АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие «общество»

Читайте также:
  1. Apгументация как логико-коммуникативный процесс. Понятие научной аргументации.
  2. I. Понятие и значение охраны труда
  3. I. Понятие общества.
  4. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  5. II. Понятие социального действования
  6. MathCad: понятие массива, создание векторов и матриц.
  7. А. Понятие жилищного права
  8. А. Понятие и общая характеристика рентных договоров
  9. А. Понятие и признаки подряда
  10. А. Понятие и элементы договора возмездного оказания услуг
  11. А. Понятие и элементы комиссии
  12. А. Понятие и элементы простого товарищества

«Общество» является исход­ной категорией социологии. Это понятие очень часто употребляется как в научной литературе, так и в обыденной жизни, при этом порой под ним подразумевается каждый раз разное содержание.

В научной литературе под ним подразумевают и пре­дельно широкую общность людей, и форму наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятель­ности и культуры.

О.Конт рассматри­вал общество как функциональную систему, элементами структуры которой являются семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности. М.Вебер рассматри­вал общество как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, ориентированных на других людей, действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми на основе ценностей и норм. К.Маркс характеризовал общество как развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Таким образом, в широком смысле словаобщество это исторически конкретная совокупность людей, яв­ляющаяся продуктом их взаимодействия в процессе деятельности. Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Данную исторически развивающуюся совокуп­ность вполне естественно считатьсоциальной системой,при этом самой большой системой. Социальной системе присущ специфический состав элементов и устойчивый порядок их взаимосвязей, благодаря чему общество как целостная система образует совершенно новое качество, которое нельзя свести к про­стой сумме качеств составляющих ее элементов. Слож­ность является существенным признаком социальной системы. Общество, по сравнению с природными объек­тами, более сложное как по многообразию связей, отно­шений, процессов, так и по богатству возможностей и тенденций развития. Чем более развито общество, тем более разнообразны характерные для него социальные взаимоотношения.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения, потребления);

2) социальная(состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);

4) духовная(охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).

Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Основные признаки, характеризующие общество: население; территория; способность производить и воспроизводить высокую интенсивность связей и отношений; автономность и высокий уровень саморегуляции; большая интегрирующая сила, которая способствует социализации новых поколений людей.

Американский социолог Валлерштайн выдвинул концепцию общества, согласно которой общество подразделяется на три яруса:

1. ядро – модернизированные страны – технически эффективные, политически стабильные, с высоким уровнем потребления. Ядро занимает передовые позиции за счет эксплуатации периферии и полупериферии, т.к. не может развиваться только за счет своих ресурсов.

2. периферия – модернизация началась недавно, доходы населения невысокие, технологии примитивные.

3. полупериферия – это промежуточное звено. Она эксплуатируется ядром, но сама эксплуатирует периферию. Такие общества в мировой системе играют больше политическую роль, чем экономическую. Одни страны вытесняются на периферию, другие могут стать ядром.

Признаки современного общества:

· информационный технический базис

· знания являются основой благосостояния общества

· ведущая отрасль – сервис

· массовый класс – служащие, управленцы

· принцип управления – согласование

· социальная структура – функциональная

· политический режим – непосредственная демократия, самоуправление

· идеология – гуманизм

· религия – мелкие конфессии

Нынешнее «современное общество» – гораздо более сложное и специфическое образование, которое в трех словах не опишешь, поэтому социологи строят многомерные теоретические модели для отражения этой новой «современности».

В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:

1) не является частью какой-либо другой более крупной системы

2) его пополнение идет главным образом за счет деторождения

3) имеет собственную территорию

4) имеет собственное название и историю

5) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума

6) имеет развитую собственную культуру.

Таким образом, можно сказать, что общество – это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается определенный набор (комплекс) символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение.

Социологические теории разделяются по уровню обобщения на общую теорию (мегасоциологию), теории среднего уровня (макросоциологию, изучающую крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциологию, исследующую межличностные отношения в повседневной жизни).

В мегасоциологии по вопросу о периодизации развития общества наибольшее распространение получили два подхода: формационный (К. Маркс) и цивилизационный (Г. Морган, Ф. Энгельс, Ф. Теннис, Р. Арон, Д. Белл и др.). По К. Марксу, в основе типологии обществ лежит критерий способа производства. В соответствии с формационным подходом общество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических формаций.

Цивилизационный подход более разнороден, поскольку сама категория «цивилизация» весьма многогранна. На практике этот критерий чаще всего сводится к территориальному (например, европейское общество или цивилизация), либо религиозному (например, исламское общество).

Общество – это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т. е. свою структуру.

По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты и социальные организации.

Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей

Социальные общности – это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, сходными интересами (демографические, расовые, этнические и др).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)