АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

Читайте также:
  1. I этап Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике
  2. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  3. I. Является ли любовь искусством?
  4. II. Глава о духовной практике
  5. II. Искусство Древней Греции.
  6. III. Глава о необычных способностях.
  7. III. Искусство Древнего Рима.
  8. IV. Глава об Освобождении.
  9. V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
  10. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  11. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  12. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ

1. Кумбхака означает кувшин, который может быть и полон, и пуст. Кумбхака бывает двух видов. Это пауза: а) между вдохом и выдохом и 6) между выдохом и вдохом. Это — искусство удержания дыхания в состоянии приостановки

2. Кумбхака также означает отвлечение интеллекта от органов восприятия и действия, с тем чтобы сосредоточить его на местопребывании Атмана (пуруши), источника сознания. Кумбхака удерживает садхаку в состоянии молчания на физическом, моральном, ментальном и духовном уровнях.

3. Удерживание дыхания в кумбхаке не следует ошибочно интерпретировать как новое усилие мозга, нервов и тела, предпринятое с целью задержать дыхание. Новое усилие ведет к сверхнапряжению. Кумбхаку следует выполнять с расслабленным умом, оживляя таким образом нервную систему.

4. Когда в кумбхаке успокоено дыхание, успокаиваются и чувства, а ум становится молчаливым. Дыхание — это мост между телом, чувствами и умом.

5. Кумбхаки выполняются двумя способами: сахита и кевала. Когда дыхание удерживается намеренно и обдуманно — это сахита. Сахита кумбхака — это пауза в дыхании: а) после полного вдоха перед начинающимся выдохом (антара или пурака кумбхака) или б) после полного выдоха, предшествующая вдоху (бахья или речака кумбхака). Кевала означает «самопроизвольно» или «абсолютно». Кевала кумбхака — пауза в дыхании безотносительно к пураке или речаке, подобная тому, когда художник всецело поглощен своим искусством или поклоняющийся затаил дыхание в обожании своего предмета Этому состоянию часто предшествует дрожь в теле и боязнь, подобные ощущениям, переполняющим человека, который столкнулся с неведомым. Терпение и упорство превозмогут эти ощущения Кевала кумбхака инстинктивна и интуитивна. В этом состоянии человек полностью поглощен объектом своего поклонения и изолирован от мира, испытывая ощущение блаженства и покоя, превосходящее понимание. Индивидуальность созвучна с Бесконечным (Хатха-Йога Прадипиха, II, 71).

6. Антара кумбхака — это удерживание Господа в форме космической, или универсальной, энергии, которая погружена в индивидуальную энергию. Это — состояние, где Господь (Парамат-ма) соединен с индивидуальной душой (дживатма).

7. Бахья кумбхака — это состояние, в котором йогин отдает саму свою самость в форме дыхания Господу и погружается в Дыхание Вселенной. Это — самая благородная форма* самоотдачи, когда личность йогина полностью погружена в Господа.

8. В Бхагавад-Гите (IV, 29/30) Кришна объясняет Арджуне различные виды жертвоприношений (яджна) и йог. Кумбхака пранаяма — одна из этих яджней и подразделяется на три категории: вдох — задержка, выдох — задержка (обе относятся к сахита кумбхаке) и абсолютная задержка (кевала кумбхака). Тело йогина — это жертвенный алтарь, входящий поток дыхания (пурака) — это жертва и исходящий поток (речака) — огонь. Кумбхака — это момент, когда жертва пураки поглощается огнем речаки и жертва и пламя становятся единым. Йогин приобретает знание, связанное с контролем дыхания (пранаяма видья). Верхняя часть торса (грудной клетки) — местопребывание входящего дыхания (прана), а нижняя часть служит местопребыванием исходящего дыхания (апана). Когда оба объединяются в акте притяжения дыхания, это состояние зовется пурака кумбхака. Когда апана входит в контакт с праной и истекает наружу вместе с выдохом, возникает состояние пустоты — это речака кумбхака. Впитывая это знание через опыт, йогин делает Пранаяма видью частью своей мудрости (буддхи), которой он в конечном итоге предлагает свои знания, свою мудрость, само дыхание своей жизни и свою самость как жертвоприношение (Атмахути). Это — состояние кевала кумбхаки, или абсолютной сдачи, в котором йогин поглощен обожанием Господа.

9. Как мать охраняет свое дитя от каждого несчастного случая, так сознание (читта) охраняет тело и дыхание. Позвоночник и туловище активны и подвижны, подобно ребенку, а читта бдительна и охраняет, подобно матери

10. В кумбхаке вибрация в теле подобна вибрации неподвижного локомотива, выпускающего пары; его водитель алертен и готов начать движение, но расслаблен. Аналогично, прана вибрирует в туловище, но читта сохраняется расслабленной и готовой позволить дыханию выйти или войти.

11. Чувствительность, сжатие или растяжение кожи туловища подобны дисциплинированному ребенку, который одновременно отважен и осторожен.

12. Продолжительность задержки дыхания можно сравнить с сигналами дорожного движения. Если кто-то поедет на красный свет, может произойти несчастный случай. Так же и в кумбхаке, если кто-либб перешагнет предел своих возможностей, будет повреждена нервная система. Напряжение в теле и мозгу указывает на то, что читта не может удерживать прану в кумбхаке.

13. Не задерживайте дыхание усилием или волей. В момент, когда мозг становится напряженным, во внутреннем ухе возникает тяжесть, глаза краснеют, устают и чувствуют раздражение, человек превышает свои возможности. Следите за этими предостерегающими знаками, которые указывают на близость опасной точки.

14. Цель кумбхаки — удержать дыхание. Когда дыхание задерживается, речь, восприятие и слух находятся под контролем. Читта в этом состоянии свободна от страсти и ненависти, зависти и похоти, гордости и злобы. Прана и читта становятся едиными в кумбхаке.

15. Кумбхака — это толчок, выявляющий спящую в нашем теле божественность, местопребывание Атмана


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)