АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Античная философия

Читайте также:
  1. I. Философия жизни.
  2. I.1.2.Философия: взгляд изнутри
  3. I.1.4. Философия в первом приближении
  4. I.1.5. Философия как теория и
  5. I.1.6. Философия и наука
  6. I.1.8. Философия и ценности.
  7. I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  8. II. Философия Чаадаева.
  9. II.11. Русская философия XIX в.
  10. II.12.2.Советская философия
  11. II.2. Классическая греческая философия.
  12. II.4. Философия древней Индии и Китая.

 

1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».

а) Анаксимен;

б) Эмпедокл;

в) Фалес;

г) Платон;

д) Аристотель.

2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:

а) диалектический материализм;

б) механистический материализм;

в) антропологический материализм;

г) стихийный материализм.

 

3. Об учении этого философа позднейший автор писал:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Демокрит;

г) Парменид;

д) Гераклит.

4. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:

а) диалектических мыслей Гераклита;

б) метафизической концепции Парменида;

в) релятивизма софистов;

г) логики Аристотеля;

д) критической позиции скептиков.

5. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:

а) Парменид;

б) Фалес;

в) Демокрит;

г) Гераклит;

д) Анаксимен.

6. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:

а) Пифагор;

б) Платон;

в) Сократ;

г) Аристотель;

д) Демокрит.

 

7. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:

а) небытие;

б) первоначало;

в) бытие;

г) божество;

д) материю.

8. Основоположником античного атомизма является:

а) Сократ;

б) Демокрит;

в) Платон;

г) Аристотель;

д) Гераклит.

 

9. Онтология Демокрита строится на принципе:

а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;

б) первоэлементом мира является апейрон;

в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;

г) первоэлементом мира является число;

д) познание мира невозможно.

 

10. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»

а) знать все и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно;

г) попытаюсь узнать;

д) другие не знают и этого.

11. Идея, согласно Платону:

а) материальна и умопостигаема;

б) нематериальна, но умопостигаема;

в) материальна, но неумопостигаема;

г) нематериальна и неумопостигаема;

д) конструкция сознания.

12. Истинное познание по Платону есть:

а) логически четкое, рациональное познание;

б) мистический опыт;

в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

г) знание, основанное на эксперименте;

д) истинное познание невозможно.

 

13. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительно­го в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все осталь­ное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать».

а) Аристотель;

б) Демокрит;

в) Платон;

г) Протагор;

д) Пифагор.

14. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;

б) чувственный образ идеи;

в) единство материи и формы;

г) создано из воды;

д) конструкция сознания.

 

15. Этот античный философ писал: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчело­век, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Плотин;

г) Демокрит;

д) Сенека.

 

 

4. Философия народов Средней Азии. Аль-Фараби, Ибн-Сина, М.Кашгари, Ю.Баласагун.

 

1. В каком веке в Азербайджане складываются феодальные отношения:

а) III—IV вв.;

б) В конце VII в.;

в) в начале III в.;

г) в середине III – конец IV вв.;

2. Кто утверждал, что материальный мир есть порождение мирового духа, бога, что божественное провидение правит миром:

а) И. Воротнеци;

б) А. Ширакаци;

в) Д. Анахт;

г) Е. Кохбеци;

3. Кто был крупным представителем научной и философской мысли Армении:

а) Е. Кохбеци;

б) Д. Анахт;

в) И. Воротнеци;

г) А. Ширакаци;

4. Кто выступил с критикой библейского толкования происхождения природных явлений:

а) А. Ширакаци;

б) Д. Анахт;

в) Е. Кохбеци;

г) И. Воротнеци;

5. Кто написал комментарии к сочинениям Аристотеля и Порфирия:

а) Д. Анахт;

б) И. Воротнеци;

в) А. Ширакаци;

г) Е. Кохбеци;

6. Где существовала школа риторического и философского образования — средоточие античной культуры в IV в.:

а) Западная Грузия;

б) Закавказье;

в) Иране;

г) Азербайджан;

7. Кто был представителем светской идеологии в VI в.:

а) Айэт и Партадзе;

б) М.Пселла и И.Итала;

в) Айэт и И. Итала;

г) М. Пселла и Партадзе;

8. В Средней Азии, когда начали складываться феодальные отношения:

а) в IV—VI вв.;

б) в IX—X вв.;

в) в середине III – конец IV вв.;

г) III—IV вв.;

9. Чье мнение было что, материальный мир состоит, из шести природных тел или элементов (простые элементы, минералы, растения, животные, человек и небесные тела):

а) Ибн-Сина;

б) Аль-Бируни;

в) Аль-Фараби;

г) Аристотель;

10. Кто говорил что: «природа находится в постоянном изменении и развитии. Материя сама создает и изменяет форму вещей. Душа (мышление, духовные явления) суть свойства тела»:

а) Аль-Фараби;

б) Аль-Бируни;

в) Аль- Хорезми;

г) Ибн-Сина;

11. Кто был «вторым учителем» после Аристотеля в вопросах науки и философии:

а)Аль-Бируни;

б) Аль-Хрезми;

в) Ибн-Сина;

г)Аль-Фараби;

12. Кто был наиболее выдающимися мыслителями народов Средней Азии и Ближнего Востока в эпоху феодализма были Фараби, Бируни,.

а) Ибн-Сина, Аристотель, Д. Анахт;

б) Аль-Бируни, Аль-Фараби, Аль-Хорезми;

в) Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина;

г) Е. Кохбеци, Д, Анахт, А. Ширакаци;

 

5. Философия эпохи возрождения (Г.Галилей, Д.Бруно). Философия нового времени Рене Декарт, Френсис Бекон.

1. Исходный принцип философствования Декарта:

а) сомнение;

б) диалектика;

в) интуиция;

г) озарение;

д) логика.

2. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»;

б) «во всем должно сомневаться»;

в) «любовь движет солнца и светила»;

г) «знание — сила»;

д) «познай самого себя».

3. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:

а) находятся в тесной взаимосвязи;

б) существуют независимо друг от друга;

в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;

г) существуют по отдельности, и существование одной ис­ключает одновременное существование другой;

д) являются иллюзией психики.

 

4. Декарт признавал существование:

а) одной субстанции — материи;

б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;

в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;

г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;

д) только фактов чувственного восприятия.

5. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

а) делимость;

б) протяженность (распространенность);

в) вечность;

г) изменчивость;

д) энергия.

6.Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ;

б) эмпирическую индукцию;

в) рациональную дедукцию;

г) спекулятивный синтез;

д) диалектический метод.

7. Спиноза применил в своей «Этике» необычный ме­тод изложения:

а) логический;

б) эмпирический;

в) геометрический;

г) семантический;

д) диалектический.

8. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:

а) внешняя причина;

б) множество конечных вещей;

в) мышление и протяжение;

г) воздействие и связь;

д) энергия и информация.

9. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:

а) космос – это беско­нечность, как вечное несотворенное бытие (бог);

б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);

г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;

д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

10. В виде Левиафана рассматривал государство:

а) Спиноза;

б) Гоббс;

в) Декарт;

г) Бэкон;

д) Николай Кузанский.

11. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности:

а) естественные;

б) искусственные;

в) материальные;

г) духовные;

д) социальные.

 

12. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. эмпиризм; а) Бэкон;

2. рационализм; б) Декарт;

в) Локк;

г) Гоббс;

д) Спиноза.

 

 

6.Философские взгляды Казахских просветителей 19 века.

 

1. Кто считал что: «что любая власть, будь то европейская, российская или азиатская, особенно российская и азиатская, страдает вопиющими злоупотреблениями и не останавливается, когда это выгодно ей, перед попранием законов, ею же принятых и ею же охраняемых…..»:

а) Ш. Валиханов;

б) А. Кунанбаев;

в) И. Алтынсарин;

г) А. Байтурснов;

2. Кто выдающийся казахский просветитель и демократ:

а) Ш. Валиханов;

б) А. Байтурсынов;

в) А. Кунанбаев;

г) И. Алтынсарин;

3. Чьи были исследования под названием. «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства»:

а) А. Байтурснов;

б) А. Кунанбаев;

в) И. Алтынсарин;

г) Ш. Кудайбердиев;

4. Кто изложил свою философскую позицию в работе «Эдебиет таныткыш»:

а) А. Кунанбаев;

б) А. Байтурсынов;

в) Ш. Кудайбердиев;

г) М. Ауэзов;

5. Что является предметным миром природы:

а) мир в котором живет человек, а мир вещей, созданный самим человеком — это мир, который живет в нем самом;

б) человек выражает мысли не для себя, а для другого;

в) именно дать обоснование значения слова, как фундаментальной, основополагающей формы выражения мысли;

г) что источник мыслей человека имеет весьма сложный характер;

6. Каким языком владел Ш. Кудайбердиев:

а) арабским, персидским, турецким, русским;

б) арабским, турецким, китайским, персидским;

в) китайским, корейским, русский, латинский;

г) казахский, китайский, арабский, русский;

7. Кто внес большой вклад в распространение ислама среди кочевого населения основатель суфийского ордена Яссавия

а) Ходжа Ахмед;

б) Ш. Кудайбердиев;

в) М. Ауэзов;

г) А. Кунанбаев;

8. Авторы формационного подхода к анализу общества и его истории;

а)К.Маркс и Ф.Энгельс;

б)Ф.Шеллинг;

в)А.Шопенгауэр;

г)Аль-Фараби и Аль Газали;

9. Автор «Книги исцеления», философ и врач:

а) И. Алтынсарин;

б) Аль-Фараби;

в) А. Байтурсынов;

г) Ш. Валиханов;

10. Кто из казахских просветителей 19 века создал казахский алфавит на основе русской графики, написал учебник «Казахская хрестоматия»:

а) А. Кунанбаев;

б) Ш. Валиханов;

в) И. Алтынсарин;

г) А. Байтурсынов;

11. Кто написал слова «Без истины жить нельзя… Я задыхаюсь за неимением Истины» посветив эти слова Абаю;

а) П.А. Флоренского;

б) Н. Бердяев;

в) Ш. Валиханов;

г) А. Байтурсынов;

12. Кто сказал фразу «истина и конечное назначение человека – это его возвращение к Богу (Аллаху)»;

а) Н. Бердяева;

б) А. Кунанбаев;

в) И. Алтынсарин;

г) М. Ауэзов;

 

7.

1. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):

а) сотворение мира из ничего;

б) мир состоит из мельчайших неделимых частиц;

в) богов много, но верховным является Зевс;

г) концепция реинкарнации (переселения душ);

2. Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит:

а) нет Бога кроме Аллаха;

б) Бог есть Единое;

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

г) Бог есть Все и все есть Бог;

д) Бог есть безличная духовная реальность.

3. Основной догмат христианства:

а) дуализм;

б) триединство;

в) деизм;

г) пантеизм;

д) скептицизм.

4. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:

а) человек — одно из существ равное другим существам, созданных Бо­гом;

б) человек — худшее из творений, созданных Богом;

в) человек — случайность, ничего не стоящая;

г) человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом;

д) человек – «думающая машина».

5. В центре размышлений христианских философов стоит:

а) природа;

б) личность;

в) Бог;

г) идеальный мир;

д) процесс познания.

6. Христианско-религиозное понимание истории означает:

а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;

б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу;

в) история есть прогресс науки и техники;

г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;

д) история есть развертывание классовой борьбы.

7. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:

а) человека;

б) Бога;

в) природу;

г) логику;

д) математику.

8. Основой духовной жизни в концепции Августина является:

а) разум;

б) воля;

в) переживание;

г) вера;

д) страсть.

9. Высший критерий истины в концепции Августина:

а) опыт;

б) разум;

в) откровение;

г) эксперимент;

д) нет такого критерия.

10. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:

а) религия и философия несовместимы;

б) все догматы религии должны быть доказаны разумом;

в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;

г) философия должна быть упразднена;

д) религия должна быть упразднена.

11. В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский:

а) безоговорочно защищал идею личного Бога;

б) признавал Бога полностью трансцендентным, непозна­ваемым;

в) считал, что познание Бога опосредовано его влиянием в природе;

г) полагал, что Бог — это и есть природа;

д) считал, что Бог – это перводвигатель.

12. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:

а) Августин Блаженный;

б) Фома Аквинский;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Альберт Великий;

д) Тертуллиан.

13. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. реализм; а) Уильям Оккам;

2. номинализм; б) Ансельм Кентерберийский;

в) Иоанн Росцелин;

г) Фома Аквинский.

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.)