АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные признаки классической и неклассической философии

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  4. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  5. II. Основные задачи и функции
  6. II. Основные задачи и функции
  7. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  8. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  9. II. Принципы средневековой философии.
  10. III. Предмет, метод и функции философии.
  11. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  12. IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
Классическая философия Неклассическая философия
1. Главный признак – рационализм Рационализм – философское учение, основанное на вере в разумное и закономерное устройство мира, в возможность человеческого разума познать мир, преобразовать природу и общество по разумному плану 2. Цель классической философии – создать объясняющий весь мир учения, открыть наиболее общие закономерности природы, общества, познания 3. Стиль характеризуется строгостью, логичностью, доказательностью выражения идей и теорий. Главный признак - иррационализм Иррационализм – философское учение, основанное на вере в алогичное устройство мира и невозможность его познания разумом. 2.Цель неклассической философии – изучение природы и сущности человека, проблем его существования в алогичном мире 3. Стиль характеризуется художественно-образными формами выражения мыслей, недосказанностью, допускается возможность различных интерпретаций понятий и идей, соучастие в творчестве мыслителя  

Неклассическая философия – тип философствования, сформировавшийся во 2-ой пол. 19-начале 20в. Её появление было обусловлено кризисом западной цивилизации и культуры. В неклассической философии можно выделить ряд течений. Исторически первым течением была философия жизни, представленная такими мыслителями, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

Учения немецкого философа Артура Шопенгауэра называют волюнтаризмом, т.к. по его мнению, первоначалом и правящей миром силой является воля. Это некая бессознательная мировая сила, обусловливающая борьбу и соперничество в неживой и живой природе. Человеку кажется, что он поступает, руководствуясь разумом. На самом деле бессознательная воля к жизни контролирует человека и делает его своим рабом. Вся человеческая жизнь – страдания и разочарования. Человек сам не может выбрать, чего желать, за него выбирает воля. Своё учение Шопенгауэр называет пессимизмом.

Немецкий философ Фридрих Ницше – атеист и иррационалист. Он считал, что Бога нет, в мире действуют только стихийные силы. Высшей ценностью является биологическая жизнь. Ницше – антидемократ и антихристианин. Он убедительно показал, как демократия и христианская мораль постепенно ведут цивилизацию Запада к застою, деградации, падению культурного уровня и, в конечном счёте, вырождению. Философия Ницше проникнута отвращением к человеку. По его мнению человек является супершимпанзе, т.е. животным, так как живёт в основном животными потребностями и удовольствиями. Современное человечество вырождается. На его месте возникнет со временем новый биологический вид – сверхчеловек. Сверхчеловек – это благородная натура, стремящаяся к культурному прогрессу, совершенствованию человека и общества.

11. Основные направления и идеи западной философии ХХ в. (экзистенциализм, позитивизм, феминизм, постмодернизм и т. д.)

Экзистенциализм – одно из главных направлений в философии ХХ в. Философия экзистенциализма стала попыткой осмысления проблемы выживания человека в ситуации острого социального кризиса, при крушении привычных систем ценностей, норм, стереотипов мышления и когда человек находится на грани жизни и смерти. Представители: немецкие философы Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, французские - Жан Поль Сартр и Альберт Камю. Идеи экзистенциалистов:

Идея абсурда. По мнению экзистенциалистов, заниматься постижением мира бессмысленно, так как в мире господствует абсурд, т.е. отсутствие смысла. Идея экзистенции. Предметом изучения является человек, его существование – экзистенция. Под экзистенцией понимается жизнь конкретного человека, причём не внешняя, предметно-вещественная жизнь, а исключительно внутренняя, духовная жизнь, мир мыслей и переживаний. Идея свободы. Главной характеристикой экзистенции является свобода. Человек свободен в том смысле, что может по-разному относиться к той или иной ситуации. Он не запрограммирован, поэтому трудно предсказать его действия. Человек – незавершённый проект, он сам себя постоянно конструирует, изобретает. Идея выбора. Свобода постоянно ставит человека перед необходимостью выбора. Человек всё время должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности, нормы, идеалы. При принятии решения всё относительно, ничто не указывает, как нужно правильно действовать. Идея личной ответственности. Сделав выбор, человек несёт личную ответственность и не может переложить её на других людей или обстоятельства.

Феминизм – движение женщин против дискриминации по признаку пола. Положение человека определяется не природой (цветом кожи, полом), а культурой, образом мышления. Симона де Бовуар подвергла критическому осмыслению социальное положение женщин. Она утверждала, что в европейской культуре доминирует мужская самооценка и оценка женщин как второсортного пола. В результате женщины по сравнению с мужчинами обладают значительно меньшей свободой индивидуального выбора форм своей жизни. Для изменения статуса женщины в обществе необходимо, чтобы мужчины и женщины пришли к новому, более равноправному пониманию самих себя и друг друга.

Постмодернизм – философия конца 20-начала21 в. Представители: Жак Деррида, Жиль Делез, Жан-Франсуа Лиотар, Жан Бодрийяр. Идеи.постмодернизма:

1. мир непознаваем, т.к. он устроен хаотично и неразумно, следовательно, невозможно и преобразовать его по усмотрению человека.

2.непознаваемость мира означает, что невозможно точно установить, какое утверждение является истинным, всё относительно

3.констатация кризиса системы ценностей западного общества. Ценности в культуре присутствуют, но в хаотичном виде. Это вызывает у человека ощущение безопорности, дезориентированности, неуверенности. Новая система ценностей только формируется, вызревает в недрах самого общества.

4.идея «смерти философии» как науки, превращение её в такой вид искусства, как «искусство мышления». Философия уже не занимается постижением мира в целом, установлением его общих закономерностей, теперь у неё задачи – она изучает проблемы человеческого существования.

5.отрицание возможности творчества в современной культуре. Плотность информационных потоков, обрушивающихся на человека, настолько возросла, что создать что-то новое, оригинальное практически невозможно.

Философия постмодернизма отражает падение веры в разум, как средство познания и преобразования действительности, разочарование в идее прогресса, который привёл постиндустриальное общество к трагичным экологическим, антропологическим и общекультурным последствиям.

 

 

12. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий, К.Лыщинский).

Философская мысль в Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие социально-философских идей в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные целостности, а также ситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком. Развитие философской мысли в Беларуси связано с эпохой Возрождения (Ренессанса) и Реформации (XVI-XVII). Становление самобытной национальной философии связано с именем Ф.Скорины, гуманиста и первопечатника первой половины XVIв. В комплексе философских взглядов этого мыслителя ведущее место занимает этика. В основе всех положительных качеств, по мнению Скорины, лежит человеколюбие. Любовь к ближнему – это нравственное качество, которое вытекает из естественной природы человека. Одна из наивысших характеристик личности – справедливость, важным моментом духовности человека является также мудрость.

Концепция С.Будного, религиозного реформатора, филолога, педагога, поэта. Отрицая многие догмы религии, он склоняется к трактовке Бога как космической первопричины, отвергал Троицу как фантастическую сущность: Дух – неравнозначная субстанция, а атрибут Бога, Иисус Христос – человек, выбранный богом для спасения человечества. В философии Беларуси XVIIв материализм и атеизм наиболее последовательно были представлены в творчестве К.Лыщинского. Основной работой Лыщинского является трактат «О несуществовании Бога», в котором он отрицал факт создания мира Богом из ничего. Центральным понятием в этом произведении является понятие «природа». Мыслитель-атеист признавал природу вечной. По его мнению, она не имеет конца, никакой внешней силой не создавалось, развивается по своим естественным законам.

Развитие философской мысли в Беларуси в XIX-XXвв. происходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России.

 

13. Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное.

Онтология – учение о бытии, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. Бытие- это философская категория, которая указывает на реальное существование чего-либо. Понятие «бытие» сходно с такими понятиями, как «есть», «действительность», «реальность», «существование». Существуют (находятся в бытии) не только предметы, но и мысли, разные психические состояния, бред, сновидения. Отсутствие бытия обозначается понятиями «небытие», «ничто», «пустота» и т.д. Категория небытия говорит о таких свойствах предметов, процессов и явлений, как отсутствовать, быть нереальными.

Основным понятием в философском материализме является понятие материи («вещь», «вещество»). В настоящее время в философии сосуществует множество определений понятия материи. Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Существует два вида строения материи – вещество и поле. Вещество дискретно, структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формами вещества могут быть атомы, молекулы, газы, вирусы, живые организмы. Поле существует в разных видах - гравитационное, электромагнитное, биологическое и т.д.

Наиболее полное представление в науке и в философии сложилось относительно материального устройства мира. В нем можно выделить следующие уровни: неорганическая природа, живая природа, социум. Данные уровни в совокупности составляют единую материальную систему. Неорганическая природа – движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических тел, планетарные изменения. Живая природа – различного рода биологические процессы. В социуме можно выделить уровни: индивидуум – семья – коллектив – класс – нация – государство – этнос – человечество.

 

14. Движение и развитие. Диалектика как философская теория развития.

Движение –всякое изменение вообще. Движение бывает: механическое, химическое, биологическое, социальное. Философское учение изучающее основные и не основные законы развития называются диалектикой. Диалектика сама прошла ряд этапов развития. 1) Стихийное наивная диалектика древних греков. Она существовала в виде разных идей отдельных догадок. Наиболее ярким представителем явл. Гераклит сказавший «Все течет, все изменяется и в оду и ту же реку, нельзя войти дважды». Гераклит понял их причину всеобщей изменчивости, ею является борьба противоположностей содержащихся в любом объекте. 2) Дотируется XIXв. Немецкий философ Георг Гегель превратил диалектику в мир безразличных людей в строенное научное учение сформировал принцип и законы диалектики охарактеризовал ее важнейшие категории. Принцип – это руководящая основополагающая идея какой-либо теории в диалектике 2 принципа: А) Принцип всеобщей взаимосвязи и взаимодействия согласно которому в мире нет изолированных объектов, все они непосредственно или опоследовано связаны друг с другом. Б) Принцип развития всеобщая взаимосвязь и воздействие порождает разнообразие изменения объектов, причем изменения качественные, необратимые. Существует 2 вида развития: в зависимости от его направленности, развития от простого к сложному, от низшего к высшему наз. прогресс, обратное регресс.

Диалектика – это философское учение о всеобщих событиях бытия, о движении и развитии всего сущего. Кроме того, она является и способом (методом) философского мышления, с помощью которого окружающий человека мир воспринимается как единое, противоречивое и динамическое целое. Диалектика представляет собой сложную систему принципов, законов и категорий. Основными принципами диалектики являются принцип развития и принцип взаимосвязи. В соответствии с этими принципами в диалектике утверждается следующее: 1) любые явления и предметы в мире подвержены качественным изменениям (развитию), 2) все в мире взаимосвязано, что подчеркивает вся история развития мира, данные естественных и общественных наук.

 

15. Пространственно-временная организация бытия.

Важнейшими формами бытия являются пространство и время. Понятие пространства и времени всегда оказывалась в центре внимания философов, особенно когда шла речь о создании общей картины мира. В новой физической теории пространство и время трактуется с позиции реляционного подхода. Пространство – это форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем. Время – это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных (неотъемлемых) свойств. Атрибутивными свойствами пространства являются протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Протяженность – рядоположенность и сосуществование различных элементов. Трехмерность - реальное пространство трехмерно и все явления можно отобразить с использованием трех величин. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек. Изотропность равноправность всех возможных направлений. Атрибутивными свойствами времени являются длительность, необратимость, одномерность и однородность. Время и пространство специфично проявляет себя в микромире, живой природе, в социальной действительности.

В истории философии большинство интерпретаций пространства и времени можно свести к двум основным концепциям.

1)Субстанциональной концепцией. Согласно данной концепции пространство и время представляют собой своеобразные вместилища материальных предметов, явлений, процессов, происходящих в мире. Время рассматривалось как абсолютная длительность, а пространство – как абсолютная протяженность. Именно на это понимание пространства и времени опирался Ньютон, создавая свою механику. 2)Реляционная концепция. Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими.

 

16. Природа как объект научного познания и среда обитания человека.

Глобальные проблемы человечества и сценарии возможного будущего.

Для характеристики взаимодействия человека и общества с природой применяется понятие «среда обитания», под которой понимаютобласть бытия, непосредственно контактирующую с человеком. Различают естественную и искусственную среду обитания. Естественная среда обитания включает в себя все то, что существует независимо от человека – литосферу (почву), гидросферу (воду), атмосфера (воздух). Искусственная среда связана с различными сферами деятельности человека, который сумел создать весьма разветвленную «вторую природу», т.е. мир вещей и процессов, которые нигде в естественной среде не встречаются. Это уже «очеловеченная» природа, которая существует по социальным законам. Одним из самых уникальных и важных явлений искусственной среды является техносфера. Она включает в себя многочисленные и разнообразные орудия труда, технику, машины, здания, коммуникации и т.д.

Природный мир представляет собой тесное единство живого и неживого, органического и неорганического. В природном мире выделяют биосферу (от греч. bios – жизнь и sphaire – шар) – сфера жизни. Под биосферой понимают оболочку Земли, занятую совокупностью живых организмов с продуктами их жизнедеятельности. Термин «биосфера» был впервые употреблен французским ученым Ж.Б. Ламарком в 1804 г. Философский смыл понятие «биосфера» получило благодаря работам советского ученого В.И. Вернадского. Он ввел в обиход термин «живое вещество», под которым понимал всю совокупность организмов, населяющих Землю, а биосферой назвал среду обитания этих организмов.

В 20-е годы 20 века В.И. Вернадский на огромном фактическом материале обосновал мысль о закономерной эволюции биосферы в новое качественное состояние, для характеристики которого французский философ и математик Э. Леруа ввел термин «ноосфера». Большой вклад в развитие учения о ноосфере был внесен крупным ученым и теологом 20 века П. Тейяр де Шарденом.

Понятие «ноосфера» прежде всего, понимается как сфера разума. Ноосфера – это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Ноосфера, названная Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала мощной геологической и даже космической силой, фактором глобальных изменений на Земле. Она постепенно превращает окружающий человека Мир в объект управляемого развития, и открывает новые перспективы для существования человечества.

 

 

17. Человек как предмет философского анализа, его природа и структура. Проблема происхождения человека в философии и науке.

Представление о человеке прошли 3 этапа развития:

=С древности и до 19 века существовало в целом уважительное отношение к человеку. Считалось, что человек является творением высших божественных сил, причем «венцом творения». От них же человек получил и своё отличительное свойство – разум.

=В 19 веке статус человека начинает снижаться. Человека стали считать всего лишь видом животных. Разум у человека появился естественным путем в процессе развития нервной системы животных предков.

=В 20 веке на человека стали смотреть как на дефективное животное, хуже других животных приспособленное к окружающей среде. Разум компенсирует биологическую слабость человека. Благодаря разуму человек создает искусственную среду обитания - цивилизацию.

Цивилизация постоянно усложняется, выходит из-под контроля человека, становится всё более неуправляемой и опасной. Отсюда вывод: Человек – это ошибка природы, результат её неудачного эксперимента, обреченный на постоянное вымирание. Природа человека – это совокупность стойких неизменных черт, присущих человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от любых других существ. Сущность человека – это его главная черта.

По поводу природы и сущности человека существует 2 точки зрения:

1 придерживаются материалисты. Они считают, что человек обладает двуединой природой – биосоциальной, это означает, что у человека есть социальное составляющее, которое представляет собой социальные программы поведения (знание, умение, ценности, идеалы, нормы и т.п.). С другой стороны в человеке есть биологическое составляющее, это означает, что человек является всё так же животным и имеет врожденные биологические программы поведения – инстинкты. Возникает вопрос: - Какие же программы поведения в большей степени определяют поведение человека, и следовательно, является его сущностью? Сущностью человека являются закладываемые обществом программы поведения. Сущность человека социальна.

Второй точки зрения на природу человека придерживаются идеалисты. Идеалисты придерживаются триединой модели человека, согласно которой он состоит из тела, души и духа.

Тело – это биологическое составляющее. Душа – это мир наших мыслей и чувств, возникающих как реакция на воздействие окружающего мира. Дух – это сверхъестественное составляющее человека, это потребность и способность воспринимать высшие ценности, не имеющие практически полезного характера, т.е. такие, без которых вполне можно жить, но части людей почему то не живётся.

Душа обеспечивает горизонтальные связи с окружающим миром, а дух задаёт человеку вертикальный вектор развития, отвечает за формирование идеалов, развитие и самосовершенствование. Однако дух – это потенциальное свойство человека, которое развивает у себя далеко не каждый. Значит количество людей бездуховно и представляет собой всего лишь супершимпанзе по выражению немецкого философа Фридриха Ницше.

Антропогенез – это длительный процесс происхождения человека. П роисхождение человека до сих пор остается тайной для науки, поэтому можно назвать следующие концепции антропогенеза:

=Религиозная (креацианистская). Утверждается, что человек является творением бога, наделенным бессмертной душой, обладающий разумом и свободной волей.

=Эволюционная теория Ч.Дарвина является признанной научной версией. Согласно ей жизнь зародилась на земле и прошла длинный путь развития от простейших организмов до человека. Непосредственным предком человека была обезьяна.

= Трудовая теория Фридриха Энгельса, которая пытается объяснить механизм превращения обезьяны в человека.

Главным фактором этого превращения считается труд с применением искусственно созданных орудий труда. Их создание способствовало становлению прямохождения, росту объемов головного мозга, становлению речи.

1 Инопланетарная (уфологическая), согласно которой жизнь зародилась в космосе, эволюционировала, и к появлению человека причастны какие-то высокоразвитые космические цивилизации.

2Теория разумного плана взаимоувязывает различные концепции антропогенеза. Она предполагает, что некая неизвестная пока современной науке сила (условно говоря бог) создала программу развития вселенной и запустила её в действие. Механизм реализации этой программы описывается в частности инопланетарной, эволюционной, трудовой и другими концепциями антропогенеза.

 

 

18. 18.Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Свобода и ответственность, проблема смысла жизни.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)