АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тематика рефератов. Философия и наука: общее и особенное

Читайте также:
  1. Базидиальные грибы, особенности биологии как высших представителей грибов, систематика, значение в природе и для человека.
  2. БАКТЕРИИ. СТРОЕНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, СИСТЕМАТИКА
  3. Бурые и красные водоросли, общая характеристика, морфология, основы физиологии, специфика жизненных циклов, систематика, роль в биосфере и в жизни человека.
  4. Лекция № 2. Систематика и морфология микроорганизмов.
  5. МАТЕМАТИКА
  6. МАТЕМАТИКА
  7. Математика
  8. Математика в современном мире.
  9. Методические рекомендации для выполнения рефератов
  10. Направление в искусстве XVIII в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение норм и правил
  11. Перечень вопросов итоговой аттестации по дисциплине Математика
  12. Поэзия Высоцкого, тематика и своеобразие поэтики

Философия и наука: общее и особенное.

Философия и религия: варианты взаимодействия.

Философия и искусство: пути коэволюции.

Философские идеи в классической литературе (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, др.).

Философская поэзия.

Философия и медицина: взаимовлияние в прошлом и настоящем.

 

1. Происхождение философии

Появление философиисвязано с приходом цивилизации на смену дикости и варварству. Наиболее явственно это наблюдается в древней Греции VI–V вв. до новой эры. Первые классики европейской философии Платон и Аристотель полагали началом философии интеллектуальное чувство удивления — тому, что большинству людей кажется простым и обычным, либо слишком уж сложным и бесполезным. Как устроен космос? Что есть истина? Добро или зло правит миром? Как добиться справедливости в общественных делах? Что ждёт нас после смерти? Объективна ли красота или она есть дело личного вкуса? В чём заключается счастье жизни? Эти и похожие по своей смысложизненности, судьбоносности вопросы специально трактуются философами, у которых слушатели и читатели ищут на них более или менее правдоподобных ответов, идейной пищи для собственных размышлений. Так что в узком, собственном смысле термин “философия” означает особую отрасль научного (или, по крайней мере, наукообразного) знания о самых общих и принципиальных вопросах. Рассмотрение таких вопросов обычно переходит в духовную практику самопознания личности и общества.

Само слово “философия” дословно переводится с древнегреческого (“phileo” — “люблю” + “sophia” — “мудрость”) как “любовь к мудрости”, “любомудрие”. Согласно достоверной легенде, это выражение придумал Пифагор. Он имел в виду, что подлинная мудрость доступна только бессмертным богам, а слабый (по сравнению с природными стихиями), ограниченный человек способен лишь стремиться к ней, самозабвенно искать ее всю жизнь. «Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела…» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов).

 

2. Философия в системе наук

Философия в ее онтологической ипостаси родственна естест­венным наукам, ибо, как и все естественные науки, она изучает характеристики объективного мира. Поэтому категории философии и естественных наук во многом совпадают, являются зачастую об­щими (движение, пространство, время, причинность, свойство, от­ношение, элементы, система, изменчивость, прогресс и т. п.). Не случайно также в русле философии зародилась натурфилософия как учение, органически сочетающее философское и естественнона­учное знание.

Антропологическая, человековедческая составляющая филосо­фии посвящена проблемам человеческого бытия в этом мире, сущ­ности и предназначения человека, смысла и ценности его жизни. То есть в этой своей ипостаси философия является чисто гуманитарной наукой, поэтому классическое образование с необхо­димостью включало в себя философию и сейчас мы возвращаемся к этой традиции.

В гносеологии, понимаемой как логика и методология научного познания, философия наиболее близка к техническим наукам, по­скольку речь идет здесь о технических в известном смысле приемах, способах правильного достижения истины. Именно в этом разделе философии больше всего формул, схем, графиков, что считается от­личительной особенностью технической науки. Показательно также, что методологию нередко определяют как технологию мышления. Итак, спецификой философии является ее способность быть одно­временно естественной, гуманитарной и технической наукой, что де­лает философию (и только философию!) "своей" для каждой из двух с половиной тысяч существующих ныне наук.

 

3.Философия как наука

Философия - это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Как любая наука, она имеет свой собственный объект и предмет исследования, свои философские категории, свой основной вопрос, свою структуру, функции и методы исследования. Она находится в тесной взаимосвязи с другими науками - социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках; в свою очередь, она использует эмпирический материал других наук для подтверждения или опровержения тех или иных философских гипотез, концепций, предположений. Она берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.

Вопреки обывательским о ней представлениям, философия устремлена к точности, ориентирована на точность, несет ее в себе. Объясним почему! Философия родилась из практической потребности объективно и точно познавать мир. Мифологическое и религиозное мышление оказалось беспомощным в новых условиях активного освоения' всех сторон бытия. Философские идеи проходили проверку практикой, увязывались в систему с элементами научного знания, реально работали. Это возможно только в том случае, если философия адекватно, точно отражает действительность.

Одним из важных направлений философской деятельности является обработка инструментов познания - понятий, категорий, их обновление, развитие, уточнение. Неточные понятия опасны, их использование ведет к ошибкам в познании и практике.

Философия разработала ряд принципов познания, применение которых обеспечивает высокую точность результатов, - это принципы историзма, конкретности, всесторонности, связи с практикой.

Наконец, в философии есть своеобразные «формулы» гуманитарного знания, по глубине не уступающие формулам физики.

Это красивые, точные мысли, кристаллы смысла, сгустки смысла спрессованные в философских афоризмах разной степени насыщенности, глубины. Они показывают сущность, закономерности сложных явлений бытия, дают толчок мыслям человека, прочитавшего их, служат надежной опорой в системах умозаключений. В качестве примера такой формулы можно привести актуальный сегодня афоризм К.Маркса: «Совесть привилегированного класса, есть привилегированная совесть».

Еще одной фундаментальной основой собственно философской точности является то, что она в отличие от любой науки черпает свои знания не из исследования какого-то фрагмента действительности, опирается не на какую-либо конкретную науку. Философия интегрирует знания, добытые всеми науками, впитывает весь интеллектуальный опыт, накопленный развивающимся человечеством, включая и обыденное знание.

На таком мощном основании философия гораздо менее конкретных наук склонна к односторонности, заблуждениям, неточности.

Но в отличие от естественных и технических наук, философия не так жестко привязана к критериям научности, поэтому философское мировоззрение более гибко, пластично, легче отказывается от заблуждений и принимает новое.

Критерии специфики философского знания предполагают и дополняют друг друга; их соотношение варьируется в отдельных разделах философии.

Первый критерий философствования — его устремленность к обобщениям значительного масштаба; ни одна специальная наука не изучает первоначал всей природы, общества как такового или же целого мира человеческой души, а философия стремится именно к этому — с ее помощью происходит универсализация выводов относительно таких вопросов, которые достаточно масштабны для этого.

Второй критерий отличительности философии называется рефлективностью, имеется в виду, что философия всегда - мысль о мысли, размышление о размышлении. Ученый изучает что-то вне своего мышления, которое посвящено некоему объекту. Философ же наблюдает за тем, кто и как мыслит или делает, какие мыслительные приёмы способствуют истине, поступки — благу. Когда же сам ученый или практик анализирует свой интеллектуальный арсенал, он тоже волей-неволей философствует. Так что любая наука или профессия представляет собой мысль первого порядка, а философия — второго, будучи метатеорией или методологией науки и практики. Рефлексия означает мыслить себя мыслящим.

 

4. Предмет и объект философии

В научной и философской литературе термин "объект" всегда соотносится с термином "субъект". Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа.

Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена преобразующая или познавательная активность субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действитель­ность в целом, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Никакая другая наука не изучает отношения между предметами, между предметом и человеком, между людьми.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности природы, бытия, материи, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое -вторично, производно, зависимо.

В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: "Познаваем ли окружающий мир?" При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.

5. Функции философии

Философия как наука выполняет определенные функции. Под функцией имеется в виду определенная обязанность, деятельность. В логическом смысле функция означает отношение двух или группы объектов, в котором изменению одного сопутствует изменение другого.

Функции философии:

1. Мировоззренческая функция, состоящая в образовании основы научной картины мира, экспликации (выявлении) наиболее общих идей, представлений, форм опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом, т.е. универсалий культуры.

2. Методологическая функция, заключающаяся в разработке методов познания, используемых всеми науками, тем самым оказывающая направляющее воздействие на науки.

3. Критическая функция, поскольку формирование нового мировоззрения должно сопровождаться критикой разного рода ошибок, стереотипов, заблуждений, предрассудков, встающих на пути истинного познания.

4. Теоретико-познавательная функция, заключающаяся в приращении нового знания.

5. Логическая функция, связанная с тем, что любой мыслительный процесс правильно организован, системен, последователен.

6. Этико-аксиологическая функция, связанная с ориентацией философии на гуманистические ценности.

7. Прогностическая, формирующая способность предвосхищать последствия своих действий, видеть перспективы развития ситуации.

6. Структура философии

Философия как система знаний имеет свою собственную структуру. Ее структурными элементами являются философские учения, рассматривающие какую-либо одну сторону материального и духовного мира.

Прежде чем приступить к краткой характеристике указанных раз­делов, обратим внимание на важное обстоятельство. Для развития философии характерны процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация означает разделение философии на все большее число относительно самостоятельных разделов и отраслей. Но­вые отрасли философии, как правило, вычленяются из старых, разрас­таются, приобретают самостоятельное значение. В то же время многим современным сферам философского познания свойственны интегративные тенденции: они не только «отпочковываются» от одной или нескольких известных отраслей, но и вбирают в себя достижения многих других разделов философии, а также науки и культуры в целом. Так, философия и методология науки в значительной мере выросла из классической теории познания. Одно­временно она вобрала в себя целый ряд достижений социальной фило­софии, философии культуры, истории философии, а также истории науки. Философия искусства первоначально возникла как раздел эстети­ки. Однако она сумела впитать в себя достижения философии истории, антропологии, искусствознания и т.д. Философия глобальных проблем предполагает обобщение широкого круга знаний из области социаль­ной философии, политики, экономики, геологии, биохимии и т.д.

Вместе с тем, за последнее время от философии “отпочковался” целый ряд наук, до недавнего времени даже преподававшихся на философских факультетах. Они сохраняют наиболее тесные связи с философией. Это психология, культурология, политология, математическая логика, науковедение, праксеология и некоторые другие.

Основные разделы философии следующие:

Онтология (греч. “ontos” — “сущее”) — учение о бытии мира и человека; о первоначалах всего сущего, выражаемых в универсальных принципах и категориях (вроде таких, как “мир”, “природа”, “материя”, “дух”, «пространство», «время», «развитие», «эволюция»).Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией?Онто­логия стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Гносеология (греч. “gnosis” — знание) — теория познания, трактующая его сущность и возможности; условия достоверности и отношение к реальности; соотношение в нём истины и заблуждений; само понятие знания и его разновидностей. Она отвечает на воп­росы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или сту­пени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима?И др.

Теория научного, особо сложного и ответственного познаниянередко называется эпистемологией (греч. “episteme” — “мнение”).

Метафизика — так называются онтология и гносеология вместе взятые. Метафизическими называют вопросы о разуме, душе, космосе, причинности, свободе выбора и т.п.

Логика (греч. “logos” — “слово”, “понятие”, “разумение”) — часть теории познания, а именно учение о мышлении, его общечеловеческих формах и принципах, законах последовательного и доказательного чередования мыслей при точном обсуждении любой проблемы. Логику интересует правильное мышление, процедуры проверки этой самой правильности наших размышлений.

Методология (греч. “metodos” — путь, имеется в виду — исследования, порядок совершения умственных и практических действий) — учение об эффективных приемах работы, принципах рациональной деятельности ученого и профессонала-практика.

Философскаяантропология — раздел философского знания, спе­циально занятый осмыслением человека. Антропологию как философ­скую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, преж­де всего культурологической, науки. В мировой литературе под куль­турной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философия рассматривает человека как особый род суще­го, отличный от всех других существ. В философской антропологии ос­мысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования.

Аксиология (греч. “axia” — “ценность”) — трактует понятие ценностей жизни и культуры, процедуры оценки значимых для человека явлений и событий.

Социальная философия — раздел философского знания, изучаю­щий наиболее общие характеристики общественной жизни.

Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами.

Этика (греч. “ethos” — нрав, обычаи) — учение о морали, т.е. правилах поведения людей, счастье и долге человека, его обязанностях по отношению к обществу, государству, своим ближним и к себе самому.

Эстетика (греч. “aistethicos” — ощущение, чувство) — учение о канонах красоты, формах ее освоения и творчества, прежде всего в искусстве.

Философия религии обосновывает идею Бога и веру в него; анализирует аргументы сторонников и противников религии, пути ее исторического развития и роль в современном обществе.

История философии рассматривает историческое развитие фило­софии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепции с культурой и особеннос­тями общества. В задачу истории философии входит также сопоставле­ние различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущею. История философии является фундаментальной основой для разви­тия всех отраслей философского знания.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Дайте определение философии. Можно ли, определяя эту науку, обойтись буквальным переводом входящих в название слов?

2. Как еще можно назвать вопрос об отношении сознания к бытию? Какие направления возникают при его обсуждении?

3. Как соотносятся между собой понятия «объект» и «субъект»?

4. Какие философские направления вырастают из вопроса «Познаваем ли мир»? Какие точки зрения они отражают?

5. Перечислите функции философии.

6. Перечислите и охарактеризуйте основные разделы философии.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

 

1. В состав мировоззрения не входят:

1) убеждения;

2) идеалы и ценностные ориентации;

3) знания;

4) все перечисленное входит в состав мировоззрения.

 

2. Интеллектуальной компонентой мировоззрения является:

1) миропонимание;

2) мировосприятие;

3) мироощущение;

4) все перечисленное.

 

3. Кто, по легенде, ввел в употребление слово «философия»:

1) Архимед;

2) Пифагор;

3) Птолемей;

4) Фалес.

 

4. Какое из древних определений наиболее точно характеризует философию:

1) любовь к мудрости;

2) видение истины;

3) стремление к смыслу;

4) божественная мудрость.

 

5. Выберите самое приемлемое сегодня определение философии:

а) совокупность правил достойного поведения;

б) наиболее общие понятия человека о первоначалах природы, общества и познания;

в) практика духовного самоусовершенствования;

г) методология научного познания.

 

6. Чем занимается онтология:

1) сознанием;

2) бессознательным;

3) бытием мира и человека;

4) обществом.

 

7. «Сознание – первично, материя – вторична», - утверждает…

1) идеализм;

2) материализм;

3) монизм;

4) дуализм.

 

КЛЮЧ: 1г, 2а, 3б, 4б, 5б, 6в, 7а.

 

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

История философии - это отрасль знания, пред­ставляющая собой не описание жизни интересных людей, не коммента­рии их изречений, а является совокупностью системно-рацонализированных концепций рассмотрения и разрешения наиболее актуальных проблем человечества, обеспечивающих преемственность эпох и по­колений. Критическое отношение к миру и к самому себе, усиленное сомнением, формировало философию как особый способ освоения мира.

Никакая другая наука так не интересуется своей историей, как философия. Рассмотрение любой современной философской проблемы интересно начинать с первых попыток ее постановки и вариантов решения. Философию называют «квинтэссенцией культуры», так как она в теоретической и систематизированной форме выражает наиболее передовые, значимые идеи того этапа истории, в котором сформировалась.

Вместе с тем, необходимо понимать, что философия – развивающееся знание, оно непрерывно совершенствуется и уточняется. Поэтому история философии представляет собой прочный фундамент, на котором строят новые концепции современные философы.

 

 

Занятие 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

1. Особенности философии древнего мира.

2. Становление философского сознания в ДревнейИндии

- «ведический» период;

- «эпический» период;

- джайнизм.

3. Легенда происхождения буддизма и его истины.

4. Основные направления буддизма.

5. Главные школы китайской философии.

Основные понятия и персоналии

Характерные черты древневосточной философии, протофилософия, принцип недея­ния, "Веды", ведическая литература Ригведа, Брахманы, Упанишады, первосубстанци, субстанция, Брахман, атман, сансара, кар­ма, джайнизм, буддизм, нирвана, Сиддхартха Гаутама, Будда, Восьмеричный путь Будды, закон Кармы, махаяна, хинаяна, индуизм, даосизм, эмбри­он Дао, Лаоцзы, Конфуций, моизм, Мо Ди, легизм, Шан Ян, школа "инь-ян", школа "имен".

 

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012.

История религии: Учебник для студ. вуз.: В 2 т. Т. 2 / Под общ. ред. И. Н. Яблокова. - М.: Высшая школа, 2002.

Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010.

Религиоведение [Текст]: учебное пособие / под ред. М. М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с. - (Учебное пособие).

1.Особенности философии древнего мира

Философия древнего мира рождается в классовом обществе, ко­торое неспособно решать новые проблемы традиционными способа­ми. Она ориентирована на формирование того идеала, который по­зволяет обществу о ттолкнуться от сущего и искать себя в должном; позволяет отдельно взятому человеку выходить за пределы своей природы и проектировать свое желаемое "Я". Философия рождается как сомнение в целесообразности старого мира и как олицетворение его новых форм.

Предпосылкой становления философии явилось развитие язы­ка, письменности; совершенствование способности человека к от­влеченному мышлению и познанию мира. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции, когда поиски генетического начала мира до­полняются поисками субстанции. Поиск субстанции и ее последую­щее осмысление приводит к деантропоморфизации и демифологиза­ции мира. Воображение вытесняется мышлением. Однако этот про­цесс был длительным и сложным. Несмотря на значительные успехи древней цивилизации Вавилонии и Египта, там философия не сло­жилась из-за отсутствия должного уровня свободы как меры самовы­ражения.

Восточная философия, как и европейская, прошла длительный исторический путь развития от своих ранних форм к зрелым классическим учениям.

Характерные черты древневосточной философии:

- ей присуще слияние как с обыденным нравственным сознанием, так и с религиозно-мифологическим мировоззрением;

- предпочитает принцип недея­ния;

- духовная природа человека еще переплетена с природным содер­жанием, осознает себя через природные формы (классический об­раз древневосточной духовности - Сфинкс, чудовище, из звериного туловища которого вырастает человек).

- может быть оха­рактеризована как протофилософия, характерны пережитки мифологии, практически отсутствует философская терминология и кон­цептуальный характер, но, тем не менее, протофилософия - это пер­вый шаг становления философии и освобождения ее от мифологи­ческих архетипов.

 

2. Становление философского сознания в Древней Индии

Философское наследие Индии вклю­чает этапы: ведический (первая половина I тыс. до н.э.), эпиче­ский (вторая половина I тыс. до н.э.) и классический (с первого тыс. н.э. до XVII-XVIII вв.).

Борьба за выживание и освоение новой среды обитания нашла свое отражение в так называемой ведической литературе. Речь идет об обширном наборе текстов, которые составлялись в течение ряда исторических эпох. "Веды" — история и регламент определенного этапа жизни народа ариев, когда они еще не разделились на касты, но изолировались от коренного населения. К этим священным текстам могла иметь доступ только мужская часть ариев, ибо веды (знания) изначально были основанием их мировоззрения. Это основание включало священные тексты гимнов, описание ритуальных дейст­вий, исторические зарисовки событий прошлого и различного рода откровения, пророчества.

"Ведический" период подготовил "брахманский" период раз­вития культуры и заложил основания для формирования ее ду­ши - философии. В этот период происходят существенные соци­альные изменения, что нашло свое отражение в законах "Ману". Эти законы обеспечили достаточно жесткий регла­мент развития общества, определив роль и место каждого чело­века, его права и обязанности. Кочевые племена ариев превра­щаются в оседлое общество с развитым земледелием, ремеслом и торговлей. Социальная структура этого общества включала че­тыре варны (сословия): брахманов (жрецов), кшатриев (воен­ной знати), вайшьев (земледельцев, ремесленников и торговцев) и шудр (аборигенов).

Верховное положение жрецов обусловило перекомпоновка ве­дической литературы, изменение ее направленности. Выделяются Ригведа (знание гимнов), Брахманы (руководство ведическим ри­туалом) и Упанишады (своеобразный комплекс ведической идеоло­гии - мировоззрения).

Уже в Брахманах встречаются высказывания о происхождении и возникновении мира, рассматривается положение о воде как первосубстанции. Но характер этих высказываний свидетельствует, что брахманы продолжают линию мифологии, выступают своеобразным ее правопреемником.

Упанишады несут в себе не только поучения и наставления, но и определенную рационализированность основных понятий. В Упанишадах оформляется философская категория субстанции как начала и завершения всего сущего. В качестве пер­воосновы бытия выступает универсальный принцип - безличное сущее (Брахман), отождествляемое с духовной сущностью каждого человека (атман).

Брахман - это субстанция "бытия мира", это то, из чего все воз­никает и все возвращается. "Брахман — это бессмертие, Брахман - впереди, Брахман - позади, справа и слева, он простирается вверх и вниз..." Тогда как атман употребляется как субстанция человека, од­ного из компонентов "бытия в мире". Атман соотносится с Брахманом как субъективный дух соотносится с объективным, абсолютным ду­хом. Будучи носителем субъективного духа, человек обретает инди­видуальное, универсальное и космическое бытие. В этом качестве атман - начало, основа и завершение сущего, он тождественен Брахману воплощенному, смертному в отличие от Брахмана абсолютного, истинного и бессмертного.

С учением о соотношении Брахмана и атмана тесно связана концепция круговорота жизни (сансара) и закона воздаяния (кар­ма). Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Чело­век не может избавиться от перевоплощения. Причем в последую­щих воплощениях душа входит в такую телесную оболочку, кото­рую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни. Тот, кто совершал добро, кто жил в согласии с моралью, кто восприни­мал земную жизнь как тлен и суету, родится в будущей жизни как брахман, кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не разумны, в будущей жизни выступает как член низшей варны. Его ждет не мокша (освобождение), а карма (воздаяние). Тот атман, который осознает свое тождество с Брахманом, освобождается из бесконечной цепи перерождений и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью.

Поскольку человек смертный, то и все, что его окружает, имеет преходящий ха­рактер. Другими словами "бытие в мире" призрачно, иллюзорно, его познание бессмысленно, ибо оно преходящее. Такая мировоззренческая установка формировала и соответствующее отношение к миру.

В середине I тысячелетия до новой эры углубляется имущест­венное различие. Приходит в упадок и теряет свое прежнее влия­ние институт племенной власти. Ведический ритуализм не отвечает требованиям нового времени. Возникает ряд доктрин, выражающих сомнение в идеологии ведического брахманизма и пересматриваю­щих отношение человека к миру, его место в обществе. Среди мно­жества школ и направлений наибольшую известность получили джайнизм и буддизм.

Джайнистское учение длительное время существовало лишь в устной передаче, обрастая дополнениями и интерпретациями. Со­гласно джайнизму сущность человека дуалистична. Составляющие ее материальный и духовный компоненты связаны кармой. Соеди­нение тела и души узами кармы приводит к возникновению кон­кретного индивида. В процессе своей последующей жизнедеятель­ности этот индивид может контролировать состояние материального компонента своей сущности и управлять им.

Поэтому джайнизм уделяет большое внимание этике. Этика джайнизма опирается на три принципа: правильное понимание ми­ра и своего места в этом мире; правильная вера и правильная жизнь. Следование принципам этики обеспечивает освобождение души от сансары. Целью является личное спасение. Человек может освободиться только сам. Отсюда индивидуалистический характер этики, ставка на собственные силы. Общественный фактор не при­нимается во внимание.

По своей природе душа совершенна, а ее возможности безгра­ничны. Ей доступны безграничное знание, безграничная мощь и безграничное счастье, ибо душа наделена сознанием. Но душа склонна отождествлять себя с телом и попадать в зависимость от его желаний и страстей. Посему главная задача индивида освобо­дить свою душу от телесной зависимости. "Освобождение" - основ­ная цель учения джайнизма. Средствами освобождения является правильное понимание и правильная вера в духе джайнизма, а также правильная жизнь: аскеза, непричинение зла живым су­ществам, половое воздержание, отказ от материальных ценностей, погашение страстей и желаний, недеяние. С появлением буд­дизма влияние джайнизма начало падать, хотя он сохранился и в современной Индии.

В VI веке до н. э. в Северной Индии возникает буддизм. Основателем этого учения был Сиддхартха Гаутама. Неудовле­творенный жизнью в роскоши, он оставляет свой род, свою се­мью и уходит в "бездомность". После многих лет аскезы Гаутама постигает правильный образ жизни, исключающий крайности, в том числе и крайности аскезы. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (буквально: Пробужденный, Просветлен­ный). Буддийская доктрина, как и джайнизм, первоначально существовала в устной традиции, передаваемая легендами. Фигура Сиддхартхи Гаутамы постепенно приобрела божественный ха­рактер. Освоив искусство изнурять тело и научившись самосо­зерцанию, Гаутама (Шакья-Муни) выработал свое учение, кото­рое включало теорию (догматику), нравственность (аскетику) и практику (созерцание).

1. Центральным пунктом догматики (теории) буддизма являются четыре истины. Жизнь человека неразрывно связана со страданием. Рождение и смерть, болезнь и старость, встреча с неприятным и расставание с приятным, невоз­можность осуществить желаемое - все это ведет к страданию. При­чиной страдания является жажда бытия, желание индивидуального счастья. Способ преодоления страдания состоит в абсолютном от­решении от всего, от всех и от самого себя. Человек должен осво­бодиться от 10 "цепей": от уверенности, что его индивидуальность и душа неизменны; от сомнения, что существует легкий путь освобо­ждения от сансары; что разные религиозные обряды ведут к спасе­нию; от страсти и желаний; от ненависти; от любви к земной жиз­ни; от желания будущей жизни на небе; от гордыни; от высокоме­рия; от неведения.

Освобождение от "цепей" и обретение своей кармы (жребия) обеспечивается истинной верой и решимостью; словом и делом, ис­тинной жизнью и стремлением, истинными помыслами и самопо­знанием. Этот п уть достаточно сложный. Восьмеричный путь Будды (его этапы— правильные вера, решимость, речь, поведе­ние, образ жизни, усилие, направление мысли, сосредоточение) включал целостный образ жизни, основанный на единстве зна­ния, добродетельности и поведения и завершаемый нравственным очищением человека в свете истины. При этом отверга­ется как жизнь чувственного удовольствия, так и жизнь самоистя­зания, крайней аскезы. Познавший 4 истины и освободившийся от 10 "цепей" может достигнуть нравственного совершенства, состоя­ния нирваны (это покой, прекращение существования: средство спасения Души).

2. Что касается аскетики (нравственности), то вместо жестоких самоистязаний Шакья-Муни вводит неотъемлемое соблюдение нравственной чистоты: охранять все живое; не причинять зла; ува­жать чужую собственность; быть целомудренным, правдивым, воз­держанным в еде и питье; игнорировать светские удовольствия и развлечения; воздерживаться от украшений, жить в добровольной бедности; освободиться от всего, что приносит боль. Только так можно обрести состояние нирваны как полной невозмутимости и бесстрашия, свободы от внешнего мира и даже от мыслей об этом мире.

3. Практику Шанья-Муни понимает не как деятельность актив­ного освоения мира, а исключительно как созерцание. Практика (созерцание) предлагает:

- освобождение от земных желаний и сосредоточенности на мысли о слиянии с Брахманом;

- достижение абсолютного покоя и блаженства;

- обретение состояния бесстрастия и безразличия;

- обретение свободы от страдания.

Эффективность практики (созерцания) усиливается теорией (догматикой) и обеспечивается нравственностью (аскетикой). В результате душа наполняется светом, обретает ясновидение и способность к единению с Брах­маном.

Человек в мире повязан эгоистическими помыслами и делами, а посему он подвержен закону Кармы (воздаяния). Освободиться от действия этого закона, от страданий может только тот, кто в со­стоянии преодолеть свой эгоизм, кто в своих поступках ориентиро­ван на Брахмана как высшую объективную реальность, задающую канон покоя, воздержания, терпимости, терпения и собранности.

Буддизм отрицает бессмертие души и ее существование. Душа, как и тело, — следствие взаимодействия постоянно изменчивых элементов бытия — дхарм. Жизнь — бесконечно волнующийся океан, а факты духовно-материального существования человека не имеют оснований.

Авторитет буддизма, его широкое распространение было обуслов­лено тем, что он был "религией спасения", вселял в души поверив­ших надежду на то, что страдание можно победить и устранить не в загробном мире, а в этой жизни, если организовать свою жизнь в соответствии с канонами буддизма. Развитые идеи были записаны в Три-питаке (три корзины) и стали каноном для любого последователя буддизма, хотя он и раз­делен на махаяну — узкий путь спасения и хинаяну — широкий путь спасения.

В III в. буддизм выходит за границы Индии, а в V в. откры­вается буддийский университет. К VII в. его влияние слабеет, глав­ное воздействие в средневековой Индии приобретает индуизм. До­статочно сильные позиции сохраняла и философия веданты, некая систематизация идей в виде теоретической системы. Все теоретики этого направления занимаются комментированием текстов Упани­шад.

Индуизм является синтезом старых божеств ведической Ин­дии, ритуалов брахманских жрецов и местных культов. Из всей пле­яды божеств на первый план постепенно выдвигаются Вишну и Шива. Определяется новая мифология, как и новая литература (са­мая известная — Бхагавадгита). Философское обоснование индуиз­ма заключается в шести системах, в рамках которых возникает еще ряд школ: санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта. Со­временный неоиндуизм развивался такими идеологами и мысли­телями как С. Вивекананда, Р. Тагор, М.К. Ганди. Независимо от мировоззренческой направленности все школы обращают свое вни­мание на онтологические и гносеологические проблемы, хотя в буддизме достаточно нравственно-политических ориентиров.

 

3. Специфика формирования философии в Древнем Китае

Становление философии в Древнем Китае имело свои социаль­ные корни. Все общественные отношения были подчинены ритуалу, имевшему мировоззренческое значение. Ритуал обеспечивал посто­янство неба, порядок земли и поведение народа, ибо ритуал — это "устои неба и земли, верхов и низов". В рамках этого мировоззре­ния формировалась социальная реальность монархии. Монарх (ван), как сын неба, отвечал за народ перед Богом, а народ не­укоснительно выполнял его волю.

У китайской философии общее происхождение, единый корень — культура Дао, которую различно реставрировали и рассматривали с разных ми­ровоззренческих позиций. В социальном и теоретическом срезах ее становление включает два периода: родовой и переходный от рода к государству. На этапе родового строя Дао рассматривается как живой символ и живая органическая культура. Древние философ­ские представления раскрывают рождение Дао в космической пу­стоте (сюй). Под влиянием вселенско-космических ритмов инь-ян пустота — вакуум – заворачивается в воронку, происходит вспыш­ка, и в этом огненно-светлом спиральном вихре рождается эмбри­он Дао (мировое яйцо), которое и несет в себе телесно-духовно-идеальную и тео-зоо-антропоморфную сущность. Собственное вра­щение эмбриона Дао дает ему расширение и дифференциацию. Он делится на пять элементов в виде креста по горизонтали: один элемент в центре, четыре по сторонам света. Пять элементов рас­полагаются и по вертикали, находясь один над другим и образуя вертикальный столб. Элементы горизонтали и вертикали— зер­кальные аналоги друг друга.

Вращаясь в круговой связи, элементы горизонтального креста попеременно заходят в центр, а части вертикального столба прон­зают центр и двигаются туда-сюда. Зеркальные аналоги встречают­ся в центре и сливаются в один бинарный элемент.

Спираль Дао разде­ляет телесно-духовно-идеальную сущность эмбриона Дао и созда­ет Космос: телесная темная сущность образует Землю, идеальная легкая и светлая поднимается и образует из светящихся облаков, солнца, луны, звезд и созвездий Небо. Духовная сущность веет невидимым ветром посередине. Тео-зоо-антропоморфная сущность разграничивается таким образом: первопредок — Бог помещает­ся на Небе, человек — в центре, вещи — на Земле. В сферическом объеме Дао они сплетают три генетических спирали, где элемен­ты одной свободно превращаются в элементы двух других. Не­скончаемая жизненность Дао обеспечивается ритмами инь-ян, космический танец выражает сторону поведения (у), песнопения — словесно-смысловую (гэ).

Поскольку человек занимает центр в спиральной системе Дао, древнеки­тайские философы называются цзы (Лаоцзы, Кунцзы и т.д.). Философствова­ние принимает ценностную направленность — на гармонию вертикальной составляющей спирали и космоса Дао: все ценности символически сосредоточены на Небе, откуда они работой фило­софского сознания смещаются на Землю. Космос Дао становится Поднебесной. Философ как бы является проводником идеальных ценностей сверху вниз и материальных запросов людей снизу вверх. Человек получает свою духовную определенность, и его философско-реставрационная деятельность заполняется антропологическим содержанием, начинаясь с духовной проблематики.

Концепция "Дао" стала центральной во всей древнекитайской философии. О ней говорят конфунцианцы, монеты, легисты и дру­гие. Для них "Дао" — это стратегический путь развития Китая и ос­нование нравственного поведения человека. Согласно концепции даосизма, "Дао" - это первоначало, основание и завершение всего существующего и происходящего в мире. Это всеобъемлющий закон мироздания. Человек не должен стремиться управлять течением жизни, а обязан естественно войти в этот поток, помня о том, что земля осуществляет законы неба, а небо подчиняется Дао, как подлинному бытию, из которого все на­чинается и в которое все возвращается. "Дао" вечно, несотворенно и вездесущно. С точки зрения автора трактата "Даодэцзина", дао не имеет ни протяженности, ни длительности: "Встречаясь с ним, я не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его". Дао не имеет имени, но имеет значение. Дао значит Великое, находящееся в бесконечном движении, несказанное и не­изреченное.

Философский даосизм, начиная с Лаоцзы (VI—V вв. до н.э. и до II в. до н.э.), обращен на родовое прошлое, в котором и усматри­вает природно-социальный идеал. Совершенномудрый человек умозрительно считывает (видение) в архетипе Дао естественные принципы жизни и передает их в человеческую Поднебесную. Ла­оцзы оценивает настоящее как хаос, причина которого — в нару­шении естественного космогенеза. Его задача вывести Поднебес­ную из границ цивилизации (хаоса) через принципы, вытекаю­щие из естественности, снимая атрибуты цивилизации с обще­ства: недеяние, неслужение, неучение, неименование, ненасилие и т.д. Нужно восстановить человеку телесную, духовную и иде­альную триады инь-ян, что возвратит каждого к эмбриональным истокам естества.

Наиболее адекватно дух традиционализма, закрепленного ритуалом - "китайскими церемониями", выразил Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Его трактат "Беседы и высказывания" как собрание нравственных поучений стал настольной книгой каж­дого образованного китайца. Этот своеобразный регламент жиз­ни опирался на такие этические понятия, как "взаимность", "зо­лотая середина", "человеколюбие". Взаимность ориентирована на заботу о других. Золотая середина требовала пройти по "лезвию бритвы" между несдержанностью и осторожностью. Человеко­любие ориентировало на почтительность и уважительность. Вза­имность, золотая середина и человеколюбие - это компоненты правильного пути (дао), которому должен следовать тот, кто желает жить в согласии с собой, с другими и с самим мирозда­нием, а значит, счастливо. Его учение было направлено на то, чтобы обеспечить разумное отношение правителя и подданых, отцов и детей, мужа и жены, чтобы каждый выполнил свое назначение. Правитель должен быть мудрым, а его подданные - законопослушными; отец должен быть любящим, а сын почтительным. И этим все сказано. Утилитарность отвечала китайскому народному характеру, а посему учение Конфуция обес­смертило себя.

Когда один из учеников попросил Учителя выразить суть сво­его учения, Конфуций ответил кратко и емко: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». «Отвечай добром на добро, а на зло – справедливостью».

Другой философской школой Древнего Китая считается моизм, основанный Мо Ди (479-400 гг. до н.э.). Следуя в целом концеп­ции "Дао", эта школа вступила в полемику с философским насле­дием Конфуция. Если конфуцианство делало акцент на любви к ближнему, на отношения взаимности и золотой середины, то моизм утверждает отношения всеобщей любви, полагая, что отдельная любовь - предпосылка скорее взаимной ненависти, чем взаимопо­нимания.

Высшей ценностью моизм рассматривает не человека в его от­ношении к миру, а народ. Народ - источник благополучия и зна­ния. Он же и критерий истины. Что касается отдельно взятого че­ловека, то он всего лишь часть целого. Такая позиция имела определенное, но недостаточное основание в традиционном обществе, скрепами которого являлись ритуалы, требующие неукоснительного их соблюдения в форме "китайских церемоний". Отдельно взятый человек имел скорее сомнительную, а не реальную ценность. По­этому, подражая небу, следуя воле народа, правитель должен лю­бить не отдельно взятого человека, а весь народ, почитая его муд­рость и предпочитая его правду. Ориентиром для людей должны быть не традиции, как того требует конфуцианство, а добродетель, подкрепленная знаниями. Только знания раскрывают причину яв­лений, расставляют все на свое место.

Школа легизма (законни­ков) критикует и конфуцианство, и моизм за их установку на формирование нравственных оснований жизни китайского обще­ства. Легизм противопоставил ритуалу "ли" закон "фа", отказал­ся от нравственного понуждения и сделал ставку на правовое принуждение, заменив любовь законом, а совесть страхом перед наказанием. Оспаривая принципы конфуцианской добродетели, основоположник Легизма Шан Ян (IV в. до н. э.) заявлял, что "доброта и человеколюбие - мать проступков", в то время как истинной добродетелью является наказание. Чтобы сохранять порядок в обществе необходимо "карать жестоко за мелкие пре­ступления, тогда большим неоткуда будет взяться", "разобщать людей взаимной подозрительностью и доносительством". За не­доносительство казнили, за доносы награждали. Книги сжигали. За утайку книг отправляли на строительство Великой китайской стены. Жестокость возводилась в абсолют, а милосердие своди­лось к нулю. Философия объявлялась источником смуты на том основании, что она якобы сбивает людей с толку, мешает управ­лять народом.

Остальные школы Древнего Китая оставили не столь впечат­ляющее наследие, хотя и они внесли свою лепту в формирование протофилософии. Так школа "инь-ян" обосновала отношение неба и земли, природы и человека. Если "ян" определялось как актив­ное начало, то "инь" рассматривалось исключительно как пассив­ное, страдательное ожидание. Древнекитайские мыслители ис­пользовали бинарность данного противопоставления для обозна­чения противоположных и сменяющих друг друга явлений: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, неба и земли, мужского и женского начал.

Согласно учению школы "инь-ян", эти противоположности, достигая в своем развитии предела, обретают свою собственную противоположность. "Ян, достигая предела, превращается в инь; инь, достигая предела, превращается в ян". Эти два начала имеют характер космических сил, находящихся в постоянном взаимодей­ствии и противоборстве. Благодаря взаимодействию этих начал создается и развивается мир, природа, общество, человек. Гармо­ния "ян и инь" обеспечивают спокойствие и порядок, нарушение гармонии приводит к хаосу. Отсюда следует необходимость ори­ентира на гармонию "ян и инь" В жизни общества и отдельно взя­того человека.

Что касается школы " имен ", то в ней главное внимание обра­щалось на соответствие наименования вещей их сущности, с тем чтобы имя вещи соответствовало понятию данной вещи. А поня­тие, в свою очередь, могло выступать заместителем той реально­сти, которую оно обозначало. Все это позволяет вести речь о ста­новлении гносеологической проблематики, хотя в целом домини­руют проблемы житейской мудрости, нравственности и вопросы управления.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Назовите характерные черты древневосточной философии.

2. Какие религиозно-философские течения зародились в Древней Индии? Расскажите о них.

3. Какое место культура Дао занимает в китайской философии? Расскажите о концепции Дао.

4. Перечислите известные вам философские школы Древнего Китая. Какая из них возвела наказание в ранг добродетели?

5. Почему конфуцианство стало «официальной философией» Древнего Китая?

6. Чем отличается этика конфуцианства от этики моизма?

Занятие 4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

1. Основные проблемы древнегреческой философии.

2. Космоцентризм раннегреческих философов.

3. Пифагорейская школа.

4. Элейская школа.

5. Философское учение Эмпедокла и Анаксагора.

6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура.

7. Софисты и скептицизм.

8. Нравственная революция Сократа.

9. Философия Платона.

10. Философия Аристотеля.

11. Неоплатонизм.

12.

Основные понятия и персоналии

Предмет древнегреческой философии, логос, архэ, Милетская школа, Фалес, Анаксимандр, апейрон, Анаксимен, Ге­раклит, Пифагор, Парменид, Зенон, апории, Эмпедокл, Анаксагор, гомеомерии, Левкипп, Демокрит, атом, атомизм, Эпикур, софисты, Протагор, софизм, Сократ, эвдемонизм, Платон, Аристотель, мир идей, мир чувственных вещей, диалектика, стоицизм, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, основной принцип стоической этики,неоплатонизм,Плотин, Порфирий, Прокл.

 

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

Асмус В. Ф.. Античная философия (история философии) [Текст]. - 3-е изд. - М.: Высшая школа, 2003.

Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012.

Мыслители Греции. От мифа к логике. Сочинения. - М.; Харьков: Эксмо-Пресс: Фолио, 1998.

Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010.

Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В 3 кн. / науч. ред. В. В. Целищев. - 3-е изд., испр. - Новосибирск: Изд-во Новосибиркого ун-та: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.

Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. Бруно: Биографические очерки. - СПб.: ЛИО Редактор, 1995.

 

1.Основные проблемы

древнегреческой философии

Античная философия возникает за 600 лет до начала нашей эры в самой богатой для того времени стране с высоким культур­но-историческим потенциалом – Древней Греции. Весь образ жизни в Древней Греции был направлен на то, что­бы воспитать целостную гармонически развитую личность. Эта задача привела к возникновению нового вида знания, которое получило название философии«любовь к мудрости». Идея мудрости – понимание мира и человека с точки зрения разу­ма, предполагает введение отвлеченных сущностей (архэ и атом, благо и справедливость, материя и идея, знания и добродетель и пр.), которые формируются в сознании и выступают в качестве предмета мышления.

Круг проблем, которые интересовали античных мыслителей, достаточно широк. Это и вопросы об устройстве космоса, об истин­ности человеческого знания, вопросы о том, что такое добро, красо­та, долг. Мыслители, занимавшиеся подобными проблемами, имели репутацию мудрецов, носителей подлинного знания. Источник мудрости для них не вера, а знание. Мудрость предполагала пони­мание того, с чем встречается большинство людей, что они видят, знают, слышат и все же не постигают (земля, звезды, растения, тепло, вода, огонь и пр.) С точки зрения античной философии по­стижение всеобщего открывает человеческому уму вечное, беско­нечное, единое в неисчислимом множестве конечных разнообразных вещей. Таким образом, предметом древнегреческой философии яв­лялась рефлексия над миром и обыденным знанием, выражающая­ся формулой: от мифа к логосу (греч. “logos” — “слово”, “понятие”, “разумение”).

 

2. Космоцентризм раннегреческих философов

Как любовь к мудрости, античную философию интересует прежде всего проблема сущего, из которого возник мир множест­ва разнообразных конечных вещей. Отбросив мифологические концепции в объяснении мироздания, античные мыслители вводят безличные силы природы, чтобы отыскать всеобщее начало, пер­вооснову всех вещей (вода, воздух, земля, огонь), название кото­рых – «архэ». Именно в нем античные философы видели великий принцип самой природы, силу, которая формирует космос и управляет им.

Представители Милетской школы (VII-VI в.в. до н.э.) высказали идею о вечности материального первоначала и указали на то, что явления природного мира под­чиняются внутренне им присущему однообразному порядку. По­рядок мира не устанавливается кем-либо, а изначально содержит­ся в материальном элементе, из которого все происходит и состо­ит. Формирует космос и управляет им не персонифицированная надприродная сила, а великий принцип самой природы.

Первоначало — это некая субстанция, в неизмен­ном виде присутствующая в каждой вещи. Это то, что остается при всех превращениях и изменениях в материальных объектах. Первона­чало милетцев – это не просто конкретное природное явление, а невидимые сущности, из которых все образуется, как из семени и прообразом которой являются видимые предметы. Вода Фалеса не просто конкретная вода, а некое жидкое начало вообще, это – философское переосмысление Океана, она «разумна» и божественна. Анаксимандр, отходя от аналогии первоосновы с видимыми предметами, выдвинул в каче­стве первоосновы – апейрон (беспредельный, неопределенный, материальный источник разнообразия и изменчивости всех ве­щей). Апейрон Анаксимандракак первооснова всего сущего сви­детельствует об абстрактной постановке фундаментальной фило­софской проблемы – проблемы бытия.

Ученик и последователь Анаксимандра Анаксимен вошел в историю философии как создатель научного и философского языка. Простое изложение проблем, приверженность фактам характеризуют стиль его мышления. Развивая космогонические взгляды, он первоначалом всего сущего объявляет воздух, про­цессы сгущения и разряжения которого раскрывают природу движения.

По своим воззрениям на природу к милетцам примыкал и Ге­раклит из Эфеса. Единую и всеобщую основу всех явлений при­роды, их материальное первоначало Гераклит усматривал в огне. Огонь Гераклита – источник жизни, сама жизнь, активность и динамика ее. Все мировые про­цессы философ объяснял пульсацией вечно живого огня, его воз­горанием и угасанием. Как активное и подвижное начало огонь подчиняется Логосу (закону), который вечен, всеобщ.

Подводя итоги краткого анализа философских взглядов ионий­ских мыслителей, следует подчеркнуть, что их философские воз­зрения были направлены на выработку самых общих понятий о мире, природе, человеке. Их философия еще не существовала от­дельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии. В этом проявился синкретизм, нераздельность, слит­ность знания философского и научного. Они были первыми в Ев­ропейской культуре, кто осознал и сформулировал наиболее фун­даментальные философские проблемы.

3.Пифагорейская школа

Учение пифагорейцев также не избежало поиска первоначала, основы явлений природы. Пифагору принадлежит концепция, согласно которой сущность мира и всех существующих вещей со­ставляет число и элементы чисел. Назвав мир космосом, т. Е. по­рядком, Пифагор пришел к выводу, что число выступает разум­ной, мистической и материальной основой космоса. За преходя­щими явлениями лежит неизменное бытие. Это бытие - число. Каждый предмет может изменяться. Меняются частности в пред­мете, за исключением числового атрибута – предмет всегда оста­ется Одним. Он не может быть ни менее Одного, ни более Одного. Разложите его на части, и каждая часть будет Одна. Поэтому чи­словое бытие есть единственное неизменное бытие. Вещи суть ко­226оф чисел. Числа полифункциональны: как арифметические принципы они выражают закономерность логоса; как геометриче­ские – представляют собой силы, образующие из беспредельного пространства определенные формы; как физические принципы числа есть материальные вещи, у которых объективированы зако­номерности; как логические принципы – обладают мистическими силами и суть божественные существа.

Заслуга Пифагора и его последователей заключается в том, что они возвели философское знание в ранг абстрактно-теоретической науки, способствующей осмыслению самых разнообразных явлений реального мира. Пифагорейский способ мыслить абстракции (чис­ла, лишенные движения) послужил основой для возникновения элейской школы, крупными представителями которой были Парменид, Зенон, Мелисс.

 

4. Элейская школа

Элейцы поставили важные в философии вопросы: как можно мыслить бытие, как мысль относится к действительности, как в человеческом мышлении представляется окружающий мир и его реальные процессы (движение). Впервые в истории человече­ского знания в учении Парменида противопоставляется мир бы­тия и мир чувственно-воспринимаемых вещей. Бытие это то, что отличается от чувственного мира, имеющего начало и конец во времени. Бытие же вечно, едино, однородно, неизменно, непод­вижно и совершенно. Оно существует, небытия нет и вовсе. Бы­тие постигается логическим мышлением, а мир вещей – чувст­венным восприятием. Так философия в лице Парменида впер­вые открыла качественную специфику чувственного и рацио­нального в познании, отличие философского разума от шаткого «мнения» людей.

Ученик Парменида Зенон продолжил аргументацию своего учи­теля против множественности бытия и движения, создав знамени­тые апории (парадоксы). Древние источники приписывают Зенону пять доказательств «против движения» в защиту неподвижности бытия. Следует подчеркнуть, что в апориях Зенона отразились трудности формирования понятийного аппарата философии, свя­занные с отражением объективной противоречивости движения, пространства и времени, а также противоречия между чувственным и рациональным познанием. Элеаты обнаружили, что единство бы­тия, его сущность постигается только мышлением, а чувственные восприятия дают нам представления о внешних явлениях, их мно­гообразии и изменчивости. Показав, как ошибается ежедневный опыт в своих определениях, элейцы основали свою диалектику как науку, указывающую на противоречия обыкновенного смысла и опыта. Именно поэтому, с точки зрения Зенона, логическое мыш­ление и расходится с теми понятиями, которые мы составляем по непосредственному опыту.

 

5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора

Разрешить данное противоречие и примирить противоположно­сти учений Парменида и Гераклита попытался Эмпедокл. Соглаша­ясь с Парменидом в том, что истинное бытие должно быть вечным и неизменным, Эмпедокл, решая проблему единого и многого, при­ходит к выводу о существовании не одного бытия, а нескольких истинных первооснов. Такими «корнями всех вещей» стали само­стоятельные, неизменные, независимые друг от друга стихии – огонь, воздух, вода и земля, сочетание которых в разных пропор­циях порождает якобы бесконечное многообразие вещей. Источни­ком образования всех вещей являются две противоположности, две силы: Любовь и Вражда. Они не материальны, но пространствен­ны. Если Любовь соединяет, то Вражда обособляет. Преобладание одной из этих сил обусловливает циклический ход мирового про­цесса.

Поставленная Эмпедоклом проблема количественных измене­ний нашла свое развитие в учении Анаксагора о качественной оп­ределенности вещей. Согласно Анаксагору, из ничего ничто не возникает. То, что человек воспринимает как рождение вещей, на самом деле есть проявление уже существующего. Все вещи состо­ят, по мнению философа, из бесконечного числа семян (позднее Аристотель назовет их гомеомериями – подобочастными; идеями, подобными вещам). Семена обладают неизменными качествами и не теряют их ни в одной смеси: они вечны, неограниченны (по числу), бесконечно делимы. Преобладание одних семян над другими обусловливает качествен­ную определенность вещи. Анаксагор связал качественную опре­деленность с количественным преобладанием в ней тех или иных частиц. Это первый в истории метафизики подход к проблеме диалектики качества и количества. Анаксагор высказал и гени­альную мысль о том, что во всем есть часть всего, все связано со всем.

6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура

Конкретизировал эту идею атомизм, выступивший в качестве универсальной онтологической концепции природного мира. Ос­новоположниками его считаются Левкипп и Демокрит.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.055 сек.)