона составляют как бы иерархию идей, завершаемой верховной идеей, которая есть само добро, сама красота, само совершенство. Возможно, Платон подразумевал под ней Бога, хотя и не говорил об этом прямо.

Итак, диалектика Платона - это признание двух обособленных друг от друга миров: мира бытия и мира вечных и неизменных идей (Мир идеалов).

Физика Платона включала в себя и учение о человеке, поскольку человек и его душевный мир рассматривались как часть природы. Физике у Платона посвящен диалог "Тимей". Все материальное, вещественное, телесное должно иметь начало во времени. Поэтому материальный мир вечным быть не может, а должен быть родитель всей вселенной. Платон вводит понятие творца, мастера, демиурга, который создает космос, в прямом, практическом, материальном смысле.

Демиург - творец вещей, но сам демиург, хотя его функция - творить вещественное - сущность не материальная. Это причина божественная, это творческий ум. Это идеальная причина, бог, ум создает материальное, вещественное. Демиург ставит перед собой задачу создать нечто прекрасное, ибо всякий мастер стремится к шедевру, и он стремится создать прекрасный совершенный космос: сияющий, совершенный, красивый, гармонический мир. Поэтому Демиург действует на основе совершенных образцов - идей.

Идеализм Платона не абсолютен, ибо демиург как творческая сила, создающая материальный мир, нуждается в материале и сам из себя, только из идеи мир построить не может. Идея - только действующая сила, а нужна еще и материя. Поэтому наряду с понятием "демиург" Платон вводит понятие некой "необходимости" как материального начала. Воздействуя на материю, демиург создает космос.

Космос создается на основе совершенной идеи живого существа, и демиург создает тело космоса, обволакивая тело космоса душой. Космическое тело и мировая душа - это основные элементы космоса. После этого создаются живые существа по принципу движения от более совершенного к менее совершенному.

У Платона человек оказывается двойственным существом и по своему строению подобен космосу. Человек - смесь бытия и небытия, тождественного-идеального и иного-телесного. Человеческая телесность - это отпечаток идеи, а душа - идеальна. Душа является носителем жизни, то есть тело само по себе безжизненно. Душа имеет три элемента:

а) мыслящая, разумная часть. Платон сравнивает разум с возничим колесницы;

б) волевое начало души. Это конь в колеснице, воплощающий мужественность, страстность, яростность;

в) вожделеющее, чувственное начало, для которого воплощение в теле и есть главное.

И отсюда три сорта людей, которым отведено три места в государстве и различные судьбы: или вселение в тело, или жизнь на райских островах. Душа, следовательно, определяет все нравственные характеристики человека. Человеку сразу дана душа ремесленника, или поэта, или полководца, и какая душа дана, таким человек и будет. А общественный строй определяется тем, люди какой души будут в этом обществе преобладать. Будут преобладать честолюбцы, стремящиеся к славе, почестям, - будет тимократия. Будет преобладать жажда к наживе и серебру, - будет олигархия. Если будут преобладать люди с буйной неорганизованной душой, - будет демократия. Таким образом, душа предопределяет социальный порядок общества, следовательно, у Платона впервые последовательно проводится идеалистическое понимание природы познания и общества.

Душа бессмертна. В диалоге "Федон" в научной форме дается доказательство бессмертия: 1) поскольку душа существует до воплощения в тело, то ее существование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души; 2) космологический закон состоит в том, что все переходит в свою противоположность, а не уничтожается; 3) простые сущности не разрушаются; душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться на составные части, а только таким путем происходит уничтожение; 4) душа есть воплощение идеи жизни, потому она не может подвергнуться смерти.

Платон верил в душепереселение (метапсихоз) и этим объяснял смысл существования животных: они нужны для искупления греха души, привязавшейся к земле.

Покинув тело, душа подобна колеснице, в которой два коня и возничий. Возничий - это разум, первый конь - это страсть, аффекты, воля, а второй - вожделения, желания. Эти кони, особенно второй, снова тянут к земле, к вселению в тела, а разум стремится направить колесницу души за пределы космоса, к миру идей. Души подходят к грани между космосом и трансцендентным миром идей, и кто сумел удержаться, тот больше видел истинное бытие и больше запомнил, а когда душа вселяется в тело, она припоминает то, что запечатлелось в ней при созерцании мира идей. Так у Платона рождается теория припоминания, признания идей врожденными в душе, только погребенными под хаосом опыта, чувств, их нужно только "расчистить" с помощью иронии, и истина поднимется со дна души. Душа находит общее в себе самой, припоминает. Общее в ней - от созерцания истинного бытия самих идей в занебесном мире.

Таким образом, Платон прикоснулся к проблеме надындивидуального в познании, что по-настоящему познавать можно лишь приобщившись к всеобщему опыту, а не опираясь лишь на свой собственный опыт.

Этика Платона (произведения "Федон" и "Государство") ориентирована на жизнь человека в обществе. Платон берет не отдельного ориентированного человека, а проводит анализ жизни человека в государстве. Его вывод: что хорошо для государства, то хорошо и для человека. Целостность важнее, чем индивид, ибо с целым все в порядке, то и с индивидом тоже. Поэтому у Платона происходит этизация государства, а с другой стороны, - политизация морали, представлений о благе и зле. Главная добродетель у Платона - справедливость - это характеристика не столько действий отдельного человека, сколько состояния государства. И, далее, Платон предложил свое понимание государственного устройства соответственно цели - достижению справедливости. Граждане в нем должны быть разделены на три сословия (которые соответствовали трем частям души). Первое сословие правители, архонты. Добродетель, присущая им - мудрость, поэтому они называются и мудрецами, философами. Второе сословие воины, их добродетель - мужество, а обязанность - служить архонтам, помогать им управлять низшим сословием и охранять государство от внешних врагов. Третье сословие - люди, заботящиеся о материальном благе общества. Их обязанность - приобретать материальные блага и культивировать в себе добродетель умеренности. Это сословие земледельцев, ремесленников, торговцев, промышленников и т.д., оно должно быть в полном подчинении у правителей (как и низшая-вожделеющая часть души должна подчиняться высшей - разумной). Для того, чтобы два высших сословия соответствовали своему назначению, не отвлекались от него, они должны быть поставлены в особые условия. Это отсутствие частной собственности, семьи и полное равноправие женщины. Плату за свои труды они получают от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна накопления.

Есть одна добродетель, которая, по мысли Платона, должна быть присуща всем сословиям - это мера. Ничего сверх меры - принцип, общий для большинства греческих философов.

Государство Платона было задумано для того, чтобы осуществить его на практике. Многие из его предположений, включая те, которые мы должны были бы считать совершенно неосуществимыми, были фактически реализованы в Спарте.

Академия Платона просуществовала значительно дольше всех философских школ (с 347 г. до н.э., т.е. после смерти Платона до 529 г. - более 8 столетий).

Платон и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних, средневековых и современных философов; из них наибольшее влияние на последующие эпохи оказал Платон. Во-первых, Аристотель сам имеет своим отправным пунктом Платона, во-вторых, христианская теология и философия, во всяком случае, до XIII века были больше платоновскими, чем аристотелевскими.

Афоризмы Платона:

* Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество.

* С человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти.

* Никто не станет делать того же, что раньше, коль скоро возможно нечто лучшее. Быть ниже самого себя - это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя - не что иное, как мудрость.

* Без смешного нельзя познать серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если человек хочет быть разумным.

* Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость.

* Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее.

* Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии. Происходил из г. Стагиры (поэтому его часто называют Стагиритом). Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты III. В 367 г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии пробыл 20 лет до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем - в Метилену. Через некоторое время Аристотель - воспитатель сына македонского царя Филиппа Александра. Спустя три года Филипп умирает, Александр становится царем, а Аристотель возвращается в Афины на пятидесятом году жизни после двенадцатилетнего отсутствия. В Афинах он создает школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму Аполлона Ликейского. Обучение Аристотель проводил обычно в аллеях гимнасия, поэтому школу называли перипатетической (от греч. "peripateo" - прогуливаюсь). После смерти Александра (323 г. до н.э.) в Афинах произошло антимакедонское восстание. Аристотель всегда выступал за связи с Македонией. Ему было предъявлено обвинение в "безбожии", но он не стал дожидаться суда и уехал в Халкиду на о. Эвбея, где умер через год в 322 г. до н.э.

Дошедшее до нас литературное наследство Аристотеля не является полным, кроме того, не все дошедшее признается подлинно аристотелевским. Зрелые произведения Аристотеля можно разделить на несколько групп:

1) логические труды под названием "Органон", куда входят "Категории", "Об истолковании", "Аналитики", "Топика", "О софистических опровержениях";

2) книга о бытии "Метафизика";

3) естественнонаучные произведения - "Физика", "О небе", "О частях животных" и др.;

4) этические произведения - "Никомахова этика";

5) трактат "Политика";

6) работы по риторике и поэтике - "Искусство риторики", "Поэтика".

Этот перечень работ Аристотеля свидетельствует об энциклопедичности рассматриваемых вопросов.

Отношения Аристотеля и Платона. Нельзя понять Аристотеля, не уяснив себе его отношений с учителем. Часто последующие эпохи противопоставляли этих двух мыслителей, делая из них разные символы. Но уже античный автор Диоген Лаэртский хорошо понимал, что: "Аристотель был самым гениальным из всех учеников Платона". Точность этого суждения состоит в том, что ученик великого мастера не тот, кто повторяет его путь, но тот, кто продвигает его учение вперед, и в соответствии с духом теории, преодолевает ее. Наиболее существенные расхождения меж ними относятся не к сфере философии, а лежат в плоскости других интересов. Аристотель критикует: 1) мистико-религиозный элемент, сильно звучащий в трудах Платона; 2) равнодушие Платона к эмпирическим феноменам как таковым.

Сократовы ирония и майевтика, основанные исключительно на силе поэтического таланта, придали платоновскому методу характер вечного поиска вне окончательной позиции. Аристотель же пошел путем органического синтеза и систематизации, дифференциации методов, с помощью которых решаются разного рода проблемы. Так что на смену платоновской извивающейся спирали, втягивающей в себя все проблемы, должна была прийти некая стабильная систематизация, где прокладывались магистрали, по которым впредь будут разрабатываться метафизика, физика, психология, этика, политика, эстетика, логика.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)