АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Универсальные связи бытия

Читайте также:
  1. III. Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере.
  2. V. Удивительные события
  3. XX век: судьба проблемы бытия
  4. Анализ взаимосвязи двух временных рядов
  5. Анализ взаимосвязи между обобщающими, частными показателями экономической эффективности деятельности предприятия и эффективностью каждого научно-технического мероприятия
  6. Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
  7. Анализ функциональной связи между издержками и объемом производства продукции
  8. Аппаратура линии связи: аппаратура передачи данных, оконечное оборудование, промежуточная аппаратура.
  9. АППАРАТУРА ЛИНИЙ СВЯЗИ
  10. Архитектура, управляемая событиями. Типы данных Win32. Оконная процедура (функция). Оконный класс.
  11. Банковская система и ее элементы взаимосвязи
  12. БЕСПРОВОДНАЯ ЛИНИЯ СВЯЗИ

 

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Так, одной из центральных проблем античной философии, в размышлениях над которой формировалось диалектическое искусство, была проблема " единого и многого ". Она не утратила своего значения и по сей день, в веках приобретая все новые облики: связь единичного и общего, части и целого, инвариантного и варьируемого и т.д. Такие универсальные связи бытия стали важным предметом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности.

Категория (от греч. kategorein - высказывать) - в разговорном языке то же самое, что вид, сорт, класс, ранг. В философии категории, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности, высказываний и понятий, "родовые понятия" (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории познания, сознания), а с другой - первоначальные и основные формы бытия объектов познания (категории бытия, категории реального). Основателем учения о категориях является Аристотель; он считал, что имеется всего десять категорий (единичного и общего): сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание, самонахождение (положение). По существу, уже и Платон знает четыре категории: идентичность, отличие, постоянство, изменчивость. Декарт и Локк различают категории: субстанция, состояние (модус), отношение. Большой вклад в исследовании роли категорий в мышлении внес И.Кант. Под категориями он понимал качественно различные формы суждений. Так, в суждении "Солнце нагревает камень" сама грамматическая форма подразумевает признание процесса причинения, хотя в суждении и не использованы прямо слова "причина" и "следствие". За такого рода суждениями неявно стоит суждение "причина с необходимостью порождает следствие" (закон причинности). Кант ввел категорию модальности (возможность, действительность, необходимость). Ее не было у Аристотеля, хотя в языке она, конечно, стихийно функционировала. В самой постановке вопросов о новом, еще не изученном, которые задает человек, познавая: "что это?", "где?", "когда?", "сколько?" уже используются категории как определенные поисковые установки субъекта.

Заслуга Канта состоит в открытии неустранимой, принципиальной категориальности мышления, осознании того факта, что мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий. Кант подчеркивает априорность категорий для мышления каждого отдельного индивида, формирующегося с детства в определенной языковой среде, воспринимающего вместе с языком заложенные в него категориальные формы и осваивающего мир не иначе, как в этих формах.

Гегель, как и Кант, отмечает, что никакое знание невозможно свести к чувственным представлениям, поскольку в действительности "видит, слышит и т.д. дух, мыслящее существо". А дух человека, мыслящего существа вооружен и действует посредством унаследованного инструментария в форме языка вместе с заложенной в него категориальной структурой, "алмазной сетью" мышления. Любое мышление обладает своей алмазной сетью - категориями. "Философия как философия, - полагал Гегель, - располагает вообще другими категориями, чем обычное сознание; все различие между различными уровнями образования сводится к различию употребляемых категорий. Все перевороты как в науках, так и во всемирной истории происходят оттого, что дух в своем стремлении понять и услышать себя, обладать собой менял свои категории, тем постигал себя подлиннее, глубже и достигал большего единства с собой". Гегель - панлогист, т.е. исходит из полного тождества сути бытия с законами логики.

В марксистской трактовке всеобщие категории диалектики суть отражение всеобщих объективных законов самого бытия, которые, будучи познаны, принимают форму всеобщих категорий, т.е. приобретают логический статус. Обязательным для материалиста является размышление объективной и субъективной диалектики. Объективные всеобщие законы диалектики материального мира не ведомы нам до тех пор, пока мы не овладеваем ими в форме категорий мышления. Таким способом можно истолковать определение диалектики как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Это придает диалектическому мышлению как явлению культуры огромную силу, делает возможным познание, освоение, сознательное применение диалектики при решении разнообразных теоретических и практических задач.

В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и другие) и форма мысли - познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь. И чем совершеннее понятийные средства, способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществляться их реальное открытие, истолкование. Одно предполагает другое. Философы говорят в связи с этим о единстве онтологического (объективное знание бытия) и гносеологического (познавательные приемы) смысла категорий. Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей. "Единичное - общее", "многое - единое", "сходство - различие", "качество - количество", "простое - сложное", "часть - целое", "конечное - бесконечное", "форма - содержание" и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих "устройство", "организованность" бытия. В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий универсальные связи детерминации: "явление - сущность", "причина - следствие", "случайность - необходимость", "возможность - действительность" и др. Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать "горизонтальным", второй - "вертикальным".

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)