АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Читайте также:
  1. A) прогрессивная система налогообложения.
  2. C) Систематическими
  3. ERP и CRM система OpenERP
  4. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  5. I. Понятие общества.
  6. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  7. I. Состояние общества и состояние общественного мнения
  8. I. Суспільство як соціальна система.
  9. I. Формирование глобального инновационного общества
  10. I.2. Система римского права
  11. II. Органы и системы эмбриона: нервная система и сердце
  12. III. Органы и системы эмбриона: пищеварительная система

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра философии и политологии

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

философии и политологии

доктор филос. наук,

профессор

подполковник милиции

__________ Денисова Л.В.

«_22_»__мая__ 2007 г.

 

 

Филимонов А.Г.

 

Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Фондовая лекция по дисциплине «Политология»

 

Время – 2 часа

 

Специальности: 030501. 65 Юриспруденция;

030505. 65 Правоохранительная деятельность

 

 

 

Омск 2007

 

Рецензенты:

Шулдяков В.А. – кандидат исторических наук, профессор кафедры общественных наук Омского экономического института;

Гученков А.И. – кандидат философских наук, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии ОмА МВД России

 

Лекция по дисциплине «Политология» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 14 мая 2007 г., протокол № 14.

 

ПЛАН

 

Целью лекции является знакомство с ключевыми принципами системного подхода к политике, анализ сущности и механизма функционирования политической системы, характеристика основные типы политических режимов.

 

Задачи:

1. Дать анализ моделей политических систем Д.Истона и Г.Алмонда.

2. Определить структуру и функции политических систем.

3. Рассмотреть основные типологии политических систем.

4. Изучить сущностные черты и признаки тоталитаризма, авторитаризма и демократического режима.

Вопросы:

1. Понятие, структура и функции политической системы.

2. Типологии политических систем.

3. Политические режимы, их классификация.

4. Политическая система общества и гражданское общество.

 

Политическая система общества является тем объективным основанием, в рамках которого функционирует политическая власть и все ее атрибуты. Политическая система общества выступает базисом в организации не только политической жизни общества, но также, исходя из природы политики, оказывает существенное воздействие на функционирования остальных сфер жизни общества.

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки сотрудников органов внутренних дел, поскольку вооружает их научными подходами в понимании проблем реформирования российского общества.

 

1. Понятие, структура и функции политической системы. Современное гуманитарное знание в анализе общества подходит с позиций системного подхода, который предполагает рассмотрение его во взаимосвязи и единстве всех элементов, образующих единое целое. Это единое целое должно обеспечить реализацию основных целей стоящих перед обществом, а именно, удовлетворить потребности человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Политическая система одно из центральных понятий общественных наук. Термин «политическая система» встречается еще в трудах Аристотетеля. Однако политическая система не осмысливалась Аристотетелем в категориальном плане, а рассматривалась только как одна из сторон политической жизни. В «Политике» Аристотель пишет, что «форма государственного устроения то же самое, что и политическая система, последняя же олицетворяется верховной властью в государстве».

В современной политической науке понятие «политическая система» разработана как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений. Системный подход к рассмотрению политической сферы жизни общества, существенно отличается от рассмотрения политической жизни, как совокупности разнородных политических субъектов и отношений, заполняющих политическое пространство данной страны. Любой вид социальной системы предполагает такую взаимосвязь ее элементов, которая образует определенную целостность, единство. А это означает объединенность входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причем эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого. Социальная система в высшей степени сложный организм, поведение которого подчинено достижению определенных целей разных уровней и зачастую несогласованно между собой. Она, в известной мере, детерминирует деятельность входящих в нее субъектов, и вместе с тем сама способна изменяться в процессе функционирования и развития под влиянием окружающей среды.

Политическая система, являясь продуктом социальной среды, имеет много общего с другими социальными системы, например, экономической, идеологической. Но в то же время она имеет и отличие, которые определяются природой ее функционирования. Эта система, например, в отличие от экономической, формируется целенаправленно. В ее фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей – идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы.

Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких ее институтах, как лидерство, органы власти, регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» подчеркивает, что субъекты политики в силу занимаемого ими данном обществе положения, обязаны проявлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к ее реализации все сообщество.

Политическая система, являясь орудием осуществления политической власти, а также выражением защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан интересов, выступает по отношению к другим системам общества доминирующим фактором. Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы и другие – все они опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закрепляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к другим системам общественного организма.

В политологической науке разработаны модели, позволяющие наглядно представить и понять функционирование политических систем.

Американский ученый Д. Истон в работах «Политические системы» (1953), «Предел политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965) изложил основу анализа любой политической системы какой-либо страны, а также составляющих эту систему подсистем: парламента, правительства, местного самоуправления, политической партии, общественной ассоциации. По Д. Истону политическая система – это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований и поддержки. Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Поддержка может выражатьсяв выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти ее символам. Независимо от места своего происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах и при соблюдении определенных процедур. Например, требования увеличения заработной какой-либо профессиональной группе учитывается в ходе коллективных переговоров правительства и профсоюза и т.д.

Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия так или иначе оказывают воздействие на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения. В системе усилятся стабилизационные процессы. В случае полного или частичного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы.

Требования занимают важное место в разнообразной информации, поступающей в систему и свидетельствующей об ожиданиях, мотивах и интересах людей. Истон разделил их на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, услуг), регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.), коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).

Политическая система является открытой: она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, тогда политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-либо одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это может привести к ошибочным решениям.

Выходные действия политической системы, по Истону, обусловлены ее главным предназначением, самой природой политической власти. Она состоит в обязательном представлении политических решений, авторитарном распределении и обеспечении принятия их населением. Политическое решение является формой авторитарного распределения ценностей.

Иной вариант анализа политической системы предложил Г. Алмонд в своих работах «Политика развивающихся регионов» (1966), «Сравнительная политика: концепция развития» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). При исследовании способов сохранения и регулирования политической системы он использует функциональный метод.

С точки зрения Алмонда, политическая система – это система различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур, в анализе которых выделяется два уровня – институциональный (политические институты) и ориентационный (политическая культура). Модель Алмонда учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты. По его мнению, при исследовании политической системы необходимо учитывать, что каждая система имеет свою собственную структуру, но все системы осуществляют одни и те же функции. Важной особенностью политической системы является ее многофункциональность и смешанность в культурном смысле.

Ввод информации, по Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции. Эти функции называют функциями артикуляции и агрегации интересов. В основном они реализуются политическими партиями, партийными системами, общественными организациями, различными группами интересов, С помощью этих функций формируются и распределяются по степени важности и направленности требования граждан. Такое укрупнение и интегрирование осуществляется для того, чтобы обобщить и дать всеобщее выражение частным интересам и требованиям, придать им по возможности общенациональное измерение в интересах стабильности системы.

Специфическое место занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

Функции выхода информации (или функции конверсии) состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придания им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней политики). К исходящим функциям относится также контроль за соблюдением правил и норм, предполагающий истолкование законов, пресечение действий, нарушающих правила, урегулирование конфликтов и наложение взысканий.

В Модели Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги, маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

В данной модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.

В политологии существует множество определений политической системы, в которых выделены как ее специфические признаки, так и подчеркивается ее функциональное предназначение.

Политическая система – это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Таким образом, системный подход в анализе политической жизни общества позволяет: а) представить политическую жизнь именно как систему поведения людей, установить механизмы влияния политических действий, поступков на характер политических институтов и структур; б) дать понимание политики как целостности, открыть возможности анализа способов, форм ее взаимодействия с окружающей средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура; в) показать единство, целостность общественного организма, неизбежно включающего многочисленные различия, разнонаправленные тенденции действия.

Политическая система представляет собой единство элементов (или подсистем), которые позволяют выполнять присущие только ей функции. К данным подсистемам, как правило, причисляют: институциональную, нормативную, коммуникативную, функциональную, духовную.

Институциональная подсистема включает в себя государство и его органы, политические партии и группы давления, средства массовой информации и церковь. Среди политических институтов, оказывающих существенное воздействие на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами группы давления, церковь. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей – главное в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в обществе является государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.

Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управления неодинаков и зависит от природы государства и политической системы.

Нормативная подсистема включает социально-политические нормы правового и не правового характера, политические традиции и ритуалы и т.д. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные политические интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.

Коммуникативная подсистема включает всевозможные формы взаимодействия как внутри системы (например, партии – государство, группы давления – партии и т.д., так и между политической системой и экономической сферой, а также между политической системой одной страны и политическими системами других стран). Коммуникативная подсистема или политические отношения представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использовании. В процессе функционирования политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Развитие политических отношений зависит и определяется социально-классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.

Функциональная подсистема характеризуется динамикой политической жизнедеятельности, совокупностью средств и методов осуществления власти. Политическая жизнедеятельность каждой политической системы определяется совокупностью тех средств и методов, которые участники политического процесса используют для достижения поставленных перед собой целей. Так, например, если демократические режимы по отношению к субъектам политического процесса, в основном, опираются на закон, авторитет власти и, в крайнем случае, используют насилие, то тоталитарные режимы, наоборот, используют по отношению к оппонентам политического строя насилие и принуждение.

Духовная подсистема представлена политическим сознание и политической культурой. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей и взглядов и теорий, которые в своей совокупности образую политическое сознание. Формируясь, прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.

Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и многофункциональностью политической жизни. Выделим следующие из ни: 1) определение целей и задач общества; 2) выработка программ его жизнедеятельности в соответствии с интересами правящих слоев общества; 3) мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами; 4) контроль за распределением ценностей. Именно в этой области сталкиваются интересы социальных групп. Потеря контроля за этой функцией со стороны политической системы, грозит возникновением кризисов в обществе; 5) интеграция общества вокруг общих социально значимых политических целей и ценностей. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряженность. Эффективно это можно сделать только при условии, когда политическая система будет способна реагировать на запросы общества, выделять приоритетные программы развития, реализация которых позволит удовлетворить интересы большинства общества.

Таким образом, политическая система общества это сложный социальный организм, который занимает в системе общественных связей людей определяющее место.

 

2. Типология политических систем. Разнообразие политической жизни общества, возможность ее анализа с позиций самых разных критериев явилось основой квалификации политических систем.

Основным критерием, на основании которого выделяют ту или иную политическую систему выступает сущность осуществляемой в обществе политической власти, предопределяемые ею характер и направленность социального развития.

В начале ХХ века в типологизации политических систем преобладал марксистский подход. Рассматривая политическую власть, как систему отношений, которая должна обслуживать интересы экономически властвующего класса, К. Маркс и его сторонники стали рассматривать те политические системы, которые олицетворяли общественно-экономические формации. Они выделяли рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы.

М. Вебер в основание типологизации политических систем положил способ и форму функционирования политических систем. Он отрицал экономическую детерминированность политических систем. Жесткая привязанность к экономической структуре общества не всегда может объяснить, почему на однотипном базисе возникают разные политические системы. Ключевым, с его точки зрения, является детерминирующий способ властвования, определяемый социальным характером эпохи, уровнем развития гражданского общества, ожиданиями и требованиями масс, способами обоснования власти, способностями элиты.

В зависимости от ориентации на типы господства и легитимности политические системы подразделяются на традиционные, харизматические, рациональные. Процесс политического развития по М. Веберу представляется как переход от харизматических и традиционных систем к легальным, рациональным.

Веберовский подход оказал большое влияние на современное развитие типологизации политических систем. Широкой популярностью пользуется классификация французского социолога Ж. Блонделя. Он разделил политические системы по содержанию и формам правления на следующие типы: 1) либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии решений; 2) радикально-авторитарные или коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения; 3) традиционное государство, обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку распределение социальных и экономических благ, как правило, весьма неравномерно; 4) популистские системы, сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к большому равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени авторитарны, так как большого равенства порой требуются авторитарные средства; 5) авторитарно-консервативная система, характерной чертой которой является проведение активной политики по сохранению сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического участия.

Системный подход позволяет классифицировать политические системы по разным основаниям в зависимости от направленности исследования.

Так, Г. Алмонд акцентирует внимание на социокультурной среде. В основу своей типологии он положил различные политические культуры. Главное – это выявление ценностей, лежащих в основе функционирования и формирования политических систем.

1.Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнение особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, четко выражена и бюрократизирована. Англо-американская политическая культура основана также на антиэтатизме, эгалитаризме, секуляризованности и индивидуализме.

2. Континентально-европейская система отличается фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общую базу. Для нее характерно существование новых и старых культур, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом. Возможности групп интересов, партий и др. переводить потребности и требования народа в политическую альтернативу ограничены, но усилия и возможности других социальных организаций (религиозных, национальных и т.п.) стимулируют противоречия между различными субкультурами. В результате под угрозой политический порядок и политическая стабильность. В целом в этих системах сильно влияние этатизма, элементов авторитаризма.

3. Доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: существуют традиционные институты ценностей, норм, ориентаций и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и др.). Причем, сами условия формирования такой политической системы, сопровождаются нарушением считавшимися священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. В поисках порядка и защиты люди обращаются к харизматическому лидеру. Эти процессы усложняют отношения в обществе. Для политической системы данного типа характерно неотчетливое разделение властей, ограничение свободы применение насилия.

4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарный тип политической системы устанавливает контроль государства над всеми структурами общества и формирует принудительный тип политической активности. Власть сконцентрирована в руках бюрократического аппарата и контролируется, как правило, одной монопольной партией, отсутствует возможность реализации частного интереса и создания добровольных объединений.

Далее если в основу типологии положить характер взаимодействия со средой, то политические системы можно подразделить на открытые и закрытые. Последние системы недолговечны в силу свойственных энтропийных процессов. Открытые политические системы активно подвергаются влиянию внешних условий и факторов и, в свою очередь, оказывают на них обратное воздействие. Они динамичны и подвижны.

Объемную типологизацию политических систем политических систем можно представить на основе работ немецких политологов Д. Берг-шлоссера, Х. Майера, Т. Штамена. В основу их классификации положен принцип вождизма (личного или группового). В силу этого встречаются такие разновидности политических систем, как традиционная (на основе религиозного культа), статическая и модернизированная олигархия, система фашистского толка, преторианская (низкий уровень институализации, личный или групповой интерес возведен в принцип «общего блага»), коммунистическая, «воспитательная» демократия (цель – воспитание масс для участия в политической жизни; легитимность базируется на переплетении рациональных и харизматических элементов; этатизм). Наиболее жизнеспособной, с их точки зрения, является парламентско-демократическая политическая система, которая базируется на многопартийности, высоком уровне политической культуры и политической активности, развитой системы контроля за деятельностью государственной власти.

Таким образом, в рамках каждого типа политических систем существует множество модификаций, которые объясняются своеобразием соотношения государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства, формы правления и другими факторами. Причем сходные социально-экономические отношения могут обслуживаться различными по структуре и содержанию политическими системами, но и схожие политические системы могут приводить к различным результатам.

 

3. Политические режимы и их классификация. Категория «политический режим» введена в научный оборот во второй половине ХХ века. Потребность в появлении новой категории для характеристики реальных процессов соединения власти с обществом, власти с человеком возникла в силу того, что такая категория, как «формы государственного правления» не могла дать объяснения, почему при одних и тех же формах правления, способ соединения власти и общества разный. В науке выделяют две формы государственного правления - монархию, и республику. Рассмотрим, например, форму государственного правления в Советском Союзе и Франции в 80-ые годы. В обоих этих государствах формы правления – республиканские, в то время как, механизмы соединения власти и общества разные, разными являются и способы самого властвования. Если в первом всепоглощающий контроль государства над обществом и личностью, то во втором, взаимодействие государства с обществом с человеком, строятся строго в рамках закона. Исходя из потребности, раскрыть способы, механизмы и методы властвования в государстве и появилась категория «политический режим».

Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.

В политологической науке существует несколько подходов в классификации политических режимов. Остановимся на классификации политических режимов Р. Даля.

Р. Даль использует два основных критерия, с помощью которых он строит свои идеальные типы политических систем. Первый критерий имеет отношение к допустимой оппозиции или политической конкуренции. Второй – касается участия населения в процессе публичного соперничества за власть. Оба критерия берутся в качестве переменных и выражаются соответственно в степени допустимой оппозиции или политической конкуренции и в пропорции населения, имеющего права участвовать в системе публичного соперничества.

На основании этих и других критериев выделяют три основных типа политических режима: тоталитарны, авторитарный, и демократический.

Тоталитаризм – это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнь всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

Слово «тоталитаризм» происходит от позднелатинских с позднелатинских слов «totalitas» (полная цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). В политический лексикон понятие «тоталитаризма» вошло в 20-ые годы ХХ столетия. Его активно использовали для описания и отождествления сталинского режима в СССР и фашистских режимов в Германии и Италии. В 1924 году итальянский деятель левой ориентации Дж. Амендола заявил, что фашизм, как и коммунизм, представляют собой «тоталитарную реакцию на либерализм и демократию». Победу в Италии он охарактеризовал как тоталитарную и губительную для свободы. С другой стороны, итальянский фашистский диктатор Муссолини в 1925 году использовал понятие «тоталитаризм» для характеристики установленного им режима, но уже в положительном смысле.

Тоталитарные взгляды необходимости подчинения части целому, абсолютного подчинения индивида государству, тотальной управляемости обществом, тотального контроля над ним, полной регламентации общественной жизни и т.п. – существует более двух тысячелетий. Еще в У веке до нашей эры античный философ Гераклит считал, что обладая мудростью, совершенным знанием «можно управлять решительно всеми вещами», детально тоталитарные идеи разработаны у Платона, социалистов утопистов, Руссо. Позднее – у Фихте, Маркса, Ницше, Ленина и др.

Сущность тоталитаризма заключается в стремлении государства при помощи диктаторских методов установить максимальный контроль над обществом и личностью, полностью регламентировать все сферы общественной жизни, превратить человека в средство для достижения высших целей, определяемых государством.

В качестве «родовых признаков» этого режима обычно выделяют:

1) наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2) монополизацию и централизацию власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень, частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы бюрократических систем;

3) «единовластие» официальной идеологии, которая посредством массовой и целенаправленной индокринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, клан). Духовная атмосфера общества отличается фактической нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами – тот против нас»;

4) систему физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» господствует принцип «разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

Принято выделять две разновидности тоталитаризма – «левый» и «правы».

«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах – Советском Союзе, странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Въетнам), на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии.

«Левый» тоталитаризм основывается на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей а) возможность построения коммунистического общества, в котором будут удовлетворяться потребности всех индивидов; б) необходимость отмены частной собственности и создание общественной собственности основу развития которой будет составлять плановая экономика; в) ведущую роль пролетариата; г) необходимость установления диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; д) возможность построения коммунизма в одной стране. Социальной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролетариат. С точки зрения господствующей идеологии, все другие классы являются менее прогрессивными, а некоторые - даже реакционными. Поэтому политика направляется на искоренение иных классов. На практике это означало ликвидацию класса собственников и крестьянства. Построение «светлого будущего» предполагало использование мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

«Правый» тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национал-социализма. Эта идеология представляла собой смесь этатистских и националистических лозунгов. Последние опирались на расистские идеи о германцах как ядре «высшей» арийской расы и ее упадке, связанной с кровосмешением.

Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: а) воссоздание германского рейха; б) борьба за чистоту немецкой расы; в) истребление всех инородных элементов; г) антикоммунизм; г) ограничение капитализма.

Социальной основой «правого» тоталитаризма являлись экстремистки настроенные средние слои общества. Поддержку германский фашизм получал и у крупного капитала, видевшего в нем «наименьшее зло» по сравнением с революционным движением масс и коммунистической идеологией.

В отличие от марксизма-ленинизма национал-социализм отстаивал идею классового мира и «народного общества» на основе единых национальных традиций. Идеология национал-социализма активно проповедовала образ «врага» в лице коммунизма, евреев, католической церкви. Для борьбы с ними и выживания нации допускалось использование террора и репрессий. Любая слабость воспринималась как угроза немецкой нации.

 

Авторитарный режим – это политический режим с сильной концентрацией и централизацией государственной власти, не допускающий политическую оппозицию, но расширяющий рамки самостоятельной жизнедеятельности личности и общества в неполитических сферах.

В числе «родовых» признаков этого режима входят:

1) власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2) опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью сред широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3) монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4) пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использование вооруженных сил и насилия;

5) отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы жизни общества, и прежде всего в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

В этой связи авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом: «разрешено все кроме политики».

Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики, различают: военные, олигархические, популистские и бюрократические режимы.

Военные режимы возникают чаще всего в результате государственных переворотов. Причинами захвата власти военными являются кризис политических структур. Политическая нестабильность, чреватая острыми социальными конфликтами.

Установление военных диктатур, как правило, сопровождается отменой прежней конституции, роспуском парламента, полным запретом любых оппозиционных сил, концентрацией законодательной и исполнительной власти в руках военного совета. Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах террористической деятельности, которая осуществляется армией, полицией и спецслужбами. Как правило, венные режимы неспособны проводить эффективную экономическую политику и по истечению определенного срока передают власть гражданским институтам власти. Военные режим существовали в странах Латинской Америки, Азии, Европы.

Олигархические режимы основываются на гегемонии блока бюрократии и компрадорской буржуазии (Камерун, Тунис, Филиппины при Маркосе (1972-1985) и др. Олигархические авторитарные режимы проводят внутреннюю и внешнюю политику ориентируясь на интересы бюрократии и компрадорской буржуазии, при этом забывая общенациональные интересы. Односторонняя ориентация внутренней политике приводит к острому недовольству широких слоев населения, которая заканчивается широкими выступлениями народа и передачей власти гражданским политическим структурам общества.

Популистские режимы отличаются возможностью одного лица, горячо одобряемого и любимого народом. Для этого типа режима характерна идеологическая мобилизация масс, направленная на поддержание национального лидера. Одним из главных средств легитимизации власти, используемых режимом, являются: манипулирование волеизъявлением народа; приобщение народа к политике через массовые манифестации, демонстрации, митинги поддержки; возвеличивание маленьких людей; сплочение общества перед лицом международного империализма и космополитического капитализма. Власть склонна искать поддержку в среднем классе, не испытывающем симпатии к олигархам.

Специфическая черта популистского режима – усиление этатистских начал в экономической, социальной и духовной жизни – отражает патерналистские ожидания самых широких народных масс. Основу социального блока правящих сил составляют этатистски ориентированные круги и крупная промышленная буржуазия. Яркими примерами популизма могут служить режимы Варгаса в Бразилии, Насера в Египте Каддафи в Ливии.

При бюрократических режимах главную роль в принятии важнейших решений играет высшее государственное чиновничество. Процедуры избрания главной исполнительной власти практически не существует. Такие режимы, как правило, возникают после военных переворотов, от военных режимов их отличает главенствующая роль бюрократии в принятии всех решений государства. Поскольку процедура избрания исполнительной власти отсутствует, постольку не существует и механизма легитимизации исполнительной власти. Поэтому бюрократия вынуждена опираться на армию, а также на сеть создаваемых ею корпораций, которые в обход партий и профсоюзов связывают государство и общество.

После прихода бюрократии к власти внутри ее образуется несколько соперничающих группировок. В случае, когда ни одна из них не может провести на пост главы исполнительной власти своего лидера, тогда может быть выдвинута фигура «формального лидерства», устраивающая своей незначительностью большинство группировок. В случае победы одной из фракции, ее лидер становится фактическим главой исполнительной власти. Возможны случаи, когда какой-либо лидер способен примирить враждующие политические лагеря, но при этом, он все равно ключевые посты в правительстве отдаст представителям своей фракции.

Демократический режим – это политическая система, в которой предоставляются всем гражданам возможности свободно участвовать в политической жизни, оказывать влияние на государственную власть с сохранением ограничений на процесс формирования и смены государственной власти.

Исходными базовыми принципами демократии, без которых эта форма человеческого общежития практически неосуществима, выступают:

1) народный суверенитет, то есть первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные полномочия получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2) свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и разнообразное по принципу «один человек – один голос»; свободу голосования, воспринимаемого как средство тайного голосования и равенство всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3) подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства – это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и право сменить, по итогом выборов, бывшее большинство у власти;

4) реализация принципа разделения властей. Три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного»треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов – необходимое условие демократии;

конституализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Правовой принцип демократии: Все, что не разрешено законом, - запрещено».

Таким образом, демократия возникает и сохраняется при наличии определенных условий. Во-первых, это высокий уровень экономического развития. Во-вторых, это наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства. В-третьих, это согласие общества относительно таких базовых ценностей как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности. В-четвертых, это ориентация значительной части населения на политическое участие (прежде всего в форме выборов).

К демократическим режимам относят: президентские республики, парламентские республики, парламентские монархии.

В современной обществоведческой литературе идет дискуссия, какой политический режим сложился в современной России после распада Советского Союза. Достаточно распространенным оказалось определение режима как посткоммунистической или пост тоталитарной демократии. В нем фиксируются две особенности российского политического процесса. С одной стороны, подчеркивается, что Россия бесповоротно ушла от своего коммунистического прошлого, в этом смысле «демократия» употребляется антиподом понятия «тоталитаризм». С другой стороны, очевидно, что тот политический строй, который сформировался в нынешней России, значительно отличается от классических моделей демократии.

Российский политический режим отличают: а) отсутствие развитого и многочисленного среднего класса; б) отсутствие консенсуса в обществе по базовым ценностям; неразвитость рыночных отношений; г) гипертрофированная роль государства и бюрократии; д.) коррупция во всех эшелонах власти; е) сильно ограниченная и сведенная к минимуму роль представительных органов власти; ж) фактическая не подконтрольность власти обществу. Поэтому понятие «демократия» в его классическом виде к современной России неприменимо. Категории посткоммунистическая или посттоталитарная указывают на существенные отличия российской демократии от классических образцов.

 

4. Политическая система общества и гражданское общество. Основная задача современных демократических государств – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, смягчение противоречий между ними, поиск гражданского согласия. Функция сцепления социума, соединения частного и общественного интересов, посредничества между личностью и государством выполняет гражданское общество.

Гражданское общество – это сфера спонтанного самоуправления свободных индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан и которая ограждена необходимыми законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан со стороны органов государственной власти.

Причины появления гражданского общества.

Первая причина связана с частной собственностью. В развитых демократических государствах частная собственность составляет основу существования экономического уклада. Частная собственность представлена различными ее формами от крупных транснациональных компаний до мелких частных фирм. Средний и мелкий частный бизнес составляют базу среднего класса, который является основным гарантом демократического строя. Частные собственники проводят активную политику по защите своих интересов от посягательств со стороны государства, вследствие этого они создают множество ассоциаций. В задачу этих ассоциаций входит защита их интересов от государства и его институтов, так как именно частная собственность, составляет основу дохода собственника и обеспечивает его самостоятельность.

Таким образом, частная собственность, будучи наиболее развитым институтом демократического общества, является первой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества, превращение его в мощную самоорганизующуюся общественную структуру. Именно частная собственность во всем многообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым.

Вторая причина тесно связана с впервой, а именно, функционирование свободной рыночной экономике. Демократическое общество наряду с другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. И главное – противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения предпринимателей, то есть объединения гражданского общества, призваны облегчить эту задачу. В современной России интересы частных собственников защищают: Российский союз частных собственников (1990г.); Союз предпринимателей и арендаторов (1992 г.); Союз акционерных обществ (1991 г.) и др.

Третья причина необходимости возникновения гражданского общества заключается в необходимости общества как можно полнее удовлетворить потребности его граждан в различных сферах жизни. Многообразие социальных интересов, которые рождаются в обществе в результате деятельности различных его субъектов, не позволяет государству учесть эти интересы. Следовательно, возникает потребность в возникновение такого социального института, который способен был бы решить эту задачу, таким институтом и выступает – гражданское общество. Как правило, к этим институтам причисляют различные общественно-политические организации и общественные организации по интересам. Например, общество философов, клуб шахматистов, общество филателистов, общество зеленых и т.д.

При рассмотрении третьей причины, важно подчеркнуть, что именно в демократическом обществе только и возможен широчайший спектр этих интересов. И связано это с теми свободами, которые данное общество предоставляет своему народу.

В истории общественной мысли довольно широко представлены основные идеи взаимоотношения государства и гражданского общества. Остановимся на основных:

1) Гражданское общество является одним из важных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» стремлению политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения, возможности в организаций кампаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.

2) Само гражданское общество нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители организаций активно участвуют в работе ряда государственных органов. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующимися, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.

3) В свою очередь государство заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Так как именно эти контакты, позволяют государству лучше знать потребности общества и адекватно реагировать на решение тех задач, которые возникают на каком – либо этапе его развития.

4) Специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его организаций не исключают не предсказуемость их действий. Поэтому логичными являются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля за его развитием.

Таким образом, государство и гражданское общество в демократическом государстве не находятся в антагонистическом противоборстве, они выступают как разные стороны одного единства, а именно, демократического государства.

Особенность развития современной России заключается в том, что гражданское общество как гарант демократический реформ отсутствует, а если и не отсутствует, то идет только процесс его рождения. Тоталитарный режим, существовавший в Советском Союзе, не только уничтожил все институциональные основы гражданского общества, но, что является самым главным, он сформировал человека, психология которого полностью ориентирована на ожидание помощи со стороны государства и отсутствия стремлений к частной инициативе. В этих условия, даже те кто в результате реформ получил огромные состояния, так и не стал собственником, то есть ориентированным на увеличение прибыли и развитие национальной промышленности.

Особенность нынешней ситуации в России состоит и в том, что элементы гражданского общества предстоит создавать во многом заново. Выделим наиболее принципиальные направления становления гражданского общества в современной Росси: а) формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими открытой социальной структуры общества; б) появление адекватной этой структуре системы реальных интересов, объединяющих индивидов, социальные группы и слои в единую общность; в) возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественно-политических движений, составляющих главные институты гражданского общества; г) обновление взаимоотношений между социальными группами и общностями; д) создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности; е) формирование и развертывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма.

Современное российское общество является квазигражданским, его структуры и институты обладают многими формальными признаками образований гражданского общества. В стране насчитывается до 50 тыс. добровольных объединений – потребительских ассоциаций, профессиональных союзов, экологических групп, политических клубов и т.д. Однако многие из них, пережив на рубеже 80-90-х годов короткий период бурного подъема, в последние годы бюрократизировались, ослабели, утратили активность. Рядовой россиянин недооценивает групповую саморегуляцию, а наиболее распространенным социальным типом стал индивид, замкнутый в своих устремлениях на себя и свою семью. В преодолении такого состояния, обусловленного процессом трансформации, и состоит специфика современного этапа развития.

 

Выводы:

1. Политическая система – это сложное образование, обеспечивающее существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью, это та институциональная форма, в которой субъекты политики реализуют свои общие и групповые интересы посредством осуществления власти или борьбы за ее завоевание и использование. Она обеспечивает интеграцию общества и эффективность его деятельности по реализации общих целей.

2. Функции политической системы выступают в виде форм и реакции на изменения ее внутреннего состояния и внешней среды, на внутренние импульсы и внешние воздействия. Они представляют собой способы выявления и разрешения возникающих противоречий как между политической системой, так и внутри самой политической системы.

3. Политическим режимом является совокупность средств и методов, которыми властвующий субъект осуществляет свое политическое господство, способ функционирования политической системы, обуславливающий формирование политической власти данной страны на определенный период. Политический режим характеризует объем и уровень свобод в обществе, обладает способностью эволюционировать.

 

Литература

1. Борисенков А.А. Политические отношения: сущность и виды // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 1.

2. Гельман В.Я. Институциональное строительство и неформальные институты в современной российской политике // Политические исследования. – 2003. – № 4.

3. Игнатов В. Гражданское общество в России: диагностика ученых и практиков // Власть. – 2002. – № 1.

4. Кынев А.В. Эффекты «майдана»: политическая система Украины после кризиса 2004 г. // Политические исследования. – 2005. – № 1.

5. Пантин В.И., Лапкин В.В. Эволюционное усложнение политических систем: проблемы методологии и исследования // Политические исследования. – 2002. – № 2.

6. Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 2.

7. Рыбаков А. Трансформация политических институтов // Власть. – 2003. – № 5.

8. Рыбаков А.В., Татаров А.М. Политические институты: теоретико-методологический аспект анализа // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 1.

9. Формирование демократической политической системы в современной России и послевоенной Германии – важный фактор успешной модернизации государственной и общественной жизни // Власть. – 2005. – № 1-2.

10. Франчул В.И. Политическая система как средство выживания общества и основы ее реформирования // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 1.

14. Эйзенштадт М.Н. Парадокс демократических режимов: хрупкость и изменчивость // Политические исследования. – 2002. – № 2, 3.

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.032 сек.)