АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материалы к семинару. 1. Специфика современной культуры США, как полагает американский культуролог Д

Читайте также:
  1. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  2. PR-тексты и журналистские материалы
  3. А.2. Статистические сведения и материалы
  4. Абразивные материалы
  5. Валы и оси. Классификация. Расчет на прочность. Материалы
  6. Воздействие влаги на строительные материалы
  7. Глава 9. Материалы, вещества, изделия как носители криминалистически значимой информации
  8. Дидактические материалы для самостоятельной работы
  9. Задание №4. Рабочее и вспомогательное оборудование и технико- экономические показатели тракторов и автомобилей. Эксплутационные материалы
  10. Задания к семинару
  11. Иллюстративные материалы
  12. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Специфика современной культуры США, как полагает американский культуролог Д. Таунсенд, выражается в следующих чертах, отличающих стиль жизни американцев от представителей других культур:

– ориентация на будущее (а не на прошлое или настоящее);

– кратковременность планов (а не долгосрочность);

– время – деньги (а не просто переживание приятных и неприятных событий);

– жизнь – проблема, которую надо решать (а не тайна, которую невозможно разгадать);

– акцент на «действии», а не на «существовании»;

– акцент на материальные ценности, а не на духовные;

– индивидуальная идентификация доминирует над групповой (семейной, религиозной и т.д.);

– ориентация на свободное, самостоятельное принятие решений (а не коллективное и контролируемое со стороны);

– в центре внимания обычно находится задача, или проблема (а не люди);

– ориентация на равенство человеческих взаимоотношений;

– непосредственность и откровенность в межличностных контактах;

– дружеские отношения складываются более быстро и являются более поверхностными, чем в других культурах;

– в основу общественного контроля над поведением кладутся законность, убеждение, вина (а не закрепленные традицией правила, влияние авторитетов, стыд).

2. Черты русского менталитета. В России живет много народов, но русский – самый многочисленный. Его менталитет накладывает отпечаток на другие народы, тесно с ним живущие (недаром за рубежом всех россиян называют «русскими»). Многие исследователи отмечают следующие характерные черты менталитета и особенности стиля жизни россиян:

– ориентация на будущее. Русские живут как бы «начерно», в расчете на будущую счастливую жизнь;

– национальное прожектерство и мессианство. Забота о судьбах других стран и всего земного шара;

– бессилие перед произволом, но одновременно надежда на сильную верховную власть. («Плетью обуха не перешибешь», «Сила солому ломит», «Вот приедет барин, барин нас рассудит...»);

– легкомысленное отношение к деньгам, отрицательное отношение к бережливости (скупости), расчетливости и накопительству. Презрение и недоверие к богатым людям. («От трудов праведных не наживешь палат каменных»);

– двойственное отношение к труду: «Без труда не вынешь рыбку из пруда» и «Работа не волк, в лес не убежит»;

– фаталистически-философское отношение к жизни: «Жизнь прожить – не поле перейти», «От тюрьмы да от сумы не зарекайся», «На все божья воля», «Жизнь – копейка, судьба – индейка...»;

– большое уважение к духовной жизни, духовным поискам, праведникам и бессребреникам (а раньше – святым и блаженным). Стремление к образованию, гордость за «самую читающую страну». Любовь к книге и чтению, но... наплевательское отношение к творцам и носителям культуры, интеллигенции («Они в долгу перед народом, народ их кормит», «Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши...»). Разрушительное отношение к памятникам культуры и истории;

– недоверие народа к западной цивилизации и ее носителям. Средний представитель народа не считает себя европейцем;

– незнание российским интеллигентом собственного народа, его куль­туры, обычаев и традиций, оторванность от него, в то же время всегдашняя готовность «пострадать за народ», принести себя в жертву во имя счастья народа;

– общинное сознание в противовес «гнилому западному индивидуализму». Стремление жить коллективом. Осознание своей групповой принадлежности, зависимости от мнения «наших». Коллегиальность и коллективная ответственность;

– значительная прослойка маргиналов, не зависимых от общинного сознания, не имеющих долгосрочных планов и какой-либо ответственности перед кем-либо, слабо подчиненных закону и не придерживающихся в своем поведении каких-то традиций и обычаев, национальных или религиозных;

– средняя коммуникабельность (не итальянцы, но и не японцы). Разговорчивость без экспансивности. Русские славятся открытым домом и «душой нараспашку»: в России легко получить приглашение на обед, россияне гордятся гостеприимством («Что есть в печи – все на стол мечи»), постороннему человеку легко узнать подробности жизни малознакомого собеседника;

– в глубине России, в небольших городах и селах – общественный контроль за поведением, которое должно быть усреднено и подчинено неписаным правилам. В больших городах общинный контроль ослаблен. Законность и правосознание повсеместно отсутствуют («Не держись закона, как слепой забора», «Там и закон, где судья знаком», «Где закон, там и обида»). Поголовное незнание Конституции, законов;

– влияние огромных пространств на менталитет:

а) бесконтрольность («До бога высоко, а до царя далеко»);

б) чувство гордости за бескрайнюю страну и ее богатства;

в) некоторая подавленность ее беспредельностью («Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь...»);

г) отзывчивость, сострадание и гостеприимство, как следствие затерянности в пространстве и одиночества, понимания беспомощности и слабости человека в суровых условиях.

(Составлено: Российская ментальность (Материалы «круглого стола») //Вопр. филос. – 1994. – № 1. – С. 25–53; Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Наука, 1985).

 

Контрольные вопросы

1. Д. Таунсенд, разумеется, выражает то, что думают американцы о своей культуре. Соответствует ли это вашим представлениям об американской культуре?

2. У каждого из нас есть свои представления о культурных особенностях стиля жизни русских. Сформулируйте ваши представления о них.

3. Сопоставьте американский стиль жизни с русским. По каким из перечисленных черт русского менталитета вы замечаете сходство или различия?

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)